Конфликты в профессиональной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 21:47, лекция

Краткое описание

Коэффициент конфликтности отношений. Динамика конфликта. Кумулятивный характер конфликта. Основные модели конфликта. Способы разрешения конфликтов: уклонение от противоречия, «сглаживание», компромисс, конфронтация, подавление (принуждение). Процедурные аспекты регулирования конфликтов: примирение, посредничество, арбитраж. Стили поведения в конфликтных ситуациях.

Вложенные файлы: 1 файл

2.1.7..doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

   Лекция 7. Конфликты в профессиональной сфере. 

   Конфликты в деловых отношениях, их причины и разновидности. 
Структура конфликта. Объективная и субъективная составляющая конфликтов.

   Коэффициент конфликтности отношений. Динамика конфликта. Кумулятивный характер конфликта. Основные модели конфликта. Способы разрешения конфликтов: уклонение от противоречия, «сглаживание», компромисс, конфронтация, подавление (принуждение). Процедурные аспекты регулирования конфликтов: примирение, посредничество, арбитраж. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Возможности управления конфликтной ситуацией. Предупреждение конфликтов в латентной стадии. Средства предотвращения конфликтов и методы кризисного управления (информационный, коммуникативный, социально психологический, организационный). Управленческая и корпоративная этика в условиях конфликта. Современные нормы и эталоны управленческого взаимодействия. 

   Вопросы:

   1. Конфликт. Принципы классификации  конфликтов;

   2. Классификации конфликтов;

   3. Управление конфликтами;

   4. Основные этапы или фазы конфликта;

   5. Формы разрешения конфликтов. 
 

   Основная  литература:

  1. Горелов, А.А. Этика [Текст] : Учебное пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2007. - 416 с. - (Библиотека студента). - ISBN 978-5-89349-876-9 : 132-00.
  2. Гусейнов, А.А. Этика [Текст] : Учебник для вузов (Гриф МО) / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1998. - 472 с. - ISBN 5-7762-0043-1 : 27-00.
  3. Словарь по этике [Текст] / Под ред. И.С.Кона. - 4 -е изд. - М. : Политиздат, 1981. - 430 с. - 1-60.

   Дополнительная  литература:

  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста [Текст] : Учебное пособие для вузов (Гриф МО) / Д. С. Авраамов. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - 264 с. - ISBN 5-211-0406-0 : 151-00.
  2. Алехина, И. Имидж и этикет в бизнесе [Текст] / И. Алехина. - М. : Дело, 2003. - 112 с. - ISBN 5-7749-0335-4 : 75-00.
  3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений [Текст] : Учебное пособие для ВУЗов / Р. Н. Ботавина. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 208 с. - ISBN 5-279-02386-8 : 52-70.
  4. Елисеева М.А.    Причины парадигмального лага в российской этике бизнеса [Текст] : ретроспективный анализ информационных потоков / М. А. Елисеева // Вестник МУ Сер.21 Управление. - 2008. - №3. - С. 113-131.
  5. Кобликов А.С. Юридическая этика [Текст] : Учебник для вузов (Гриф МО) / А. С. Кобликов. - 3 -е изд., изм. - М. : Норма, 2005. - 176 с. - ISBN 5-89123-916-7 : 43-89.
  6. Колодко Гж.В. Этика в бизнесе, экономике и политике [Текст] / Колодко Гж.В. // Вопросы экономики. - 2007. - № 11. - С. 44 - 54.
  7. Кузнецов, И.Н. Бизнес-этика [Текст] / И. Н. Кузнецов. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2008. - 498 с. - (Стратегия успешного бизнеса). - ISBN 978-5-394-00020-1 : 242-00.
  8. Медведева, Г.П.    Профессионально-этические основы социальной работы [Текст] : Учебник для вузов / Медведева, Галина Павловна. - М. : Академия, 2007. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3200-9 : 191-40.
  9. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса [Текст] : Учебное пособие для вузов / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. - 3 -е изд., перераб. и доп. - М. : Дело, 2004. - 400 с. - (Классический университетский уебник). - ISBN 5-7749-0349-4 : 205-70.
  10. Порубов Н.И. Юридическая этика [Текст] : Учебное пособие для вузов (Гриф МО) / Н. И. Порубов, А. Н. Порубов. - Минск. : Высшая школа, 2003. - 352 с. - ISBN 985-06-0845-5 : 138-00.
  11. Правовые и этические нормы в журналистике [Текст] / Сост. Прохоров Е.П., Пшеничный Г.М., Хруль В.М. - М. : Аспект пресс, 2004. - 222 с. - ISBN 5-7567-0323-3 : 160-00.
  12. Психология и этика делового общения [Текст] : Учебник для вузов (Гриф МО) / Под ред.Лавриненко В.Н. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с. - ISBN 5-238-00384-6 : 165-00.
  13. Сервисная деятельность [Текст] : Учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / Под ред.Романович В.К. - 3-е изд. - СПб : Питер, 2006. - 156 с. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00717-0 : 54-20.
  14. Юдин Б.Г.    Этика науки [Текст] : 30 лет спустя / Б. Г. Юдин // Наука.Общество.Человек. - М.,2004. - С.35.
 

