Коммуникативно - личностный потенциал социального влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать важность коммуникативно - личностный потенциала социального влияния.
Объект исследования. Коммуникативно-личностный потенциал.
Предмет исследования. Условия реализации личностных потенциалов у студентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Коммуникативно - личностный потенциал социального влияния………………………………………………………………………….5
1.1 Коммуникативно-личностный потенциал влияния……………...………5
1.2 Типы личного влияния……………………………………………………..9
1.3Система коммуникативных свойств в структуре личности………….…14
Глава 2. Исследование коммуникативно-личностного потенциала….……23
Заключение………………………………………...…………………………..28
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 291.36 Кб (Скачать файл)

ТЕМА коммуникативно - личностный потенциал  социального влияния 
ДИСЦИПЛИНА сОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Коммуникативно - личностный потенциал  социального влияния………………………………………………………………………….5

1.1 Коммуникативно-личностный потенциал влияния……………...………5  

1.2 Типы личного влияния……………………………………………………..9

1.3Система коммуникативных свойств в структуре личности………….…14

Глава 2. Исследование коммуникативно-личностного потенциала….……23

Заключение………………………………………...…………………………..28

Список использованной литературы………………………………………...31

Приложение…………………………………………………...………...…….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. В общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.

Одним из условий, которое может обеспечить успешность выполнения функций среди профессий типа «человек-человек», являются развитые организаторские и коммуникативные способности.

Развитые в процессе профессиональной подготовки коммуникативно- важные качества становятся определяющими в вопросе востребованности и конкурентоспособности будущих специалистов сферы туризма, создают возможности для повышения качества и эффективности профессиональной деятельности.

Цель работы: проанализировать важность коммуникативно - личностный потенциала  социального влияния.

Объект исследования.  Коммуникативно-личностный потенциал.

Предмет исследования. Условия реализации личностных потенциалов у студентов.

Гипотеза исследования: предположение о том, что развитые показатели коммуникативно-личностного потенциала, способствуют дальнейшей профессиональной  деятельности студентов.

В настоящее время западное и российское общество характеризуются тенденцией возрастания значимости потенциала личности, необходимого для ее реализации в самых разнообразных областях жизнедеятельности. Стремление к успеху в условиях информационно-коммуникативных трансформаций общества требует от человека непрерывного обновления системных знаний, усиления мотивации к поиску творческих решений возникающих проблем, умений адаптироваться к окружающей социальной среде, способностей совершенствовать ранее освоенные способы деятельности, готовности к взаимодействию, сотрудничеству и взаимопониманию с окружающим миром.

Для раскрытия этой цели были поставлены задачи

1.Рассмотреть понятие  коммуникативно-личностный потенциал влияния.

2. Рассмотреть типы личного влияния.

3. Проанализировать систему коммуникативных свойств в структуре личности.

4. Провести исследование коммуникативно-личностного потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Коммуникативно - личностный потенциал  социального влияния

 

    1. Коммуникативно-личностный потенциал влияния

 

Понятия общественного и личностного потенциалов, применяемые ныне в экономической, социологической, психологической науках в самых различных модальностях, выполняют важную функцию в раскрытии духовных, профессиональных, нравственных ресурсов человека как субъекта исторического процесса, творца материальных и духовных ценностей. Эвристическая нагрузка этих понятий проявляется, прежде всего, в том, что человек рассматривается через их призму не только как исполнитель конкретной социальной роли (работник, учащийся, гражданин и т.д.), но и как целостная личность, воплощающая в себе целый ансамбль разнообразных личностных качеств и признаков[2].

Структура личностного потенциала работника включает в себя следующие основные элементы:

- профессиональные знания, умения, навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал);

- работоспособность (психофизиологический потенциал);

- интеллектуальные, познавательные способности (образовательный потенциал);

- креативные способности (творческий потенциал);

- способность к трудовому взаимодействию, сотрудничеству (коммуникативный потенциал);

- ценностно-мотивационную сферу (духовный, нравственный потенциал)[5].

