Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:22, реферат
Анализ экспериментальных данных зарубежных и отечественных психологов относительно феномена лидерства и исследования позволяют сделать вывод о существовании комплекса универсальных коммуникативно-личностных свойств, необходимых человеку для того, чтобы успешно влиять на других людей в межличностном взаимодействии. Социально-психологический потенциал личного влияния состоит, как минимум, из следующих свойств: легкость и навыки общения, адаптивность, уверенность, активная позиция во взаимодействии, мотив достижения, аффилиация, понимание собеседника и социальный интеллект в целом.
Природа личного влияния неоднозначна и проявляется в зависимости от темперамента и типа личности. Существуют основные и компенсаторные типы личного влияния. Наиболее творческими и развивающими типами влияния являются социальный интеллект и личный магнетизм, поскольку дают максимальную удовлетворенность общением как человеку, оказывающему влияние, так и тому, на кого оказывается влияние.
Введение.
1. Понятие личного влияния.
2. Лидерство и его разновидности.
3. Типы личного влияния.
4. Мужчины и женщины как лидеры.
Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.
Заключение.
Лидерство
План:
Введение.
1. Понятие личного влияния.
2. Лидерство и его разновидности.
3. Типы личного влияния.
4. Мужчины и женщины как лидеры.
Групповая сплоченность как
социально-психологическая
Заключение.
Введение:
Человек в течение жизни
постоянно общается с другими
людьми. В результате такого взаимодействия
у него весьма значительно меняются
настроение, восприятие окружающей действительности.
В повседневных контактах между
людьми зарождаются дружба и вражда,
одиночество и привязанность, семья
и команда. в общении человек
приобретает свою индивидуальность,
находит признание и
Творчество – возможно ли оно в общении? Безусловно, возможно. Творческие потенции человека реализуются не только в новых тактиках и стратегиях общения, взаимном духовном обогащении людей. Творчество способствует преодолению рутины, скуки, шаблонов, выводит отношения на новые высоты, придает им необходимый импульс и глубину, радостную неожиданность, новые перспективы, окрашивает их добрым юмором, наделяет их ощущением надежности, защищенности, неисчерпанности.
Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека. Что же такое группа?
В социальной психологии различают разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям.
Условная группа – это общность людей, существующая номинально. Люди, входящие в нее, выделяются по определенному признаку (например, команда лучших футболистов мира и пр.).
Реальная группа – это фактически существующая группа, общность людей, объединенная реальными отношениями.
Группы, специально кем-то организованные для выполнения определенной деятельности, называют формальными, а возникшие стихийно – неформальными.
Референтная группа выделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референтную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит.
Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне коллектива в целом. К числу таких характеристик в социальной психологии относят следующие: совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность.
Важным социально-
1. Понятие личного влияния.
В психологической литературе
чаще встречается определение
При этом главным результатом
и высшей целью личного влияния
является изменение, происходящее в
сознании и душе другого человека,
а не выгодные для влияющего изменения
в действиях. Если целями воздействия
влияющего становятся только личный
успех, личная выгода и удовлетворение
собственных потребностей, то это
скорее будет проявлением «
личное влияние осуществляется только тогда, когда оба субъекта взаимодействия проявляют добрую волю к общению, когда один человек передает другому – в открытой, ненасильственной форме – нечто свое, личное (знания, жизненный опыт), а другой искренне хочет перенять это, а не взять силой или выманить хитростью. Очевидно, что взаимодействие людей на таком уровне не может происходить в атмосфере суетливости или агрессивности, когда сознание «засорено» сугубо личностными потребностями. Оно требует наличия в отношениях хотя бы минимального доверия. самораскрытия и снисхождения к позиции партнера.
сложность, многоаспектность способности личного влияния подтверждается также и представлениями обыденного сознания.
Таким образом, личное влияние
– это сложный феномен, представляющий
собой и личностную способность,
и процесс взаимодействия, и результат
воздействия, который не всегда очевиден.
Он может проявляться на различных
уровнях, в зависимости от развитости
самосознания человека и его духовности.
