Краснодарский торгово – экономический колледж КК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя-женщины. В ней рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными и в особенности руководителя-женщины.
В настоящее время для многих стран характерна тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако такое явление, как использование женского труда в управлении, фактически остается для российских условий по-прежнему непривычным и новым.

Содержание

Глава 1. Введение
Глава 2. Деловые качества руководителя
Глава 3. Уровень развития воли: целеустремленность, настойчивость, выдержка
Глава 4. Могут ли вообще женщины руководить?
Глава 5. Экскурс: типично «мужское» - типично «женское».
Глава 6. Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Болдиновой Анастасии.docx

— 46.19 Кб (Скачать файл)

Краснодарский торгово – экономический колледж КК

 

 

 

 



 

 

 

 

 

Содержание:

Глава 1. Введение

Глава 2. Деловые качества руководителя

Глава 3. Уровень развития воли: целеустремленность, настойчивость, выдержка

Глава 4. Могут ли вообще женщины руководить?

Глава 5. Экскурс: типично «мужское» - типично «женское».

Глава 6. Заключение

Литература

 

Глава 1. Введение:

Данная работа посвящена  анализу повседневной деятельности руководителя-женщины. В ней рассматриваются  основные приемы и методы работы менеджера. Работа имеет особую актуальность в  данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными и в  особенности руководителя-женщины.

В настоящее время для  многих стран характерна тенденция  к продвижению женщин практически  во всех сферах человеческой деятельности. Однако такое явление, как использование  женского труда в управлении, фактически остается для российских условий  по-прежнему непривычным и новым. На протяжении последних двух-трех поколений в развитых странах  женщина получила одинаковые права  с мужчиной. В силу этого равноправия  к ее неизменной роли хранительницы  домашнего очага и продолжательницы рода прибавилась другая роль, не менее  важная и трудоемкая — работающей жены и матери.

В России принцип равноправия  и равных возможностей закреплен  в п.З ст. 19 Конституции РФ: «Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». К сожалению, это положение зачастую не подкреплено практикой: сегодня неравенство проявляется и в занятости женщин, и в оплате их труда, и в управлении делами отдельных организаций и государства в целом.

Сферы приложения активности женщин исторически были весьма ограничены, вековой опыт руководства домашними  делами укрепил понимание «женщины-менеджера» только на уровне семейной экономики. Поэтому проблемы женского руководства  до недавнего времени не привлекали должного внимания со стороны науки  — управления, социальной психологии, социологии и др. Так, например, в  области руководства персоналом исследования традиционно ориентировались  на мужчину-руководителя. Это считалось своего рода стандартом, поскольку именно мужчины во все времена доминировали среди руководителей, как в государственной службе, так и в бизнесе.

В последние десятилетия  влияние тендерных различий на трудовую деятельность и карьеру, прежде всего  особенности поведения женщин в  организации, стало объектом специальных  исследований. Проблемы труда женщин, в том числе и руководителей, периодически освещаются в работах  российских и зарубежных ученых.

Сегодня женщина все в  большей степени может выбирать наиболее импонирующую ей ориентацию на семью, профессиональную или общественную деятельность. Однако все это еще  не снимает унаследованных от прошлого трудно решаемых женских проблем. Поэтому  данная работа — это попытка обозначить и решить несколько из них. А исследования деловой активности женщин в области  управления в социальных и экономических  системах должны и будут продвигаться по мере того, как все большее  количество женщин с образованием и  современным типом мышления вступит  на рынок труда России.

 

 

Глава 2. Деловые качества руководителя

Психология управления уделяет  особое внимание лидерам только потому, что в силу их положения и функциональных обязанностей от них слишком многое зависит. Тем более, когда речь идет об административно-командной системе  или ее пережитках.