Представляя собой комплексную характеристику социальной дееспособности человека, понятие "личностный потенциал работника" отражает также различные моменты процесса его становления в прошлом, настоящем и будущем. Как момент прошлого, потенциал характеризует устойчивую совокупность уже накопленных свойств и качеств, необходимых для эффективной трудовой деятельности. В актуальном плане это понятие помогает раскрыть процесс реального развития потенциальных ресурсов. В виртуальном смысле данное понятие определяет некие возможности, неиспользованные резервы для дальнейшего "наполнения" потенциала новыми качествами и свойствами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

В системе личностного потенциала социолога можно выделить следующие структурные блоки:

- интеллектуально-психологические качества (глубина и особенности интеллекта, когнитивные способности, ценностные ориентации, уровень притязаний, направленность интересов, психоэмоциональные процессы);

- коммуникативные качества (способности к установлению контактов, общению, информационному обмену, убеждению);

- организаторские и волевые качества (внутренняя собранность и целеустремленность, лидерские способности, дисциплина, требовательность к себе и окружающим);

- нравственно-этические качества (приверженность нравственным принципам и нормам профессиональной этики, добросовестность, коллективизм, трудолюбие);

- социально-психологическая компетентность (способность к взаимодействию с окружающими, умение ориентироваться в социальных ситуациях и конфликтах, адекватная социальная рефлексия и эмпатия) [2].

Понятие «коммуникативный потенциал личности» используется в нескольких аспектах:

- коммуникативный потенциал личности является не статической и динамической системой; такой, которая развивается (или наоборот), системой свойств и способностей: она приобретается в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми и в реальном общении с ними; это система форм, средств, путей интеграции своей деятельности с деятельностью других, собственной личности с личностями других; она закрепляется в виде личностных качеств и особенностей и является своеобразной индивидуальной «историей участия личности» в совместной деятельности;

- коммуникативные свойства характеризуют личность через ее возможности как конкретного и реального участника совместной с другими людьми деятельности и определяют эффективность такого участия, а соответственно, глубину и полноту вхождения в совместную деятельность и сотрудничество, полноценность вхождения в группу, в человеческое сообщество;

- в особых видах деятельности и в конкретных ситуациях общения, ставят к личности повышенные требования, эти свойства выступают как внутренние резервы личности, обеспечивающих эффективность ее деятельности за этих условий; именно при таких обстоятельствах оказываются особенно значимыми ситуации и условия психологической деятельности, повязки. вязанные с публичностью работы индивида, многоплановость, вообще с ее коммуникативной сущностью, а также общение в эмоционально напряженных обстоятельствах типа конфликтов и т.д[11].

Итак, самыми, принципиально важными характеристиками коммуникативного потенциала личности является его динамичность (способность изменяться), адекватность целям и задачам процесса общения, его необходимость в реализации при любых проявлениях: от самосознания до практических действий через поведение.

При отсутствии условий для реализации коммуникативного потенциала индивида у последнего наблюдается снижение потенциальных возможностей, разрушение статусно-ролевой актуализации личности в социальной группе, потеря ощущения индивидом социальной реальности, деперсонализация и изоляция личности за формального наличия потенциала и видимости благополучия в течение определенного времени. Говоря о потенциальных коммуникативные возможности личности, имеем в виду желание индивида самовыразиться среди себе подобных, самоутвердитися, оптимизировать процесс социально-психологического отражения, исходя из своих индивидуальных, психофизиологических, социально-психологических свойств. Речь идет, таким образом, о содержательных аспект коммуникативного потенциала личности.

На каком бы уровне - личностном или личном - ни осуществлялась способность влияния, она требует наличия определенного комплекса личностных и коммуникативных свойств, некоего базового стержня, который помогает ей проявляться и развиваться в течение жизни. Иными словами, у каждого индивида должен быть свой коммуникативно-личностный потенциал влияния, и в то же время должен существовать универсальный потенциал личного влияния, обеспечивающий успех воздействия в общении с другими людьми.

Конечно, каждый тип личности привносит свои особенности в проявление личного влияния. Импульсивная, агрессивная, фрустрированная, но при этом не лишенная обаяния и чувства юмора личность обнаруживает своеобразную фрустрационно-агрессивную природу личного влияния. В подобном случае проявляется конструктивный компонент фрустрации, когда индивид не впадает в депрессию, а предпринимает конкретные действия для решения проблемы. Фрустрация здесь выступает как Движущая сила под девизом «Без фрустрации нет мотивации». А сопровождают ее, обеспечивая успех, чувство юмора и личное обаяние. Фрустрационное влияние основано на свойствах личности, которые в большей степени определяются темпераментом, чем самовоспитанием[4].

