Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 21:31, реферат
Целью исследования является проведение сопоставительного анализа креационного и эволюционного подхода для нахождения общих и различающихся характеристик подходов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные подходы к происхождению человека……………………4
1.1. Креационный подход………………………………………………..4
1.2. Эволюционная теория……………………………………………….5
Глава 2. Сопоставительный анализ креационного подхода и эволюционной теории…………………………………………………………………………….7
2.1. Общие и различительные черты креационного подхода и эволюционной теории…………………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на тему: |
«Креационные и естественно - научные подходы к происхождению человека: общее и различное» |
по дисциплине: |
«Антропология» |
Выполнил студент:
Трансвалева Н.В.
Курс: 1
Группа: 111.0
Проверил:
кпсхн Демидов А.А.
Москва, 2014
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные подходы к происхождению человека……………………4
1.1. Креационный подход………………………………
1.2. Эволюционная теория……………………………
Глава 2. Сопоставительный анализ креационного
подхода и эволюционной теории………………………………………………………………
2.1. Общие и различительные черты
креационного подхода и эволюционной
теории…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Вопрос, откуда произошел человек, волновал людей со времен глубокой древности. Во времена античности зародилась мысль о том, что мир произошел и существует по определенным законам вселенной, и каждый объект в нем занимает свое определенное место, согласно некоему мировому порядку. Подобное воззрение носит название глобальный эволюционизм. Концепции в рамках теории глобального эволюционизма рассматривают положения человека в мире с самых разных позиций – от самых скромных, и до центральных.
С развитием науки появилась, и теория о том, что не все живые существа были созданы Творцом. Чарльз Дарвин, постепенно, накапливая знания в области палеонтологии и биологии создал революционную для того времени теорию эволюции, которая породила два основополагающих подхода к рассмотрению происхождения человека - креационного и эволюционного.
Оба эти подхода заслуживают особого внимания и интереса, в связи, с чем и была выбрана данная тема.
Данной проблемой в свое время занимались как ученые - эволюционисты, так и представители креационизма. В числе ученых можно назвать таких известных личностей как Ч. Дарвин, Ж.Б. Ламарк, Ж.Кювье, Ч.Лайель. К приверженцам креационизма в основном относятся различные религиозные общины (особенно распространенные в США), самым ярким выходцем, которых является юрист и писатель Филипп Джонсон, и религиозные деятели в статусе Папы Римского: Иоанн-Павел II и Пий XII.
Целью исследования является проведение сопоставительного анализа креационного и эволюционного подхода для нахождения общих и различающихся характеристик подходов. Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:
Глава 1. Основные подходы к происхождению человека.
1.1. Креационный подход.
Термин «креационизм» возник приблизительно в конце XIX столетия, означая концепции, признающие истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира. Накопление данных различных наук, в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира.
Сущность креационного подхода заключается в том, что все населяющие Землю виды живых существ являются результатом творческого акта высшего существа в какое-то определенное время. Основные положения данного подхода находятся в Библии, Книге Бытия.
Креационный подход разделяют на два типа: ортодоксальный и эволюционный.
В рамках эволюционного креационизма (теистического эволюционизма) принято признавать возможность эволюции. Теологи-эволюционисты признают то, что одни виды могли переходить один в другой, но направляющей силой эволюции является исключительно воля Бога. В энциклике 1950-го года папы Пия XII говорится о том, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобного человека и вселить в него бессмертную душу.
В теистическом эволюционизме существуют некоторые теории, претендующие на научность. Например, теория «Разумного замысла». Приверженцы данной теории утверждают, что сложность и целесообразность строения живых существ и экосистем объясняется сознательным замыслом творца или некоего «агента» лучше, чем ненаправленным процессом мутаций и естественного отбора. Представители «теории разумного замысла» дистанцируются от религии, делая акцент на телеологических и телеономических аспектах концепции, однако само понятие замысла подразумевает наличие субъекта замысла, то есть Творца. Однако научным сообществом подобные концепции признаны псевдонаучными, поскольку противоречат научным данным.
Ортодоксальный креационизм считает единственной верной точкой зрения, изложенную в священных писаниях, и также не требует иных доказательств, опирается на веру, а научные данные игнорирует.
В ортодоксальном креационизме существует еще два направления, которые обусловленны семантическим прочтением Библии.
Первое течение носит название “буквалистский” или “младоземельный”. Его сущность заключается в буквальном прочтении Книги Бытия Ветхого
Завета, и основывается на вере в то что наш мир действительно появился в течении шести дней около шести тысяч лет назад благодаря всемогущему Творцу. Согласно самой авторитетной в западном мире хронологии архиепископа английского и ирландского Джеймса Ушера (середина 17 века), это уникальное событие произошло в ночь с субботы на воскресенье 23 октября 4004 года до новой эры.
