Личность как субъект общественной жизни, включенный в социальные связи и отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 28.69 Кб (Скачать файл)

Личность  как субъект общественной жизни, включенный в социальные связи и отношения 
 
 

В научной литературе, а тем более в обыденной  жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда  как между ними имеется существенная разница. 

Человек — биосоциальное  существо, высшая ступень животного  типа. 

Индивид - отдельно взятый человек. 

Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”. 

Это сложнейшее понятие, изучение которого проходит на стыке  природного и общественного. Более  того, представители различающихся  школ и направлений рассматривают  его через призму предмета своей  науки.

Социально-биологическая  школа (З. Фрейд и др.), связана  с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных  запретов, диктуемых обществом.

Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид), в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:

представления о  том, как его воспринимают другие люди;

представления о  том, как они его оценивают;

как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей. 

Таким образом, в  теории“зеркального Я”личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы. 

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс), по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Антропологическая школа (М. Лундман), не разделяющая понятия “человек” и “личность”.

Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.

Социологический подход, которым руководствуются многие современные социологи, заключается  в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования  и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать  занимающие в обществе различные  позиции и роли. 

Исходя из вышеприведенных  теоретических положений, можно  определить личность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека. 

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней. 

Биологический уровень  включает в себя природные, общие  по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.). 

Психологический уровень  личности объединяет ее психологические  особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся  в тесной взаимосвязи с наследственностью  личности. 

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению  к каждому человеку, выступая как  часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);

нравственный. 

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи  уделяют внутренним детерминантам  ее социального поведения. К таким  детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы. 

Потребности — это  те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость  которых обусловлена особенностями  воспроизводства и развития его  биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме. 

Интересы — это  осознанные потребности личности. 

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного  отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей  и ценностных ориентаций. 

Некоторые авторы в  структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором  поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом. 

Особое место в  структуре личности занимают ее социальные статус и роль. 

Повзрослев, человек  активно вступает, “внедряется” в  общественную жизнь, стремясь занять в  ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения  личности и общества можно описать  по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать  интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится  на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

Социальный статус личности 

Общественные функции  личности и вытекающие из них права  и обязанности по отношению к  другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус, т. е. тот набор действий и соответствующих  условий для их исполнения, которые  закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции, на которой она находится в данной социальной системе координат. 

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла  свои роли, общественные функции. Для  чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно  ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше  справляться с общественными  обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в  нем иные роли. 

Социальные статусы  бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор). 

Достигнутые статусы  закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу  каждому. В идеальном обществе большинство  статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности. 

С каждым статусом соотносится  определенное ожидаемое поведение  при исполнении соответствующих  функций. В этом случае мы говорим  о социальной роли личности.

Социальная роль личности 

Социальная роль — это набор функций, более  или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается  от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек  исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного  участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма. 

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять  правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила  уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными  последствиями для человека. 

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и  исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты 

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности  человека совсем не просто. Для этого  требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать  конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Эти конфликты  могут быть внутриролевые, межролевые и личностно-ролевые. 

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. 

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.). 

Студенческая жизнь  вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки. 

Личностно-ролевые  конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует  от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”. 

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных  ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера  и т. д. Учесть все многообразие свойств  каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости.В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества,которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу. 

Социальный тип  личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в  какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др. 

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д. 

Информация о работе Личность как субъект общественной жизни, включенный в социальные связи и отношения