Гармоничная же, уравновешенная, зрелая личность откроет нам другую, более альтруистичную природу влияния, связанную с мотивацией помощи и пониманием других людей. При этом успех такому влиянию будут обеспечивать самообладание, самоуважение, удовлетворенность жизнью и партнерский стиль общения[7].

 
Рис. 1 Составные части влияния

 

1.2 Типы личного влияния

Способность личного влияния зависит от типа личности, от ведущих свойств коммуникативно-личностно-мотивационной структуры индивида а также от удовлетворяемых индивидом потребностей. И в зависимости от этого она может проявляться на разных уровнях (аналогично пирамиде мотивов, или иерархии потребностей, А. Маслоу). В качестве основания для выделения типов влияния и типов личности были взяты такие свойства, как агрессивность-дружелюбие, эмоциональная нестабильность - саморегуляция, общительность-замкнутость, мотив риска-мотив избегания неудачи, авторитарность-партнерство, а также фрустрированность, конфликтность, импульсивность, рефлексивность, адаптивность, эмпатия, истощаемость, активность, и такие факторы самосознания, как самоуважение, самообладание. Критерий развитого самосознания явился главным в выделении высшего уровня личного влияния, к которому относится тип «Личный магнетизм». Критерий неудовлетворенности отношениями и жизнью в целом явился основным в определении нижнего континуума уровней личного влияния. Согласно этому критерию, нижнюю позицию занимает тип «манипулятивная адаптивность», за ним идут «воинствующая добродетель» и «фрустрационное влияние» [9].

Всего выделяем 7 типов влияния, из которых четыре  - основные, а три - компенсаторные. Основные типы личного влияния:

- социальный интеллект;

- личный магнетизм;

- фрустрационное влияние;

- партнерство и доверие на основе эмпатии.

К типам компенсаторного, или непрямого, влияния, относятся:

- манипулятивная адаптивность;

- ответственность и компетентность;

- «воинствующая добродетель».

Первый тип влияния - социальный интеллект - объединяет людей легких в общении, хорошо адаптирующихся в любой ситуации, уверенных в себе, с высокой адекватной самооценкой. В основе их общения лежат аффилиативная потребность и мотивация помощи, при этом им свойственна удовлетворенность общением и жизнью в целом. Это личности с хорошей саморегуляцией, умеющие выработать в себе силу воли. У них высокий социальный интеллект, хорошие убеждающие качества, высокая работоспособность. Такие люди умеют принимать решения, активны в работе, обычно открыты, дружелюбны и внимательны, предпочитают партнерский стиль общения с учетом обратной связи и восприятия себя собеседником. Они позитивно воздействуют на других даже одним своим присутствием. Окружающие, в свою очередь, воспринимают их как сердечных, понимающих и надежных людей. Про них также говорят, что они реагируют скорее сердцем, чем разумом. Примечательно, что этот тип влияния - самый распространенный, им обладает каждый четвертый[13].

Личный магнетизм – близок первому типу влияния, характеризуется еще более выраженным социальным интеллектом, чувством собственного достоинства, высокой степенью самовосприятия, более развитыми навыками общения, высокой адаптивностью, уверенностью в себе и поэтому более сильным влиянием. Представители данного типа дружелюбны, обостренно воспринимают эмоциональное состояние других людей, хорошо понимают их на вербальном и невербальном уровне. Обладателей личного магнетизма отличают также ответственность, способность к рефлексии, высокий энергетический потенциал, тактичность, отсутствие агрессии, застенчивости и чувства одиночества. Они более других удовлетворены жизнью и общением с близкими людьми. Главными отличительными характеристиками являются высокое самоуважение, эмоциональная стабильность, высоко развитые самосознание и саморегуляция, стремление к самосовершенствованию (без выпячивания собственных достоинств). Это зрелые личности, что позволяет отнести «личный магнетизм» к высшему уровню проявления влияния.

Фрустрационный тип личного влияния встречается у общительных, обаятельных, наделенных чувством юмора, самоуверенных, импульсивных, умеющих рисковать, ориентированных на карьеру людей. Им свойственны также высокое самоуважение, самообладание, рефлексивность в сочетании с авторитаризмом, стремлением центрировать собеседника на своих проблемах (эгоцентрическое самораскрытие). Психическое состояние таких людей характеризуется напряженностью, дискомфортом, поскольку в нем преобладают фрустрация, агрессия, конфликтность и невротичность. Удовлетворенность жизнью низкая. Активность у фрустрированных личностей проявляется импульсивно, на уровне риска, вызова судьбе. Решение принимается быстро. Внешним стимулом для проявления активности может стать попытка снизить их самооценку (например, с помощью фразы «Этого тебе не дано»). В целом это сильные личности, но не очень искусные манипуляторы, поскольку их мотивы и намерения достаточно прозрачны для окружающих (камень держат в руке, а не за пазухой). Фрустрационным типом личностного влияния обладает каждый шестой человек[3].

Доверительно-партнерский тип влияния свойствен скромным, внимательным, уступчивым, застенчивым, эмпатичным, сензитивным, альтруистичным людям, у которых на фоне потребности в поддержании равноправных отношений ярко выражено стремление к самораскрытию. Обозначенные выше характеристики часто ведут к нервному истощению, поэтому данный тип влияния требует доверительно-интимного уровня общения (в узком кругу) и чувства безопасности. В целом такие люди довольны жизнью и общением. Их тип влияния встречается чаще, чем фрустрационный. Он характерен для профессий, где не требуются ответственность, способности к риску и быстрому принятию решения, а также профессий типа «человек – человек».

К компенсаторным типам личного влияния относятся: манипулятивная адаптивность, ответственность и компетентность, «воинствующая добродетель». В целом данные типы влияния свойственны маловлиятельным, сверхосторожным людям с заниженной самооценкой[11].

Манипулятивная адаптивность – предполагает наличие достаточных навыков общения, адаптации и манипуляции, в том числе тактической гибкости, дипломатичности, настойчивости в контактах (навязчивости). Данные личности отличаются устойчивостью во взглядах и суждениях, осторожностью в принятии решений, стремлением избегать неудач, недоверчивостью по отношению к другим людям. Часто это интроверты, затрудняющиеся в поддержании доверительного уровня общения. По этой причине окружающие воспринимают их как хитрых, нечестных, способных совершить аморальный поступок. Им не доверяют, и они никому не верят (замкнутый круг). Такие личности жизнью не удовлетворены, имеют заниженное самоуважение и на этом фоне стабильно выбирают манипулятивный вариант воздействия на других людей. В чистом виде такой тип влияния встречается редко[15].

Ответственность и компетентность – данный тип влияния характерен для застенчивых, осторожных в решениях, высоко ответственных, кропотливых в работе людей, отличающихся высокими моральными принципами. Их основные черты – стремление к стабильности, компетентность, выносливость, удовлетворенность жизнью, отсутствие спонтанной агрессии. Такие люди добиваются авторитета благодаря высокому интеллекту, логичности мыслей и действий, настойчивости, профессионализму, надежности. Их мнению доверяют, высоко ценят как работников, особенно в сфере «человек – техника», где требуется повышенная ответственность и точность действий.

«Воинствующая добродетель» – данный тип влияния встречается редко, свойствен авторитарным личностям с высокими моральными установками, но низкой рефлексией. Завышенные требования предъявляются ими только к поведению окружающих, но не собственному. Такие люди под предлогом выполнения морального долга, принятых норм и правил способны совершить любое манипулятивное действие, трансформируя при этом внутреннее «Я хочу» во внешнее – «Ты должен». Они подчиняют себе слабых людей, а сами подчиняются более сильной личности, поскольку их самоуважение занижено, что в целом свойственно авторитаризму[3].

 

1.3 Система коммуникативных свойств в структуре личности

 

Понимание личности как психологического явления опирается на анализ ее структуры. Как заметила Е.В. Шорохова, для психологии личности важен не сам перечень свойств, а их субординация, структура, определяющая тип поведения. Такая структура является продуктом развития человека, постепенно складываясь на стадиях его жизненного пути. Эта структура, как отмечает Б.Г. Ананьев, есть целостное образование и определенная организация свойств. В психологии пока еще нет достаточно четкой классификации свойств личности. Обычно, как отечественные, так и зарубежные исследователи выделяют такие свойства, как направленность личности, темперамент, характер, способности, мотивация и т.д. Но на наш взгляд, все перечисленное можно считать не свойствами, а системами свойств, так как они являются сложными образованиями. Поэтому правильнее было бы назвать свойства, обеспечивающие определенный уровень общения не коммуникативными свойствами личности, а системами коммуникативных свойств личности[6].

По литературным данным свойства человека имеют различное происхождение: природное и психическое. Коммуникативные свойства личности включают в себя как элементы природных свойств, так и психических. Природные свойства - это исходные, те которые зависят от типа ВНД, они определяют импульсы коммуникативной деятельности, а также тонус и динамику протекания психических процессов.

Факторы, определяющие динамику и успешность личности в общении, представляют собой личностные свойства, способности, умения и т.п., составляющие в системе коммуникативную структуру личности, ее коммуникативный потенциал.

Именно исследования, проведенные в сфере межличностного общения В.В. Рыжовым и В.А. Богдановым, дают основания предполагать о существовании коммуникативной структуры личности.

Коммуникативная структура личности - это относительно стабильное целостное образование, состоящее из систем коммуникативных свойств личности и коммуникативного потенциала личности, который взаимодействует с этими системами. Системы этих свойств формируются в процессе общения, а также под влиянием ряда факторов и закрепляются в структуре личности. Выделение особой системы коммуникативных свойств личности возможно только условно, так как личность участвует в общении как целостная личность, и любое ее качество "включено" в общение и, следовательно, влияет на его эффективность[8].

Стабильность коммуникативной структуры личности проявляется в индивидуально-психологических особенностях конкретного индивида под влиянием ряда факторов, среди которых важное место занимают образ жизни человека, социальные ситуации и др.

Ядро коммуникативной структуры личности составляют коммуникативные свойства личности.

Коммуникативные свойства личности - это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, и это определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении.

У субъекта общения имеется также определенный коммуникативный потенциал, который определяет его коммуникативные возможности. Коммуникативный потенциал - это система социально-психологических свойств, обеспечивающих тот или иной характер общения. Та система социально-психологических свойств, составляющих коммуникативный потенциал личности, которая закрепилась и, обладает устойчивостью, переходит в коммуникативные свойства личности. Сам же коммуникативный потенциал личности является динамичной, развивающей и обогащающейся системой свойств[1].

Коммуникативные свойства личности, коммуникативный потенциал находятся во взаимосвязи с подструктурами, составляющими компонентами структуры личности и накладывают свой отпечаток на поведение человека в сфере общения и на все компоненты личности в целом. Вследствие этого можно выделить следующие подструктуры коммуникативной структуры личности:

- Коммуникативная деятельность;

- Коммуникативная мотивация;

- Коммуникативные способности;

- Коммуникативные свойства личности, зависящие от темперамента;

- Коммуникативные черты характера;

- Коммуникативные свойства личности, зависящие от воли;

- Эмоции, выполняющие коммуникативную функцию.

Итак, коммуникативная структура личности - это часть структуры личности, проявляющаяся в общении.

Все выделенные стороны образуют целостные и взаимосвязанные системы свойств, которые формируются в многообразных процессах общения и совместной деятельности с другими людьми.

Выделение коммуникативной структуры личности из целостной структуры личности возможно только условно.

Какие именно личностные особенности, виды коммуникативных свойств, могут составить базу коммуникативной структуры личности? Ответ на этот вопрос могут дать исследования многообразных связей между коммуникативными свойствами личности, коммуникативным потенциалом личности и подструктурами коммуникативной структуры личности.

Следует уточнить, что под основными или базовыми коммуникативными свойствами личности мы понимаем те, которые начинают оформляться в детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека в сфере общения. Эти свойства отличаются от других тем, что их развитие, - по крайней мере, в начальный период - в определенной степени зависит от генотипических биологически обусловленных свойств организма. К числу таких свойств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность, эмоциональность и общительность, невротичность и мн.др. Эти свойства складываются и закрепляются в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперативного и условно-рефлекторного научения, подражания и ряда других факторов[10].