Следует, признать, что не только практика, но и наука, в данном случае психология управления, не выработала пока четких методологических и методических положений, согласно которым следовало  бы изучать руководителей. Не совсем понятно, например, что такое качества их личности: входят ли сюда черты характера или при этом подразумеваются только деловые характеристики. А может, следует учитывать лишь некие обобщенные показатели?

Отметим, такое мнение. Поиск  определенного набора качеств показал, что, во-первых, разные виды руководящей деятельности требуют разных качеств, а во-вторых, что при одной и той же эффективности идентичные функции могут выполняться по-разному. Это не снимает проблему поиска необходимых личностных черт, но речь должна идти не столько об их сочетании, сколько об уровне их развития  
Гарвардская школа бизнеса предлагает свой набор, который не похож ни на то, что требуется в Лондоне, ни на то, что перечислено только что: 
- способность увлекать за собой, куда необходимо; 
- доверие к подчиненным; 
- хладнокровие в кризисных ситуациях; 
- небоязнь риска; 
- знание дела не хуже других; 
- стимулирование выражения разных точек зрения; 
- умение находить элегантные решения.

Не менее конструктивными, хотя и не столь обширными представляются модели эффективного лидера. Менеджеру  необходимы: развитой интеллект, эмоциональная  устойчивость, готовность делегировать полномочия, знание основ поведения и искусность в человеческих отношениях. 

Известны около 100 исследований подобного рода, но только 5 % из общего числа обнаруженных в них качеств оказались общими для всех: 
- интеллект, который должен быть выше среднего в подразделении; 
- инициатива, находящая выражение в самостоятельности, находчивости и в специфической мотивации – «действовать»; 
- уверенность в себе, высокий уровень притязаний и самооценки своей компетентности; 
- способность отвлекаться от частностей и воспринимать ситуацию во всей ее полноте («фактор геликоптера»). 
Насколько эти данные подтверждают традиционную для западной психологии теорию личностных черт, согласно которой одним присущи исключительные особенности, дающие превосходство над окружающими, а другие, даже попав в лидеры, едва ли когда-нибудь достигнут значительных успехов в руководстве людьми, сказать трудно.

В то же время нельзя не упомянуть  и другую не менее распространенную за рубежом теорию ситуационизма. В этой теории внимание перемещается с черт личности руководителя на его поведение в различных обстоятельствах и ставка, таким образом, делается не столько на личностные, сколько на ситуационные переменные. Здесь определенно выделяются два реально существующих типа управляющих: 
- те, кому необходим свод правил и жесткая регламентация, поскольку они с трудом функционируют в условиях неопределенности; 
- те, кто приспособлен к условиям гибкой организации, проявляет инициативу и самостоятельность   

В Лондонской школе бизнеса  эффективными считают: метод «вычисления» на основе изучения биографии; метод  самоотбора, т.е. предоставление претенденту максимума информации о его будущей работе и возможность самому устанавливать то, насколько это ему подходит; метод графологии, позволяющий определять некоторые психические свойства и состояния, отражающиеся в почерке. 

 

 

Глава 3. Волевые качества личности и их развитие

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда. К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Другой характеристикой  воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Целеустремленность — это волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Очень часто, когда говорят о  целеустремленности, используют такое  понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т.е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения. Таким образом, настойчивость — это волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней.

От настойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего  выступает как отрицательное  качество человека. Упрямый человек  всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного  действия. Как правило, упрямый человек  в своей деятельности руководствуется  не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей  волей, поскольку он не умеет управлять  собой и своими желаниями.

Важной характеристикой  воли является инициативность — волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Инициативность заключается  в способности предпринимать  попытки к реализации возникших  у человека идей. Для многих людей  преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может  только самостоятельный человек.

Самостоятельность — это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения; в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Противоположным самостоятельности  качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

От самостоятельности следует  отличать негативизм. Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли.

Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности  всегда связана еще с одним  качеством воли — решительностью. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего, решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском.

От решительности, как позитивного  волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

Информация о работе Краснодарский торгово – экономический колледж КК