Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:34, курсовая работа
Многогранность и семантическая неопределенность понятия «тревожность» в психологических исследованиях является следствием использования его в различных значениях. Этим термином обозначается и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов и др. [5].
По мнению Чарльза Дональда Спилбергера, «многие исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях и чаще, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к совершенно различным понятиям» [29:12], речь идет о смешении в одном термине понимания тревоги как психического состояния и тревоги как свойства личности. Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Многогранность и семантическая неопределенность понятия «тревожность» в психологических исследованиях является следствием использования его в различных значениях. Этим термином обозначается и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов и др. [5].
По мнению Чарльза Дональда Спилбергера, «многие исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях и чаще, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к совершенно различным понятиям» [29:12], речь идет о смешении в одном термине понимания тревоги как психического состояния и тревоги как свойства личности. Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора. Различия в оценке, равных практических ситуаций у людей с разной тревожностью, приписывают, прежде всего, влиянию опыта и детства и отношением родителей к ребенку. Ч.Д. Спилбергер под личностной тревожностью понимает устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающую наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения [29].
В Большой психологической энциклопедии предложены два понятия:
- Личностная тревога –
устойчивое состояние, свойственное
каждому человеку, зависящее от
комплекса социальных и
- Тревожность – личностная
черта, отражающая уменьшение
порога чувствительности к
Анна Михайловна Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Анна Михайловна так же отмечает, что тревожность «имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений…и как любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального» [25:11].
….
Таким образом, …
1.2 Проявление
личностной тревожности в
В силу ряда возрастных особенностей подростковый возраст часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.
Проблема личностной тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место в подростковом возрасте, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В тревожном состоянии подросток переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на его социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревожности является страх [12].
Личностная тревожность может порождаться как реальным неблагополучием подростков в наиболее значимых для них областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. [10]
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростков. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков [8].
Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта [9].
Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Окружающие ожидают, что благодаря физический зрелости он уже должен справляться с определенными проблемами развития.
…..
Таким образом, можно сделать вывод, что…
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ
2.1 Организация
и методы исследования. Анализ
результатов первичной
Нами было проведено экспериментальное исследование с целью изучения уровня личностной тревожности у учащихся 8 классов.
Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №4 города Лесосибирска, в сентябре 2012 - мае 2013 года. В исследовании приняли участие учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов. Общее количество испытуемых – 42 человека, среди них 19 мальчиков и 23 девочки. В контрольную группу вошли 25 человек (17 девочек и 8 мальчиков), учащиеся 8 «А» класса, в экспериментальную группу – 17 человек (11 мальчиков и 6 девочек), учащиеся 8 «Б» класса.
Этапы экспериментального исследования:
1 этап (сентябрь 2012 г.) – подбор диагностического инструментария для измерения уровня личностной тревожности у старших подростков;
2 этап (октябрь 2012 г.) – проведение первичной диагностики с целью изучения уровня личностной тревожности у старших подростков;
3 этап (октябрь - ноябрь 2012 г.) – анализ результатов первичной диагностики уровня личностной тревожности у старших подростков;
4 этап (декабрь 2012 г. – март 2013 г.) - организация работы по коррекции уровня личностной тревожности старших подростков средствами изотерапии.
5 этап (апрель - май 2013 г.) - проведение повторной диагностики с целью изучения уровня личностной тревожности у старших подростков, сопоставительный анализ полученных результатов исследования, определение эффективности психологической работы по коррекции уровня личностной тревожности старших подростков средствами изотерапии, формулирование выводов.
В своем исследовании для оценки уровня личностной тревожности подростков мы использовали методики: «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ); «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (ШРЛТ) Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханина). Эмпирическое исследование проводилось в групповой форме. Каждому ребенку были выданы чистые бланки, содержащий все необходимые сведения, инструкции и само задание к методикам (Приложение А). Тестирование длилось по 45 минут.
Опишем содержание методик.
1. Методика «Многомерная оценка детской тревожности»
Цель – индивидуальный анализ структуры проявлений тревожности у детей и подростков школьного возраста в связи с проблемами, возникающими у них дома, при школьном обучении, во взаимоотношениях с окружающими.
Инструкция к методике МОДТ:
«Предлагаемые вам вопросы имеют отношение к тому, как вы себя обычно чувствуете. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Старайтесь отвечать правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Если вы определились с ответом на конкретный вопрос, то напротив соответствующего ему номера следует поставить знак «+», если ответ «Да» и знак «-», если ваш ответ на данный вопрос - «Нет».
Если вы затрудняетесь в выборе однозначного ответа, то выбирайте решение в соответствие с тем, что бывает чаще. Если ваш ответ на данный вопрос может быть различным в разные периоды вашей жизни, выбирайте ответ так, как это правильно в настоящее время. Всякий вопрос, ответ на который вы не можете сформулировать как «Да», следует считать отрицательным (т.е. «Нет»)» [28].
Ниже мы приведем список шкал методики МОДТ и их психологическое содержание.
Шкала 1. «Общая тревожность», в результатах которой отражается общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.
Шкала 2. «Тревога в отношениях со сверстниками», в результатах которой отражаются уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с другими детьми и подростками.
Шкала 3. «Тревога, связанная с оценкой окружающих», в результатах которой отражается уровень специфической тревожной ориентации ребенка на мнение других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, уровень тревоги по поводу оценок, даваемых окружающими, в связи с ожиданием негативных оценок с их стороны.
Шкала 4. «Тревога в отношениях с учителями», в результатах которой отражается уровень тревожных переживаний, обусловленных взаимоотношениями с педагогами в школе и влияющих на успешность обучения ребенка.
Шкала 5. «Тревога в отношениях с родителями», в результатах которой отражается уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями со взрослыми, выполняющими родительские функции, а также характера тревожного реагирования ребенка в связи с родительским отношением и оценкой его родителями.
Шкала 6. «Тревога, связанная с успешностью в обучении», в результатах которой отражается уровень тревожных опасений ребенка, оказывающих непосредственное влияние на развитие у него потребности в успехе, достижении высокого результата и т.п.
Шкала 7. «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения», в результатах которой отражается уровень тревожных переживаний ребенка в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Шкала 8. «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний», в результатах которой отражается уровень тревоги ребенка в ситуациях проверки (особенно - публичной) его знаний, достижений, возможностей.
Шкала 9. «Снижение психической активности, обусловленное тревогой», в результатах которой отражается уровень реагирования на тревожный фактор среды признаками астении, оказывающей влияние на приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера.
Шкала 10. «Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой», в результатах которой отражается уровень выраженности психовегетативных реакций в ответ на тревожный фактор среды, свидетельствующих об особенностях приспособляемости организма ребенка к ситуациям стрессогенного характера [15].
2. Методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (ШРЛТ) Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханина).
Цель – измерение личностной и ситуативной тревожности как свойства личностного, и как состояния.
Результаты оцениваются обычно в градациях:
до 30 баллов - низкая;
31-45 баллов - средняя;
46 баллов и более - высокая тревожность.
Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.
Опишем содержание шкал методики ШРЛТ:
1. Личностная тревожность
2. Реактивная тревожность
Таким образом, на основании результатов, полученных по этим двум методикам, представляется возможным получение информации о структурных особенностях тревожности конкретного ребенка или подростка по четырем основным направлениям психологического анализа:
- оценке уровней тревожности,
имеющих непосредственное
- оценке особенностей
психофизиологического и
Информация о работе Личностная тревожность: понятие, характеристика