Второе направление называют “метафорическим” или “староземельным”. Этого направления официально придерживается глава Католической церкви и в трактовке приверженцов данного направления шесть библейских дней творения — это не что иное как универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний.
Научный креационизм подвергается критике как со стороны научного сообщества (научному креационизму не хватает эмпирических данных, экспериментальных гипотез и объясняет происхождение жизни непроверяемыми сверхъестественными явлениями, и в силу данных аргументов научный креационизм признается псевдонаучным), так и со стороны представителей религии (с критикой, как правило, выступают люди, стоящие на позиции метафорического креационизма, не согласных с библейским буквализмом).
На современном этапе католическая церковь подтверждает признание теистического эволюционизма допустимой для католицизма, заявляя что теория эволюции это более чем теория, и официальной теорией происхождения мира избирает теорию “Разумного замысла”. Один из аргументов сторонников идей теории «разумного замысла» (a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип). Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и о наличии Разумного Творца.
Православная же церковь не имеет какого-то строго определенного ответа на данный вопрос: она не отрицает и не подтверждает эволюционное учение.
1.2. Эволюционная теория.
Противопоставлением креационизму является эволюционная теория.
История эволюционной теории начинается еще в античном мире, с таких видных мыслителей того времени как Платон (427 – 347 до н.э.) и его идеи постепенного изменения организмов и Аристотеля (384 – 322 до н.э.). Особое значение имеют именно выводы Аристотеля в работе «О частях животных». Ценность представляет прежде всего его идея «лестницы живых существ», показывающая существование организмов разной степени сложности.
После периода средневекового застоя в науке, в эпоху Ренессанса идеи эволюции снова захватывают умы ученых. Самыми видными теориями эволюции становятся теории Ж.Б. Ламарка и Ж. Кювье.
Теория Ж.Б. Ламарка основывается на том, что первые самозародившиеся организмы дали начало всему многообразию ныне существующих живых форм. Причиной эволюции Ламарк считал присущее живой природе заложенное Творцом стремление к усложнению и самосовершенствованию своей организации, путем «упражнения» органов. Вторым фактором эволюции и неограниченной изменчивости видов он называл влияние внешней среды: пока она не изменяется, виды постоянны, как только она становится иной, виды также начинают меняться. Заслугой Ламарка является и то, что он первым предложил генеалогическую классификацию животных, построенную на принципах родственности организмов, а не их сходства. Теория Ламарка не имела особого успеха в научном сообществе в связи с тем, что доказательства изменяемости видов, приводимых Ламарком, были не достаточно убедительными.
Теория Ж. Кювье (1769-1832), основывается на идее постоянства вида. Кювье систематически проводил сравнение строения одного и того же органа или системы органов у разных животных. Он установил, что все органы любого живого организма представляют собой части единой целостной системы. Поэтому строение каждого органа закономерно соотносится со строением остальных. Такое соответствие Кювье назвал принципом корреляций. Безусловной заслугой Кювье стало применение этого принципа в палеонтологии, что позволило восстановить облик давно исчезнувших с Земли животных.
Эволюционные идеи и теории в девятнадцатом веке принимают новый виток, и следующей попыткой ученых объяснить происхождение жизни становится теория катастроф, также разработанная Кювье. Сущность ее заключалась в том, что на Земле периодически происходили катаклизмы, уничтожавшие целые материки, а вместе с ними и их обитатели. Позднее на их месте появлялись новые организмы. Последователи Кювье утверждали, что катастрофы охватывали весь земной шар. После каждой катастрофы следовал акт божественного творения. Таких катастроф и актов творения они насчитали 27.
К середине девятнадцатого века прочные позиции теории катастроф пошатнулись с появлением принципа актуализма Ч. Лайеля. Он исходил из того, что для познания прошлого Земли нужно изучить её настоящее. Лайель пришёл к выводу, что медленные, ничтожные изменения на Земле могут привести к поразительным результатам, если будут долго идти в одном направлении.
Эволюционный подход к происхождению живой материи окончательно обосновался в научном мире одновременно с выходом в 1895 году книги Чарльза Дарвина “Происхождение видов”.
Сущностью данного подхода является система идей и концепций, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих ее биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.
На данный момент общепринятой является синтетическая теория эволюции, которая представляет собой синтез классического дарвинизма, законов наследственности и популяционной генетики.
Она была разработана в 30 - 40-е годы прошлого века, и впервые термин “синтетическая теория эволюции” был использован в 1949 году Джорджом Симпсоном, американским палеонтологом, специалистом по вымершим млекопитающим и их межконтинентальным миграциям.
Когда данная теория только появилась между учеными шли жаркие споры по поводу ее положений, и в то же время они единодушно соглашались о следующих положениях СТЭ:
На современном этапе положения синтетической теории эволюции следующие: