Коррекционная психолого-педагогическая программа агрессивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей программы является коррекция агрессивного поведения учащихся начальных классов.
Задачи программы:
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой
форме.
- обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в
различных ситуациях.
- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у
агрессивных детей.
- формирование позитивных качеств личности детей.

Содержание

1.Методологическое обоснование психолого-педагогической
программы коррекции агрессивного поведения…………………….с. 2
2. План психолого-педагогической программы коррекции
агрессивного поведения личности……………………………..……с.12
Вывод………………………………………………………..………..с. 26
Библиографический список ……………………………………..с. 27

Вложенные файлы: 1 файл

контр по коррекции.docx

— 60.08 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Балашовский институт (филиал)

 Государственное   образовательное учреждение высшего

 профессионального  образования

«Саратовский  государственный университет 

имени Н.Г. Чернышевского»

 

 

 

 

 

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

 

 

 

 

 

 

 

«Коррекционная психолого-педагогическая программа

агрессивного поведения».

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

выполнила:

студентка V курса 51 группы,

заочного отделения,

факультета психологии

Зуйкова Юлия Геннадьевна

проверила:

доцент кафедры практической

психологии, кандидат

педагогических  наук

Кравцова Екатерина Михайловна

 

 

 

Балашов 2012г.

Содержание

 

1.Методологическое обоснование  психолого-педагогической

 программы коррекции  агрессивного поведения…………………….с. 2

 

2. План психолого-педагогической  программы коррекции 

агрессивного поведения личности……………………………..……с.12

 

Вывод………………………………………………………..………..с. 26

 

Библиографический список  ……………………………………..с. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Методологическое  обоснование психолого - педагогического проектирования программы коррекции агрессивного поведения.

Психокоррекционную работу, направленную на коррекцию агрессивного поведения, необходимо проводить в форме групповой работы, имеющей цель гармонизации эмоциональной сферы и формирование конструктивных форм взаимодействия со сверстниками. Групповая психокоррекционная работа проводится в малой группе, участники которой при содействии ведущего-психолога включается в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированной на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.

Целью нашей программы является коррекция агрессивного поведения учащихся начальных классов.

Задачи  программы:

- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой 

форме.

- обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в

различных ситуациях.

- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у

агрессивных детей.

- формирование позитивных качеств личности детей.

Теоретико-методологическую основу для разработки коррекционной программы составили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г, Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, C.Мухина, Э.Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

 При выборе формы проведения коррекционной работы и её содержания необходимо опираться на описание Т-группы, основоположником которой является К.Левин. Он писал: «Обычно мне изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». К.Левин разработал свою теорию поля – жизненного пространства, под которой он понимал «совокупность существующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время». Эта совокупность факторов охватывает и личность, и её психологическое окружение, образуя единое психологическое поле.

При работе с детьми младшего школьного возраста целесообразнее использовать игровой метод, а в  качестве методик ролевые и сюжетные игры, поскольку игра как вид деятельности для них актуальна.

Опорой для построения данной программы психокоррекционной работы являлись основные принципы, которые основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и другие).

На основании сказанного сформулированы основные принципы психологической  коррекции:

Принцип первый – единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости проведения коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития.

Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значения последовательных возрастных стадий для формирования личности.

Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи психокоррекционной работы могут быть поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развитии.

Принцип четвёртый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого участника является движущей силой развития.

Принцип пятый – принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Данный принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка младшего школьного возраста.

Принцип шестой - принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

При выполнении данной коррекционной  работы необходимо учитывать основные правила-принципы групповой работы:

1) конфиденциальность обсуждаемых вопросов;

2) адекватность обратной связи, то есть критикуется не человек, а его поступки, и в форме, не допускающей унижения личности;

Обратная связь от ведущего, в свою очередь, должна отвечать следующим  требованиям:

- быть конструктивной, то  есть выражать конструктивный  результат;

- быть личностной, то есть  адресованной конкретному лицу;

- осуществляться от собственного  имени;

- не констатировать недостатки, а предлагать изменение оцениваемого  поведения участников;

- быть своевременной,  то есть осуществляться «здесь  и теперь», когда человек знает  и помнит о чём идёт речь;

3) общение между всеми  участниками и ведущими на  «ты»;

4) признание права каждого  не высказывать своего мнения;

5) право каждого участника  сказать «стоп», если он не  готов обсуждать свою проблему, или думает, что выполняемое упражнение  может нанести ему психологическую  травму.

Рекомендации  родителям и педагогам по работе и воспитанию учащихся с агрессивным  поведением:

1. Спокойное отношение  в случае незначительной агрессии.

Использование следующих позитивных стратегий:

- полное игнорирование  реакций ребенка;

- выражение понимания  чувств ребенка («Конечно, тебе  обидно, но...»);

- переключение внимания, предложение какого-либо задания  («Помоги мне, пожалуйста, достать  посуду с верхней полки, ты  ведь выше меня»);

- позитивное обозначение  поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

2. Акцентирование внимания  на поступках (поведении), а не  на личности.

Проводить четкую границу  между поступком и личностью  позволяет техника объективного описания поведения. После того как  ребенок успокоится, целесообразно  обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие  слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение  и протест и уводят от решения  проблемы.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

- констатация факта («Ты  ведешь себя агрессивно»);

- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

- раскрытие мотивов агрессивного  поведения («Ты хочешь меня  обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать  силу?»);

- обнаружение своих собственных  чувств по отношению к нежелательному  поведению («Мне не нравится, когда  со мной

- говорят в таком тоне»,  «Я сержусь, когда на меня  кто-то громко кричит»);

- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек  должен проявить, по меньшей мере, три  качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость; ребенок должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными  негативными эмоциями. Родителям  и педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

4. Снижение напряжения  ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными  действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение  тона на угрожающий;

- демонстрация власти («Учитель  здесь пока еще я», «Будет так,  как я скажу»);

- крик, негодование;

- агрессивные позы и  жесты: сжатые челюсти, перекрещенные  или сцепленные руки, разговор  «сквозь зубы» и т.д.

Некоторые из этих реакций  могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный  эффект от такого поведения взрослого  приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение  в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после  того, как ситуация разрешится и  все успокоятся. В то же время  обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это  сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в  группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять  спокойствие и объективность. Нужно  подробно обсудить негативные последствия  агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.

6.    Сохранение положительной  репутации ребенка. Ребенку, тем  более подростку, очень трудно  признать свою неправоту и  поражение. Самое страшное для  него - публичное осуждение и негативная  оценка. Дети и подростки стараются  избежать этого любой ценой,  используя различные механизмы  защитного поведения. Для сохранения  положительной репутации целесообразно:

- не требовать полного  подчинения, позволить ребенку выполнить  ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку  компромисс, договор с взаимными  уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким  вы хотите), можно спровоцировать новый  взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели  неагрессивного поведения. Важное  условие воспитания «контролируемой  агрессии» у ребенка - демонстрация  моделей неагрессивного поведения.  При проявлениях агрессии обе  стороны теряют самообладание,  возникает дилемма - бороться  за свою власть или разрешить  ситуацию мирным способом. Взрослым  нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее  показать образец конструктивного  поведения включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее  возможность собеседнику высказаться.  Оно состоит в умении внимательно  молчать. Здесь важны оба слова.  Молчать - так как собеседнику  хочется, чтобы его услышали, и  меньше всего его интересуют  наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение  прервется или превратится в  конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника,  стараясь, чтобы он полностью  выговорился;

Информация о работе Коррекционная психолого-педагогическая программа агрессивного поведения