Коммуникативная деятельность -это соотношение целого и частей. Общение не существует без коммуникативной деятельности партнеров, но оно не сводится к их изолированно взятым коммуникативным деятельностям. Каждый участник коммуникативной деятельности активен, т.е. выступает как субъект и является личностью.

Коммуникативная деятельность отличается наличием мотивов и цели. Можно выделить следующие виды коммуникативной деятельности:

- гностическая;

- экспрессивная деятельность;

- интеракционная.

Коммуникативная мотивация - это мотивы, потребности, цели, намерения, стремления, которые стимулируют и поддерживают активность коммуникативной деятельности. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих сам акт общения, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения коммуникативной деятельности. Любая форма поведения может быть объяснена внутренними и внешними причинами. В первом случае это психологические свойства субъекта, а во втором - внешние условия.

Формирование целостной личности характеризуется также формированием соответствующей мотивации, которая обусловливает "требуемое поведение". Мотивация обеспечивает преодоление внутренних конфликтов, проявляющихся в отклоняющемся поведении личности [14].

Коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в общении, а так же умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.

Коммуникативные способности в наибольшей степени социально обусловлены.

Как мы уже упоминали выше, изучение коммуникативных способностей осуществляется в широком диапазоне. Обобщив их исследования, можно выделить стратегические и тактические способности:

1. Стратегические  способности. Эти способности выражают  возможность личности понять  коммуникативную ситуацию, правильно  в ней ориентироваться и в  соответствии с этим сформировать  определенную стратегию поведения.

2. Тактические способности. Эти способности обеспечивают  участие личности в коммуникации.

Коммуникативные свойства личности, зависящие от темперамента. В общении свойства темперамента проявляются следующим образом, они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью ВНД речь, мимика, жесты, пантомимика выражены ярче, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, так и темп их эмоционально-экспрессивных движений довольно высок. Значительно различается и стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. С темпераментом взаимосвязаны такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность[6].

Коммуникативные черты характера - это индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в общении.

В общении с людьми характер проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.

В.Ш. Масленникова и В.П. Юдин выделили две группы черт характера, необходимых при любом общении:

1 гр. - вежливость, жизнерадостность, вера в себя.

2 гр. - старательность, инициативность, память, правдивость, умение говорить без преувеличений[4].

Коммуникативные свойства личности, зависящие от воли.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как энергичность, настойчивость. Эти свойства можно рассматривать как первичные или базовые. Волевого человека отличает решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе, целеустремленность, ответственность, инициативность. Они развиваются в онтогенезе несколько позже. В третью группу волевых свойств можно отнести ответственность, дисциплинированность, обязательность. На рисунке 2. представлена коммуникативная структура личности.

 
Рис. 2 Коммуникативная структура личности.

Как показано на рисунке, на коммуникативную деятельность оказывают влияние с одной стороны социальные факторы. Так очень важно, в каких условиях происходило формирование личности, под влиянием каких социальных факторов. И, с другой стороны, на коммуникативную деятельность оказывают также сильное влияние индивидуально-психологические особенности личности, психологические факторы.

Частные возможности к коммуникации, коммуникативный потенциал личности, составляют периферию образа и центральное ядерное образование.

Ядро обеспечивает постоянство коммуникативных возможностей, которые закрепляются и переходят в коммуникативные свойства личности. Происходит это лишь в том случае, если данные возможности имеют существенное значение для человека и окружающих его людей. Возможности закрепляются и превращаются в свойства, когда они обеспечивают достижение значимого для человека эффекта в коммуникативной деятельности[8].

Периферия ближе или дальше от центра может пополняться, изменяться. На нее постоянно будут действовать социальные и психологические факторы.

Центр, ядро и периферия находятся в постоянном сложном взаимодействии между собой. Ядро коммуникативной структуры личности определяет аффективную окраску его периферии.