Его природа многоаспектна и
связана с проявлениями различных
биосоциальных свойств
2. Лидерство и его разновидности.
Следующей важной проблемой, пересекающейся с проблемой личного влияния, является феномен лидерства. По мнению Р.Хогана, Г.Керфи и Д.Хогана, лидерство – это убеждение, а не господство; люди, которые могут требовать от других выполнения своих приказов только потому, что они обладают властью, - не лидеры. Лидер – это тот человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы.
Самое короткое определение лидерства принадлежит Т.Гэмбл и М.Гэмбл: «Лидерство – это способность влиять на других». Стало быть, любой человек, влияющий на других, может стать лидером, и каждый член группы имеет лидерский потенциал.
Из всего многообразия исследований, посвященных теме лидерства (более 7000 книг, статей и презентаций), нас привлекают три направления, изучающие такие феномены как:
внезапное лидерство;
негласное лидерство;
харизматическое лидерство.
«Внезапное лидерство» обычно проявляется в ситуации, когда группа ищет лидера. Р.Стогдил проводил исследование личностных качеств и внезапного лидерства в ряде неструктурированных групп. Определяя факторы, способствующие восприятию какого-либо человека как лидера при отсутствии информации об его эффективности, он пришел к заключению, что к понятию внезапного лидерства, несомненно, относятся следующие показатели: доминантность, экстраверсия, честолюбие или достижение цели, ответственность, честность, уверенность, настроение и эмоциональный контроль, дипломатичность и согласованность действий.
На сегодняшний день обнаружено,
что с внезапным лидерством связаны
такие черты, как доминантность,
способность завоевать престиж,
общительность, самопрезентация, самоприемлемость,
достижение через независимость, эмпатия,
а также способность
Вторая линия исследования,
называемая теорией негласного лидерства,
также касается того, как мы оцениваем
потенциального лидера из случайных
людей. Согласно этой теории, человек
выглядит как лидер в той степени,
в какой его характеристики (интеллект,
ценности или личностные качества)
соответствуют заранее
К исследованиям, прослеживающим
связь между личностными
Харизматические лидеры более эффективны, чем нехаризматические, их отличает большая потребность во власти, энергичность, социальная напористость, ориентация на успех, уверенность, самоконтроль, им присущи некоторые атрибуты фемининности и заботливость, а также потребность в переменах.
Еще одна категория исследований
определяет эффективность лидера через
противоположный конец
Наоборот, мотивация власти лидера может колебаться от момента к моменту в соответствии с обстоятельствами. Она может быть как переменчивым состоянием, так и устойчивой чертой. В отношении интеллекта и морали существует традиционное мнение, что интеллект имеет линейную корреляцию с лидерством, а мораль – U-образную зависимость.
Историометрические
мотив власти;
мотив достижения;
мотив аффилиации.
Сочетания этих мотивов представляют
собой различные личностно-
Отдельными исследованиями выявлено, что средний уровень ожиданий всех лидеров значимо выше, чем у не-лидеров. Роли лидера соответствует высокий статус, поскольку требует специфических умений и знаний для влияния на других. Поэтому потребность в статусе и уважении, наряду с потребностью в достижении, являются ведущими в стремлении к лидерской позиции. Лидеры также делятся на ориентированных на себя и ориентированных на группу. Для первых главное – это достижение личных целей. Они не чувствительны к групповым целям и используют свои навыки и способности, чтобы манипулировать групповыми задачами для выполнения своих личных. Для вторых главным становится достижение скорее групповых, чем индивидуальных целей, которые приносят ориентированному на группу лидеру большее удовлетворение, чем удовлетворение личных задач. Достижение групповой цели для него зачастую становится личной потребностью.
Некоторые психологи называют среди движущих сил лидерства компенсаторные мотивы – неуверенность в себе и тревожность. Компенсаторным часто может быть и мотив власти. Истинный харизматический лидер вообще не стремится в лидеры. Лидерство само приходит к нему, потому что харизму воспринимают все.