   1. Конфликт.

   Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

   Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.

   Самым общим образом конфликт можно  определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также  подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми  эмоциональными переживаниями.

   В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Ниже мы будем говорить о конфликтах в социально-психологическом плане. На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целя- ми, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда, (различные социальные группы с их специфическими особенностями) , понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности.

   Определяющую  роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот "личностный смысл", который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация.

   Момент  осознания ситуации как конфликтной  связан также с превышением индивидуального  порога толерантности. Этот универсальный  психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.

   Очень важна роль общественно-экономической  формации в формировании социально-психологического климата производственного коллектива. В соответствии с этим наиболее значимыми факторами, определяющими в конечном счете характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного общества, его социально-экономическая структура, и, как следствие, содержание общественного сознания. Данный фактор детерминирует межличностные отношения как на уровне основного производственного коллектива, так и на уровне всех его структурных подразделений, вплоть до первичного коллектива. Однако эта детерминация на уровне отдельных производственных коллективов не может носить жесткого характера. Так, отмечается возможность несовпадения черт конкретной структуры отношений на отдельных предприятиях с характерными для всего общества в целом отношения взаимопонимания.

   С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

   Конфликт  чаще всего рассматривается как  конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать  конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

   Конфликт  также может рассматриваться  как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

   Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

   К. Левин характеризует конфликт как  ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

   С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

   В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

   По  У. Линкольну, положительное воздействие  конфликта проявляется в следующем:

   конфликт  ускоряет процесс самосознания;

   под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;

   способствует  осознанию общности, так как может  оказаться, что у других сходные  интересы и они стремятся к  тем же целям и результатам  и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что  возникают официальные и неофициальные союзы;

   приводит  к объединению единомышленников;

   способствует  разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;

   способствует  расстановке приоритетов;

   играет  роль предохранительного клапана для  безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;

   благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в  обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;

   приводит  к возникновению рабочих контактов  с другими людьми и группами;

   благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

   Отрицательное воздействие конфликта часто  проявляется в следующем:

   конфликт  представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

   он  угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;

   препятствует  быстрому осуществлению перемен;

   приводит  к потере поддержки;

   ставит  людей и организации в зависимость  от публичных заявлений, от которых  невозможно легко и быстро отказаться;

   вместо  тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;

   вследствие  конфликта подрывается доверие  сторон друг к другу;

   вызывает  разобщенность среди тех, кто  нуждается в единстве или даже стремится к нему;

   в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;

   конфликт  имеет тенденцию к углублению и расширению;

   конфликт  в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

   Карта конфликта.

   Для более успешного разрешения конфликта  желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть ее в следующем:

   · определите проблему конфликта в  общих чертах. Например, при конфликте  из-за объема выполняемых работ составьте  диаграмму распределения нагрузки;

   · выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации) ;

   · определите подлинные потребности  и опасения каждого из главных  участников конфликта.

   Составление такой карты, по мнению специалистов, позволит:

   1) ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;

   2) создать возможность совместного  обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;

   3) уяснить как собственную точку  зрения, так и точку зрения  других;

Информация о работе Конфликты в профессиональной сфере