Креативность как свойство личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы: в настоящее время все больше внимания уделяется проблеме креативности личности. Данная проблема столь широка и многогранна, что трудно назвать область знания, где бы она не возникала. Имеется множество научных исследований, открывающих новые стороны в постановке проблемы креативности личности. Однако существует масса неизученных аспектов данной проблемы. Прогрессивное развитие современного государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, т.е. людей, способных к поиску принципиально новых, нестандартных путей и способов решения стоящих задач: экономических, политических, технических, гуманитарных и др. вполне очевидно, что широкий социальный заказ на творческую личность будет неуклонно возрастать. Именно поэтому меня заинтересовало, какой же уровень креативности имеют студенты распространенной специальности «Реклама и связи с общественностью».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: Теоретические аспекты проблемы креативности личности….. 6
1.1 Общая характеристика креативности…………………………………….6
1.2 Виды и психологические особенности креативности…………………..10
1.3 Различные подходы к пониманию креативности……………………….16
РАЗДЕЛ 2: Диагностика уровня креативности студентов творческой специальности…………………………………………………………………26
2.1 Описание базы и методики исследования……………………………….26
2.2 Проведение исследования с применением методики…………………..30
2.3 Результаты исследования и рекомендации………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

 НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ

УНИВЕРСИТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА  ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-                     ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (г. Донецк)

                         

                           Кафедра психологии

 

 

 

 

 

                                Курсовая работа

 «КРЕАТИВНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ»

 

 

Выполнила: 

студентка 2-го курса

группы  ПСб10 -а               

Векличева Е. Ю.

Руководитель:

                                                                                           Стовба Н.И.                                                                                                                

 

 

 

Сдал___________

Оценка_________

         

                           

                                          Донецк 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1: Теоретические аспекты  проблемы креативности личности….. 6

1.1 Общая характеристика креативности…………………………………….6

1.2 Виды и психологические особенности креативности…………………..10

1.3 Различные подходы к пониманию креативности……………………….16

РАЗДЕЛ 2: Диагностика  уровня  креативности студентов творческой специальности…………………………………………………………………26

2.1 Описание базы и  методики исследования……………………………….26

2.2  Проведение исследования с применением методики…………………..30

2.3 Результаты исследования и рекомендации………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………   36

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….40

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема:  Креативность как свойство личности

Актуальность  проблемы: в настоящее время все больше внимания уделяется проблеме креативности личности. Данная проблема столь широка и многогранна, что трудно назвать область знания, где бы она не возникала. Имеется множество научных исследований, открывающих новые стороны в постановке проблемы креативности личности. Однако существует масса неизученных аспектов данной проблемы. Прогрессивное развитие современного государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, т.е. людей, способных к поиску принципиально новых, нестандартных путей и способов решения стоящих задач: экономических, политических, технических, гуманитарных и др. вполне очевидно, что широкий социальный заказ на творческую личность будет неуклонно возрастать. Именно поэтому меня заинтересовало, какой же уровень креативности имеют студенты распространенной специальности «Реклама и связи с общественностью».

Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.

Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж.Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Исследования свидетельствуют  о большой роли личностных особенностей в развитии креативности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. В отношении личностных особенностей, связанных с креативностью, результаты разных исследователей схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных индивидов от некреативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной. Интересно, что исследования, проведенные на детях и молодежи, показали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, в настоящее время широко изучается психологами. Признается связь креативности с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. Нельзя пока с полной уверенностью отделить его от интеллекта в традиционном понимании. Не найдены и надежные способы измерения креативности. [21]

Цель исследования: изучить особенности креативности студентов ВУЗов, обучающихся творческим специальностям.

Объект исследования: креативность как свойство личности.

Предмет исследования: особенности креативности студентов ВУЗов, обучающихся творческим специальностям.

Гипотеза: студенты творческих специальностей достоверно  имеют уровень креативности выше, чем студенты других, не творческих специальностей по коефициенту Стьюдента.

Задачи исследования:

  • провести анализ отечественных и зарубежных представлений о проблеме креативности.
  • выяснить психологические особенности студентов, обучающихся творческим специальностям.
  • проработать психодиагностические методики для определения уровня и особенностей креативности студентов, обучающихся творческим специальностям.
  • провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать заключение и вывод.

Данное исследование проводилось с помощью методики «Опросник для определения уровня креативности»

Теоретическое значение данной работы состоит в углублении знаний о креативности как свойстве личности студентов ВУЗов, обучающихся творческим специальностям . Под творческими специальностями имеется в виду такие специальности, от которых требуется умение создавать что-то новое, продвигать идеи и т.п., например, PR-менеджеры (студенты специальности «Реклама и связи с общественностью») работают над созданием имиджа, занимаются созданием и продвижением рекламы, организацией вечеринок.