Изменение коммуникативного потенциала личности со временем приводит и к изменению, пополнению коммуникативных свойств личности, ядра коммуникативной структуры личности. Это происходит в связи с тем, что некоторые возможности из коммуникативного потенциала личности закрепляются и характеризуют уже постоянство особенностей поведения человека в сфере коммуникативной деятельности, значимые для него самого и его социального окружения.

На каждом этапе развития происходит увеличение коммуникативных возможностей личности, вследствие этого увеличивается и количество постоянных свойств, характеризующих личность в плане общения. Все подструктуры коммуникативной структуры личности находятся в тесной взаимосвязи[9].

Таким образом, самыми, принципиально важными характеристиками коммуникативного потенциала личности является его динамичность, адекватность целям и задачам процесса общения, его необходимость в реализации при любых проявлениях: от самосознания до практических действий через поведение.

 

 

 

 

 

 


 

Глава 2. Исследование коммуникативно-личностного потенциала.

Мы провели анализ выраженность личностных потенциалов студентов – будущих менеджеров в сравнении со значениями личностных потенциалов менеджеров среднего звена для определения уровня личностной готовности студентов к освоению профессии. Были опрошены 25 студентов, и 25работающих менеджеров.

Мы использовали диагностический комплекс, который включил в себя «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (Приложение 1), «Диагностика уровня развития рефлексивности» (Приложение 2) и теста диагностики волевого потенциала (Приложение 3).

Все результаты, полученные путем использования методик были объеденены и представлены в таблицах.

Таблица 1 - Уровень развития коммуникативных личностных качеств студентов.

Все результаты, полученные путем использования методик были объеденены и представлены в таблицах.

Уровень развития

Коммуникативные личностные качества

Эмпатия, чел., %

Рефлексия, чел., %

Направленность на взаимодействие, чел., %

Волевой потенциал, чел., %

Низкий

4

16

6

24

2

8

9

36

Средний

16

64

13

52

15

60

14

56

Высокий

5

20

6

24

8

32

2

8


 

 

Анализ результатов диагностики показал, что высоким уровнем эмпатии обладают 20% студентов. Для этой группы студентов  характерна заинтересованность делами студенческой жизни, их личной жизнью; студенты с высоким уровнем эмпатии обладают гибкой психикой и легко адаптируются к смене окружающей обстановки, чутко реагируют на настроение общества, проявляют эмоциональную отзывчивость, сочувствие и сопереживание по отношению к другим людям. Так же высокие значения в рефлексии и направленности на взаимодействие показали 24% и 32% студентов соответственно. Высокий уровень волевого потенциала выявлен всего у 8% студентов.

64% студентов обладают средним уровнем эмпатии. Можно предположить, что данная категория не всегда чутко и адекватно реагирует на настроение общества. Студенты ситуативно проявляют эмоциональную отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Средние показатели в рефлексии и направленности на взаимодействие показали 52% и 60% студентов. Средний уровень волевого потенциала наблюдается у 56% студентов.

У 16% студентов выявлен низкий уровень эмпатии. Это говорит о том, что студенты не реагируют на чувства и переживания, не склонны проявлять сочувствие и эмоциональную поддержку. Низкие значения в рефлексии и направленности на взаимодействие показали 24% и 8% студентов. Низкий уровень волевого потенциала замечен у 36% студентов.

Рис. 3 Уровень развития коммуникативных личностных качеств студентов.

Наиболее ярко выражены средние значения развития показателей эмпатии, наименее выражены – низкие значения направленности на взаимодействие.

Таблица 2 - Уровень развития коммуникативных личностных качеств менеджеров.

Уровень развития

Коммуникативные личностные качества

Эмпатия, чел.

Рефлексия, чел.

Направленность на взаимодействие, чел.

Волевой потенциал, чел

Низкий

8

32

3

12

0

0

1

4

Средний

15

60

13

52

16

64

14

56

Высокий

2

8

9

36

9

36

10

40


 

 


 

Рис. 4 Уровень развития коммуникативных личностных качеств менеджеров.

Наиболее ярко выражены средние значения развития показателей направленности на взаимодействие, наименее выражены – низкие значения направленности на взаимодействие.

 

Рис. 5 Сравнение низких показателей.

Сравнительный анализ показал наибольшие различия в показателях эмпатии и волевого потенциала.

Рис. 6 Сравнение средних показателей.

