Контрольная работа по «Дефектология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Дефектология (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение)
— наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Дефектология - интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Содержание

Дефектология как наука………………………………………………….3
Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики……………………...5
Методы дошкольной сурдопедагогики…………………........................6
Тифлопедагогика как наука. Предмет, задачи и методы исследования тифлопедагогики…………………………………………………………..7
Предмет и задачи курса дошкольной олигофренопедагогики…………8

Методы дошкольной олигофренопедагогики как науки………………9
Предмет, задачи и методы логопедии……………...…….......................9
Заключение………………………………………………………………12
Литература……………………………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик дефектологии.docx

— 43.32 Кб (Скачать файл)

                        Челябинский государственный педагогический университет                     

                       

 

 

               Направление « психология и педагогика дошкольного образования»

 

 

 

 

 

 

 

                                Контрольная работа

                     По дисциплине «Дефектология»

 

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнила студентка 2 курса

                                                                                            Булаева Елена Владимировна

 

 

 

                                                          Озерск 2014 г.

 

                                                Содержание.

  1. Дефектология  как наука………………………………………………….3
  2.   Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики……………………...5
  3. Методы дошкольной сурдопедагогики…………………........................6
  4.   Тифлопедагогика как наука. Предмет, задачи и методы исследования тифлопедагогики…………………………………………………………..7
  5. Предмет и задачи курса дошкольной олигофренопедагогики…………8

                           

  1.   Методы дошкольной олигофренопедагогики как науки………………9
  2.   Предмет, задачи и методы логопедии……………...…….......................9
  3.   Заключение………………………………………………………………12
  4.   Литература……………………………………………………………….13 
     

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Дефектология как наука

   Дефектология (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение)    

— наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Дефектология - интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.  

   Основной  задачей дефектологии  является разработка теоретических  и прикладных основ системы  комплексной - медико-психолого-педагогической - помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии. 

Как область научного знания дефектология  начала развиваться в начале 20 в. в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.  

     Ведущим и на долгие  годы единственным в России  научно-исследовательским центром  в области дефектологии  стал  Экспериментальный дефектологический  институт (ЭДИ), открытый в 1929 на базе  созданной В.П. Кащенко Медико-педагогической  станции. В 1943 ЭДИ был переименован  в Научно-исследовательский институт  дефектологии АПН СССР (ныне Институт  коррекционной педагогики РАО).

      Объединяя специалистов  разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей  дефектологии. (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями в психофизическом развитии, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики дефектологии. как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.   

    Исключительную роль  в создании и закреплении интегративного  характера и целостности дефектологии  сыграли работы Л.С. Выготского, в которых уже в 30-х гг. 20 в. были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов дефектологии. (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-исторической теории развития высших психических функций.

       В процессе  развития дефектология  систематически  расширяла сферу своих исследований. Если на первых этапах предметом  внимания дефектологии  являлись  дети с выраженными и легко  определяемыми нарушениями в  развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития дефектологии  изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения, а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями. В то же время выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями) . Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с нарушениями двигательными, с выраженными нарушениями интеллекта, а также исследования детей дошкольного возраста.   

В ходе этих исследований, проведённых в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы. Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Дефектология внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей.

        Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х гг. система специальных (коррекционных) образовательных учреждений имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.

        Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определённым уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и вузы.

      Миссия дефектологии  на современном этапе - научное  обеспечение процесса перехода  к системе специального образования  нового типа, ориентированной на  ценности открытого гражданского  общества.

       Приоритетными задачами современной дефектологической науки являются: создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребёнка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи; разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования; переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования; разработка научных основ построения нового содержания специального обучения, методов и технологий качественной его индивидуализации, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, содержания и методов взаимодействия специалистов с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушениями в развитии.

         Дефектология  продолжает развиваться как комплексная  наука, в основе которой лежит  идея о необходимости целостного  подхода к изучению проблемного  ребёнка.

         Противоречие между этимологией термина "дефектология" и содержанием той интегративной области научного знания, которую он в действительности обозначает, резко обострилось после ратификации в 1991 Рос. Федерацией Конвенций ООН "О правах инвалидов" и "О правах умственно отсталых", когда была осознана необходимость отказаться от употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов уничижительного характера. В число таких терминов попадает и термин "дефектология", который, также как термины "аномальные дети", "аномальное развитие", начинает выходить из употребления. Проблема состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина "дефектология", социально приемлемого и при этом адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания. Вследствие этого термин "дефектология" продолжает использоваться специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий: от дискуссий, касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина, до дискуссий в области методологических основ самой науки и её места в системе современных наук.   

