Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:05, реферат
Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.
Содержание :
Введение …………………………………………………………………………………………………………………….......................
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностного восприятия…………………………………..
Проблема межличностного восприятия в психологии…………………………………….........................
Особенности восприятия учителя детьми………………………………………………………….......................
Вывод по главе 1……………………………………………………………………………………………………………....................
Глава 2. Экспериментальное изучение восприятия учителя младшими школьниками………………
Вывод по главе 2………………………………………………………………………………………………………………………………..
2.1. Методы. Методики и организационное исследование восприятия младших школьников ..………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………………………
Содержание :
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностного восприятия…………………………………..
Вывод по главе
1……………………………………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное изучение восприятия учителя младшими школьниками………………
Вывод по главе
2……………………………………………………………………………
2.1. Методы. Методики
и организационное
2.2. Анализ
результатов исследования………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностного восприятия.
Рост интереса к проблеме межличностного восприятия характерен как для отечественной так и для зарубежной психологии. Общеизвестным является то факт, что в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок[1]. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Прежде чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны общения, необходимо уточнить употребляемые здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает её.
Социальная перцепция- процесс восприятия социальных объектов в социальном контексте.
Социальная перцепция- процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.
Социальная перцепция зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Выделяют следующие основные функции социальной перцепции:
- познание себя;
- познание партнера по общению;
- организация совместной
- установление эмоциональных
Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема (рис. 1). Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид(И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе(2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.
Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует ещё добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой себя (7), наконец, восприятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению[2]. Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии(или - как вариант – о восприятии человека человеком).Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. В данном контексте речь идет о субъекте восприятия(приложение 1).
Рис.1. Варианты социально-перцептивных процессовна позициях 1) и 2) предложенной схемы. Но кроме этого, возникает необходимость и ещё в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению «connaissanse d”autrui», что означает не столько «восприятие другого», сколько «познание другого человека»[3].
Это более широкое понимание
термина обусловлено
Все сказанное означает, что термин
«социальная перцепция», или, в более
узком смысле слова, «межличностная
перцепция», восприятие другого человека»
употребляется в литературе в
несколько вольном, даже метафорическом
смысле, хотя последние исследования
и в общей психологии восприятия
характеризуются известным
Выделяются следующие основные социально- перцептивные действия:
А) восприятие внешнего облика и поведения объекта(отдельный человек, группа);
Б) реконструкция внутреннего
Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я» (“Я-концепция”), о собеседнике (“Ты- концепция”), о группе (“Мы- концепция”). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению). Продуктом таких действий является та или иная степень достигнутого взаимопонимания участниками общения (сходство взглядов, установок, впечатлений о предмете общения и друг о друге, принятие роли).
Исследования в области
Особенности межличностного восприятия, процесс формирования перцептивного образа обуславливаются и другими переменными деятельности, среди них важную роль играют особенности коммуникаций. Специфика осуществляемой по ходу общения межличностной обратной связи, стратегия общения изменяют функционирование некоторых когнитивных компонентов самоконтроля личности. В свою очередь, характер обратной связи, условия её осуществления формируют перцептивный образ и влияют на эффективность деятельности. Сама же стратегия обратной связи может рассматриваться как отражение уровня познавательного самоконтроля личности в процессе общения. На степень адекватности (зависящую как от сложности отображаемого объекта, так и от индивидуально-психологических свойств воспринимающего, от степени сформированности у него механизма идентификации) отображения внешнего облика партнеров на разных его уровнях влияет и сложность возникающих или поставленных перцептивно-мыслительных