Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:52, контрольная работа
В работе раскрыто само понятие конфликта, описаны основные виды и некоторые способы их разрешения.
Введение
1. Общая теория конфликта.
2.Объект и предмет конфликта.
3. Структура конфликта: основные элементы конфликтного взаимодействия.
4. Типология конфликта: критерии классификации.
5. Динамика конфликта: три стадии его развития.
6. Способы предупреждения и разрешение конфликтов.
7. Разработка управленческого решения на примере конкретной конфликтной ситуации.
Заключение.
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОУ СПО УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Тема «Конфликты и пути их разрешения»
Выполнил: Ф.И.О., специальность,
Екатеринбург, 2013 г.
План:
Введение
1. Общая теория конфликта.
2.Объект и предмет конфликта.
3. Структура конфликта: основные элементы конфликтного взаимодействия.
4. Типология конфликта: критерии классификации.
5. Динамика конфликта: три стадии его развития.
6. Способы предупреждения и разрешение конфликтов.
7. Разработка управленческого решения на примере конкретной конфликтной ситуации.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение:
В нашей жизни мы сталкиваемся с конфликтами повсеместно. Начиная от банальных ссор в транспорте и до вооружённых столкновений – всё это конфликты, со временем различных типов конфликтов становится всё больше, так как развитие общества обуславливает появление всё новых интересов и ценностей.
Конфликты
имеют как положительное, так
и отрицательное влияние. С
одной стороны, конфликты не
дают обществу костенеть,
Сделать же так, чтоб не осталось негативных конфликтов, а позитивных стало больше, человечество не может на протяжении всей истории. В этой контрольной я не ставлю перед собой задачу полностью осветить все всевозможные типы конфликтов – их слишком много.Я попытаюсь раскрыть само понятие конфликта, описать основные виды и некоторые способы их разрешения.
1. Общая теория конфликта.
Всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности , составляющие ее внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение:
Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.
2. Объект и предмет конфликта.
Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут «поделить» что-то между собой. Этим что-то, из-за чего субъекты конфликта вступают в противоборство, могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея и т.д.
Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.
Следует различать понятия «объект» и «предмет» конфликта. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта.
Предметом конфликта являются те противоречия,
которые возникают между
Можно сказать, что конфликты возникают
по поводу какого-либо объекта, но их сущность
выражается в предмете конфликта. Поэтому
и разрешение или урегулирование
конфликта в первую очередь связано
с устранением не его объекта,
а его предмета. Хотя это не исключает
того, что то и другое могут происходить
одновременно. Важно также отметить,
что объект конфликта может быть
как истинным, реальным, так и
потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди
вступают в борьбу не только за реальные
материальные блага и ресурсы, но
и утверждая и отстаивая
Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта – противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо.
Таким образом, каждый конфликт имеет свой объект и свой предмет. В каждом конфликте присутствуют определенные цели, мотивы и интересы сторон, которые вступают в противоречие. Если же при взаимодействии индивидов отсутствует объект, по поводу которого они вступают в него, то можно говорить и об отсутствии целей, мотивов и интересов такого взаимодействия. Но в этом случае вообще не имеет смысла говорить о конфликте.
3. Структура конфликта: основные элементы конфликтного взаимодействия.
Под структурой любого предмета понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основные элементы конфликтного взаимодействия:
· Причины конфликта;
· Участники конфликта;
· Социальная среда, условия конфликта;
· Субъективное восприятие или образ конфликта;
· Действия и поведение участников конфликта.
Всякий конфликт имеет свою причину,
возникает по поводу какой-либо нехватки,
дефицита, неудовлетворенности какой-либо
человеческой потребности. Та ценность,
которая способна устранить этот
дефицит, восполнить нехватку, и называется
причиной конфликта. В качестве причины
конфликта могут выступать
Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны, одна из которых испытывает дискомфорт в связи с действительным или мнимым ущемлением ее потребностей другой стороной. Взаимодействие этих сторон образует стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:
· Внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту, таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;
· Межличностный, при котором одна личность противостоит другой;
· Конфликт типа «личность – группа»;
· Конфликт группа – группа.
Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».
Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются между собой как с социологической, так и с психологической точек зрения. С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе , влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко не равны, о чем свидетельствуют трагические судьбы «инакомыслящих», активно выступавших против Советского государства. По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке:
1. отдельные индивиды, выступающие от собственного имени,
2. коллективы,
3. социальные слои,
4. государство.
Однако значимость, влияние участников
конфликта далеко не всегда соответствует
указанной последовательности. Как
свидетельствует история, роль отдельных
личностей не только в жизни отдельных
организаций и групп. Но и в
судьбах целых народов и
Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников.
Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкрено-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.
Но характер конфликта зависит
не только от объективных условий
в данной стране, большой или малой
группе, создающих, как правило, чувства
дискомфорта, ущемления потребностей
у участников конфликта, не нередко
и от субъективного восприятия ими
ситуации, от образа конфликта, который
возникает в сознании действующих
в данной конфликтной ситуации лиц
или групп. Этот образ или восприятие
не обязательно соответствуют
· представления о самих себе,
· восприятие других участников конфликта,
· образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.
Именно эти образы, идеальные
картины конфликтной ситуации, а
не сама объективная реальность являются
непосредственной психологической
основой поведения
Конечно, в целом эти образы и
картины порождаются
При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятии, представления о конфликтной ситуации ,конфликт все же не начнется, пока они не реализуются в соответствующих действиях участников конфликтов. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.
Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.
Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единоваренный акт, а процесс, нередко весьма длительный.
В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики стадий и этапов его развития.
4. Типология конфликта: критерии классификации.
Необходимость классификации конфликтов диктуется исследовательскими интересами более глубокого проникновения в их сущность, а также практическими потребностями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу. Наиболее распространенными видами классификаций конфликтов являются топологии, основанные на следующих критериях:
1. стороны конфликтов,
2. характер потребностей,
ущемление которых вызвало
3. направленность конфликта,
4. временные параметры конфликта,
5. результативность конфликтов.
В зависимости от сторон конфликты делятся на :
· внутриличностные,
· межличностные,
· межгрупповые, международные.
В аспекте потребностей, блокирование которых явилось предпосылкой конфликта, они могут делиться на:
· материальные,
· статусно-ролевые,
· духовные.
По направленности конфликты подразделяются на :
· Горизонтальные , возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе,
· Вертикальные – между подчиненными и начальством,
· Смешанные – это те конфликты, в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней. Как показывает практика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся к конфликтам второй и третьей групп по этой типологии.
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
· Кратковременные, быстротечные,
· Длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.
По критерию результативности конфликты делятся на два типа:
· Конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность и отношения между членами группы – характер сотрудничества, кооперации.
· Деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояния. Борьбы, ведущей даже к разрушению, распаду организации.