Практическое  значение данного исследования состоит в том, что были подобраны методики и полученные по ним результаты могут быть использованы в работе практического психолога с креативными студентами.

РАЗДЕЛ 1: Теоретические аспекты проблемы креативности личности.

1.1 Общая характеристика креативности

Впервые использовал  понятие «креативность» в 1922 г. Д. Симпсон. Этим термином он обозначил способность  человека отказываться от стереотипных способов мышления. Блестящим примером такого мышления являются показания поэта в полиции из рассказа Карела Чапека «Поэт». В рассказе говорится о том, что в четыре часа утра автомобиль сбил с ног пьяную старуху и, развив бешеную скорость, скрылся. В это время по улице прогуливался поэт, ставший единственным свидетелем. Он рассказал полицейским следующее:

Дома в строю темнели  сквозь ажур,

Рассвет уже играл  на мандолине.

Краснела дева.

В дальний Сингапур

Вы уносились в гоночной машине.

Повержен в пыль надломленный тюльпан.

Умокла страсть. Безволие…  Забвенье.

О шея лебедя!

О грудь!

О барабан и эти  палочки —

Трагедии знаменье!

Казалось бы, все, что  он сказал – полный бред. Однако это  лишь поэтическое изложение того, что он видел, «свободные ассоциации». Машина была коричневого цвета, иначе откуда бы взялся Сингапур? Ее номер был 235, отсюда лебединая шея, похожая на двойку. Цифра три – две округлости груди. Цифра пять – нижний кружок – барабан, а над ним палочки.

Как отмечают Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006), вначале креативность понималась как «регрессия, обслуживающая Эго» (Э. Крис). В качестве основы выделяли предсознательные процессы (Л. Куби). С. Ариетти предпринял попытку изучения креативности как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование «третичных процессов». Впоследствии стали рассма-

тривать креативность как  высший мыслительный процесс. Таковы представления  о «сверхрациональности» творчества (Мэй Р., 2001), а также о двуедином «янусовском мышлении» и «гомопространственном мышлении»

[Е. П. Ильин. «Психология  творчества, креативности, одаренности»]

Ученые Ф. Баррон и  Д. Харрингтон, анализируя исследования в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали обобщения того, что известно о понятии креативность:

Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

Создание нового творческого  продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

Специфическими свойствами креативного  процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое  решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем. [22]

  Многие исследования креативности  «личностного» направления, а среди них следует выделить Баррона, изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психологические исследования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности, в качестве детерминанты творческих способностей называют факторы внешней среды, которые могут оказать на их развитие как позитивное, так и негативное влияние. Баррон выделяет основные параметры социальной микросреды, способствующие формированию креативности: низкая обоснованность поведения, высокая степень неопределенности, наличие образца креативного поведения, создание условий для подражания творческому поведению, предметно-информационная обогащенность, социальное подкрепление творческого поведения.

  Другое направление, автором  которого является Маслоу, способность к творчеству, рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал.

  Богоявленская определяет креативность как глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Изучение творчества как продуктивного и спонтанного явления осуществлялось с помощью метода, названного автором «Креативное поле». В этих исследованиях было установлено, «что процесс познания детерминирован принятой задачей только на первой стадии. Затем, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как средств для осуществления внешних по отношению к познанию целей или оно само есть цель, определяется и судьба процесса. В первом случае он обрывается, как только решается задача. Во втором возникает феномен самодвижения деятельности. Богоявленская подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.

  Отсутствие общей крупной  теории при многообразии выявленных  новых закономерностях и факторах  указывает на трудность этой  темы. Хотя исследования креативности активно ведутся вот уже несколько десятилетий, накопленные данные не столько проясняют, сколько запутывают понимание этого явления. Достаточно сказать, что еще сорок лет назад было дано более 60 определений креативности, а к настоящему моменту их уже невозможно сосчитать. При этом некоторые исследователи иронично отмечают: «Процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия».

  К сожалению, до настоящего  времени ученые не достигли  согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом?

 Впрочем, те же сомнения  высказываются и в адрес традиционного  понятия «интеллект». Не приходится  удивляться, что соотношение этих  понятий вызывает еще больше  споров. По мнению некоторых американских психологов, большинство полученных данных о соотношении креативности и интеллекта дают возможность для выделения креативности «как понятия того же уровня абстракции, что и интеллект, но более смутно и неопределенно измеряемого». [23]

Информация о работе Креативность как свойство личности