После сравнительного анализа, можно утверждать, что показатели либо имеют равные значения, либо незначительно различаются.

Рис. 7 Сравнение высоких показателей.

Результаты сравнительного анализа показывают, что выраженность значений личностного потенциала работающих менеджеров и студентов – будущих менеджеров существенно различается. Наибольшие отличия наблюдаются в значениях волевого потенциала. 

Волевой потенциал студентов отличается от волевого потенциала менеджеров в наибольшей степени. Студенты, по сравнению с менеджерами, менее ответственны (характеризуются большей экстернальностью контроля), менее целеустремленны, решительны, инициативны, настойчивы, обладают меньшим ресурсом самообладания. Студенты полагают, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил – случая, других людей и т.д. Полученные результаты позволяют сказать, что студенты в большей степени, чем менеджеры, демонстрируют свою зависимость от обстоятельств, не верят в свои силы, имеют размытые, неустойчивые цели.

Контроль ситуации и ответственность за результат они перекладывают на других, считая, что решить сложные проблемы не в состоянии. Поэтому студенты эффективнее работают, если кто-то руководит ими, не стремятся отстаивать свою точку зрения, соглашаясь с мнением другого. При этом студенты более склонны демонстрировать нетерпеливость и раздражительность.

Известно, что волевые характеристики менеджера в значительной степени определяют успешность управленческой деятельности. Сравнительный анализ полученных данных позволяет утверждать, что уровень развития волевого потенциала студентов в наибольшей степени диссонирует с аналогичными характеристиками у работающих менеджеров и, возможно, именно характеристики волевого потенциала в наибольшей степени влияют на готовность студента освоить профессию, и именно они будут определять и успешность вхождения в профессию менеджера, и успешность ее освоения. Следует заметить, что обучение в вузе не способствует развитию волевого потенциала студентов, поскольку чаще всего представлено в объектно-деятельностной форме с существенным дисбалансом самостоятельной и пассивной работы в сторону последнего. 

Коммуникативный потенциал студентов отличается более высоким значением эмпатии и более низкими значениями тенденции к взаимодействию. Более выраженные значения эмпатии могут быть обусловлены возрастными особенностями группы студентов по сравнению с работающими менеджерами. Студенты представляют собой группу, относящуюся к нижней границе периода юности, когда содержание эмоционального мира человека, интерес к нему составляют сильно заряженный аффективный центр личности. Не будучи включенными в профессиональную деятельность, студенты в большей степени чувствительны к личностным проявлениям человека, безотносительно его профессиональных способностей и достижений и сильнее зависят от мнений и оценок окружающих людей. 

Таким образом, сравнительный анализ развития личностного потенциала студентов – будущих менеджеров и работающих менеджеров обнаружил личностные затруднения у студентов по отношению к будущей профессиональной деятельности. Фактически личностный потенциал студентов может обеспечить их успешность в обучении, построенном по классическому принципу. Для того чтобы повысить конкурентоспособность студентов в будущей профессиональной управленческой среде, для успешного выполнения профессиональных функций менеджера, необходимо создание специальных условий для развития у студентов волевого потенциала и оптимизации значений коммуникативного и интеллектуального потенциалов. 

 

Заключение

 

Влияние может основываться на социальном положении или статусе, на владении ресурсами или информацией, на межличностных отношениях или индивидуальных особенностях, включая различные мотивы, потребности и интересы человека.

Природа личного влияния неоднозначна и проявляется в зависимости от темперамента и типа личности. Существуют основные и компенсаторные типы личного влияния. Наиболее творческими и развивающими типами влияния являются социальный интеллект и личный магнетизм, поскольку дают максимальную удовлетворенность общением как человеку, оказывающему влияние, так и тому, на кого оказывается влияние.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

- коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

- интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовывать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);

- перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

Проведенное исследование показало, что коммуникативные личностные качества студентов недостаточно развиты, что мешает им реализовывать свой потенциал, строить отношения на принципах сотрудничества, духовно осваивать внутренний мир партнера по общению, проявлять эмоциональную открытость, поддержку, искренность и доверие к другому человеку, т.е. демонстрировать высокий уровень коммуникативной

Информация о работе Коммуникативно - личностный потенциал социального влияния