Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:24, контрольная работа
Проблема личности и индивидуальности в психологии выступает как самостоятельная проблема, так как в психологической науке категория личности и индивидуальности относится к числу базовых категорий.
Для того чтобы понять, что такое личность и индивидуальность, а также выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности человека, нужно рассмотреть эти понятия так: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической тетради понятий, описывающих человека в целом.
1. Ведение 3
Понятие личности и индивидуальности 4
Различие и сходство личности и индивидуальности 9
В чем проявляет себя личность и индивидуальность у ребенка 13
Особенности формирования личности 18
Выводы по развитию личностных и индивидуальных способностей у ребенка 22
7. Заключение 26
8. Список используемой литературы 28
Содержание
1. Ведение
7. Заключение
8. Список используемой литературы
Введение
Проблема личности и индивидуальности в психологии выступает как самостоятельная проблема, так как в психологической науке категория личности и индивидуальности относится к числу базовых категорий.
Для того чтобы понять,
что такое личность и индивидуальность,
а также выделить основные свойства,
позволяющие описать
Важнейшая задача здесь состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивидуальность и как личность.
Связь же между биологическим индивидом, усвоившей социальные роли личностью и, преобразующей мир и себя самое, индивидуальностью выражается формулой по А.Г. Асмолову: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Понятие личности и индивидуальности
Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам, которые были закреплены за определенными типами действующих лиц в театре Древней Греции. У римлян слово «персона» (личина) употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, царя, судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.
В современной психологии
нет единого понимания
По определению отечественного психолога Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки.
А.Н. Леонтьев определяет личность в психологии как системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующие уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
А.В. Петровский также охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, отражающий свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей.
В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность – система устойчивых мотивов (потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. В направленность входят также ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности.
Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как Я («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний.
Личность представляет
собой во многом жизненно устойчивое
образование. Устойчивость личности заключается
в последовательности и предсказуемости
ее поведения, в закономерности ее поступков.
Но в отдельных ситуациях поведени
Индивидуальность человека - явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности.
Так С.Л. Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств.
По определению А.В. Петровского, индивидуальность человека - это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, опыт).
А.Г. Асмолов локализует
индивидуальность на уровне свойств
личности и связывает её смысловыми
отношениями и установками
В целом, понятие индивидуальности (от лат. individuum - неделимое) в современной психологии представляет системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации.
Философ И.И. Резвицкий понимает целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система, - пишет он, - индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды».
При изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности. Выделяется одно свойство и изучается его проявление на разных уровнях психической организации человека, например, уникальность, неповторимость: от кожных рисунков пальцев до неповторимости в поведении и деятельности. Признаком индивидуальности могут выступить более крупные аспекты характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.
Также индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность, человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализует собственный способ жизни. Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он включает умение и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта.
Итак, основными субъективными составляющими индивидуальности человека являются:
1. Система смысловых отношений - представляет собой ансамбль индивидуализированных отношений человека к условиям своей жизнедеятельности. Определить смысл действия или поступка для человека - это значит ответить на вопрос: ради чего он осуществляет это действие?
2. Система смысловых отношений внутренне связана с ценностными ориентациями личности. Ценностное отношение каждого человека определяет его смысл жизни. Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель.
3. Смысл жизни выводится из мировоззрения как системы взглядов на мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности, к самому себе.
4. Нравственным центром индивидуальности является совесть. Человек формулирует нравственные обязанности и требует от себя их выполнения.
5. К образованиям индивидуальности относится система верований и убеждений человека, которые составляют основу его «Я», определяют его поступки, суждения, нормы поведения и отношения.
Как пишет Б.Г. Ананьев, важным признаком человеческой индивидуальности является активность созидающей творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека.
Таким образом, личность есть социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
Индивидуальность - это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств.
Различие и сходство личности и индивидуальности
Наиболее полное соотношение личности и индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), свойства личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельности и меры их продуктивности). В каждой из подструктур - индивид, личность, субъект деятельности - имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.
В понятие «личность» соответственно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей.
Если рассматривать личность как «мой» внутренний, неповторимый мир, то можно перейти к взгляду на человека как на индивидуальность. Здесь в психологии существует несколько традиций понимания соотношения индивидуальности и личности:
- Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности, как неповторимого сочетания разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт.
- Вторая традиция связана с пониманием индивидуальности как дополнения к личности как носителю существенных черт и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.
- Третья традиция связана с пониманием индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего.
Таким образом, становление индивидуальности проявляется в форме самореализации личности.
По мнению И.И. Резвицкого, понятие индивидуальности, как и понятие личности, относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность - это два разных способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Так становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими. Становление же индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности - обособленности личности, ее отдельности, уникальности. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.
При этом индивидуальность
генетически формируется позже,
чем личность, являясь результатом
противоречивой динамики развития, взаимодействия
и взаимопроникновения целостно