Личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов.
Задачи:
1. Выяснить, какими личностными особенностями и качествами должен обладать профессиональный педагог;
2. Какими качествами должен обладать авторитетный педагог, по-мнению учащихся.

Содержание

Введение 3-4
Глава I. Психологические требования к личностным особенностям педагога в современном обществе. 5-9
Вывод 10
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент кадровой политики и образования

Федеральное государственное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Московский государственный агроинженерный

университет



имени В.П. Горячкина

Кафедра «Педагогики и психологии»

 


 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов».

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса, 21 группы, ИПФ

Паршикова Екатерина

Проверил: преподаватель  психологии

Ушатова Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

Москва, 2009

Содержание

 

Введение                                                                                                                                      3-4

Глава I. Психологические требования к личностным особенностям педагога в современном обществе.                                                                                                                                      5-9

Вывод                                                                                                                                            10

Список литературы.                                                                                                                     11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тему своей курсовой работы я считаю весьма актуальной для современного общества. Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Этими факторами являются: методика обучения и воспитания, возрастные особенности, уровень их развития и т.д. Кроме перечисленных, важным фактором развития детей является и сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

 Профессиональный педагог –  это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Этот труд нелегок, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию. Его труд полон тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческая незаурядность.

Учитель не только профессия, суть которой  дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.

Различного рода знания, которыми обладает и профессионально владеет  педагог, не рядоположены и не существуют сами по себе. Систематизация этих знаний в целостное и подвижное образование в самой практической деятельности обусловлена ее направленностью, содержанием тех задач, решение которых требует этих знаний и их определенной взаимосвязи. Вот почему непременным признаком профессиональной компетентности учителя выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способностями профессиональной деятельности.

Как ни сложна область педагогического  творчества, как ни бесконечно многообразны индивидуальные случаи, требующие каждый раз своего решения, нет, и не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.

Объект исследования: педагогическая деятельность.

Предмет исследования: личностные особенности педагога

Цель исследования: выявить личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов.

Задачи:

    1. Выяснить, какими личностными особенностями и качествами должен обладать профессиональный педагог;
    2. Какими качествами должен обладать авторитетный педагог, по-мнению учащихся.

Гипотеза: педагог, пользующийся авторитетом у студентов должен обладать следующими личностными особенностями: добрый, умный, ответственный, справедливый, иметь хорошее чувство юмора, требовательный, организованный, общительный, уметь находить со студентом «общий язык», современный, уважать мнение своих воспитанников, уравновешенный и заботливый, понимающий.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая  требует особого внимания, и  там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создание таких условий, чтобы среди учителей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому. Поэтому к личности педагога и его педагогической деятельности предъявляются высокие требования, что ведет к постоянному педагогическому совершенствованию.

Вообще педагогическая профессия  возникла давно. Еще во времена наших  далеких предков, когда жили еще  в общинах. И по мере совершенствования  и усложнения изготовления орудий труда, старые и больные люди, но имевшие  огромный опыт, умения и навыки образовали со временем понимания первую социальную группу людей – воспитателей. Их прямой и единственной задачей стало передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовки к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями, прежде всего, закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель –  это воспитатель наставник.

Выдающиеся учителя, которые занимались развитием и становлением профессии педагога, были у всех народов. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция – древне китайского мыслителя, основателя конфуцианства.

Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог – гуманист Ян Амос Коменский. Он первый, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания.

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских  учителей. Созданные им учебники выдерживали  небывалый в истории тираж.

Антон Семенович Макаренко подготовил новаторскую педагогику. 

Все выше перечисленные мыслители, учители и философы вносили свой вклад в становление педагогики как науки. Разрабатывали основные требования, предъявляемые профессиональному  педагогу. А так же занимались проблемой, затронутой в моей курсовой работе: личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психологические требования к личности педагога в современном обществе.

Чтобы разобраться в том, каким  должен быть авторитетный педагог, нужно знать значение понятия «авторитет», «авторитетный» педагог; а также необходимо выяснить, какими личностными особенностями должен обладать профессиональный педагог.

Открыв электронную энциклопедию «Кирилла и Мефодия», можно найти  определение понятий «авторитет» и «авторитетный»

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние) — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.

АВТОРИТЕТНЫЙ ПЕДАГОГ:

  1. Пользующийся авторитетом.
  2. Заслуживающий безусловного доверия
  3. Не допускающий возражений.

К личности будущего педагога предъявляется  ряд самых серьезных требований. По мнению Р. С. Немова, автора учебного пособия для студентов педагогических учебных заведений «ПСИХОЛОГИЯ», средин их можно выделит главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, собственно не обязательные для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом воспитать и обучить другую личность. Как  главные, так и  второстепенные  требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых квалифицированному педагогу, выделяют устойчивые и. Устойчивые – это свойства постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов. Изменчивые – это свойства обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемые  к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие  специальных знаний и навыков в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных фактов успешная педагогическая работа невозможна.

Дополнительными, но сравнительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества в современном обществе важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из этих качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись.

Совокупность  этих педагогических качеств составляют индивидуальность педагога, в силу которых каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории  общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования нередко отстают от преобразований, происходящих в социальной сфере. Поэтому новая ситуация в обществе задает новые цели в воспитании и обучении. Следовательно, они предъявляют новые требования к личностным характеристикам учителя и воспитателя. Соответственно, для того чтобы сделать учащегося личностью, что является немало важным требованием современного общества, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически их развивать в себе.

Помимо  главных и второстепенных качеств, выделенных Р.С. Немовым, автором учебного пособия «ПСИХОЛОГИЯ» педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. Эти способности помогут педагогу успешно справляться со своей работой. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности. В свою очередь к специальным способностям относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности. Остановимся на специальных способностях педагога подробнее. К  ним можно отнести:

  • способность видеть  и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень такого понимания;
  • способность самостоятельно подбирать учебный материал, определить оптимальные средства и эффективные методы обучения;
  • способность по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
  • способность строить обучение с учетом индивидуальности учащегося, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;
  • способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
  • способность правильно строить урок, совершенствую свое преподавательское мастерство от знаний к знанию;
  • способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;
  • способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а так же ее непосредственное использование в педагогической деятельности;
  • способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности.

Все эти специальные способности  касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и научения.

Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности  к воспитанию детей. Среди них  в качестве главных можно выделить следующие:

  1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему, т.е. способность к эмпатии.
  2. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
  3. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
  4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.
  5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
  6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
  7. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Информация о работе Личностные особенности педагога, пользующегося авторитетом у студентов