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 67-68)  

Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития больных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

    В дефектологию входит  ряд разделов специальной педагогики:  

сурдопедагогика - обучение и воспитание глухих и слабослышащих; 

тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых и слабовидящих; 

олигофренопедагогика - обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития;  

логопедия - обучение и воспитание лиц с нарушением речи.  

(Руклинская И.Н., Петрова О.Ф., Сопова Е.В. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Кемерово, 2001. C. 67-68)

                 Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики

     Сурдопедагогика (от лат. «surdus» – глухой) – педагогическая наука (раздел специальной педагогики) о развитии, воспитании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.

    Предметом дошкольной  сурдопедагогики являются процессы  развития, воспитания и обучения  детей раннего и дошкольного  возраста с нарушениями слуха.

   Дошкольный период имеет  важнейшее значение для последующего  развития ребенка с нарушенным  слухом, так как раннее начало  развивающей и коррекционной  работы помогает предупредить  некоторые особенности в развитии, обеспечить ребенку полноценное  познавательное, социальное, личностное  развитие. В дошкольном воспитании  Л. С. Выготский видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей» (1983, с. 104). Выделение дошкольной сурдопедагогики в цикле сурдопедагогических дисциплин обусловлено психофизиологическими особенностями детей раннего и дошкольного возраста, необходимостью их учета при организации жизни и создании условий воспитания и обучения, отличающихся от школьных.

   Основные задачи  дошкольной сурдопедагогики обусловлены взглядами общества на возможности развития детей с нарушениями слуха, пониманием необходимости организации педагогической помощи им в раннем и дошкольном возрасте, ролью дошкольного периода в системе непрерывного образования глухих и слабослышащих людей. К основным задачам дошкольной сурдопедагогики могут быть отнесены следующие:

– содействие раннему выявлению детей с нарушениями слуха, оказание им своевременной педагогической помощи;

– выявление закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста с недостатками слуха; изучение влияния снижения слуха на физическое, познавательное, социальное, речевое развитие и на формирование личности;

– организация помощи родителям по воспитанию детей с нарушениями слуха в семье;

– разработка теоретических основ развивающей и коррекционной работы: определение задач, принципов, методов воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста;

– определение содержания воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в условиях варьирования форм организации и сроков обучения (детские сады для детей с нарушениями слуха, группы при специальных школах, группы при массовых детских садах и др.);

– совершенствование методов развивающих и коррекционных направлений в работе, в том числе методов формирования речи, развития слухового восприятия, обучения произношению;

– поиски новых форм организации педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха;

– содействие полноценной интеграции детей, имеющих нарушения слуха, в среду слышащих;

– укрепление преемственных связей дошкольных учреждений со школой, различными общественными организациями.

                         Методы дошкольной сурдопедагогики

       Дошкольная сурдопедагогика  основывается на анализе и  обобщении теоретического и практического  материалов, связанных с изучением, воспитанием и обучением дошкольников, имеющих нарушения слуха. Изучение психолого-педагогических условий, в которых протекает воспитание и обучение детей, выявление закономерностей педагогического процесса, определение эффективности коррекционной работы возможно в том случае, если используется значительный спектр методов: наблюдения, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источникови др. Каждый из указанных методов обретает действенность лишь в сочетании с другими, так как их использование носит комплексный характер.

     Наблюдения применяют для изучения процессов воспитательной и коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Задачей педагогического наблюдения является накопление, систематизация и анализ фактов, характеризующих особенности детской деятельности, эффективность овладения материалом по разным разделам программы, используемые методы и приемы. Целенаправленность наблюдения определяется выбором цели, объекта, планом проведения, формой фиксации результатов. Объектами наблюдений могут быть дошкольники с нарушениями слуха в процессе проведения фронтальных и индивидуальных занятий, в свободной деятельности. Для специалистов важное значение приобретает проведение наблюдений за деятельностью сурдопедагога и воспитателей, тщательный анализ методов и приемов.

Информация о работе Контрольная работа по «Дефектология»