задач, с которыми сталкиваются субъекты познания в совместной деятельности. Адекватность восприятия является своеобразным критерием готовности к межличностному пониманию, признаком социализации личности. Содержание межличностного восприятия, то есть, то, кого мы видим перед собой, то, что и как открывается для нас в человеке в процессе совместности,влияет на эффективность, успешность дальнейшей совместной деятельности в разных сферах. Так, значительная роль в формировании напряжения в совместной профессиональной деятельности и межличностном общении отводится именно содержанию перцептивных образов обоих партнеров. Наличие рассогласований, конфликтов, установок в межличностном восприятии и связанных с ними своеобразных психологических барьеров, недостаток социально-перцептивных качеств, приводящий к формированию неадекватного восприятия себя и других и опосредующий неадекватные реакции по отношению к другим; рассогласование индивидуальных стилевых перцептивных параметров и реализуемой технологии и других негативно сказываются на осуществление деятельности, в частности, на учебной и педагогической, врачебной и другой. Наоборот, способствуют эффективности, например, педагогического взаимодействия оказывается близость стилевых , и в том числе перцептивных , ориентации учителя и учеников при восприятии ролевых позиций и других параметров учебной ситуации; развитые когнитивно- коммуникативные особенности как учителей, так и учеников. Отчасти, оказывается определяемой особенностями перцептивно-коммуникативного взаимодействия (в значительной степени определяется результативность) лечебная, врачебная деятельность. Указанные и другие накопленные данные позволяют выделить межличностное восприятие в профессиональном общении отдельной «мишенью» развивающих, обучающих, а иногда и коррекционных, программ. В целом, проблема содержательной и функциональной и содержательной характеристики социально-перцептивных феноменов- достаточно сложная и многоплановая. Такие социально-перцептивные феномены, как атрибуция, идентификация, установки и другие - чаще всего рассматриваются с функциональных, ролевых позиций. Так, атрибутивным процессом отводится, отделяемая уровнем рефлексии и характером межличностного взаимодействия, роль экспликации и регулирования супружеских отношений. Отмечается, что образование социальных стереотипов восприятия, связанных с параметрами вербальных семантических измерений человека и определяющихся на сонове семантических координат уже имеющегося социально-перцептивного опыта, структурирует восприятие человека человеком независимо от модальности. Подчеркивается также, что некоторые социальные стереотипы восприятия выполняют координирующую и адаптирующую роли. Интересно обращение к функции феномена идентификации, играющего значимую роль в смыслообразовании и являющегося универсальным механизмом, формирующим установки и актуализирующим мотивы поведения. Возникновение групповых социально-перцептивных явлений, например иллюзий взаимности, проекций оказывается определяемым взаимоотношениями эффективных и когнитивных параметров групповых предпочтений. Одним словом, определяемые во многом спецификой деятельности, межличностные перцептивные феномены рассматриваются с точки зрения оказываемого ими влияния на социальные процессы. Хотя, в отдельных случаях, и подчеркивается большая зависимость социально-перцептивных феноменов (например, установочного отношения к человеку со стороны членов группы) от особенностей межличностных взаимодействий, взаимоотношений личности со средой, чем от психологических характеристик самой личности, межличностное восприятие оказывается детерминированным не только внешним и условиями, условиями совместной деятельности, но и внутренними индивидуально-типологическими условиями, характеристиками и свойствами самой личности. В качестве подобных внутренних условий межличностного познания часто рассматриваются когнитивные стили личности, как переменная, причинно влияющая на другие показатели психологической организации или поведения, как многоуровневое образование, пронизывающее разные психологические характеристики- от перцептивных процессов до межличностных отношений.
Структура процесса межличностного восприятия
Один из главных аспектов изучения процесса
межличностной перцепции связан с исследованием
психологических и социальных особенностей
субъекта и объекта восприятия. В восприятии
и оценке людьми друг друга зафиксированы
индивидуальные, половые, возрастные,
профессиональные и поло-ролевые различия.
Так, выявлено, что дети учатся сначала
распознавать экспрессию по мимике, затем
им становится доступным анализ выражения
эмоций посредством жестов. В целом дети
больше, чем взрослые, ориентированы на
восприятие внешности (одежда, прическа,
наличие отличительных признаков внешности:
униформа, очки и др.). Было установлено,
что учителя замечают и оценивают в своих
учениках иные качества и черты, чем ученики
и студенты у своих педагогов. Аналогичное
несовпадение имеет место при восприятии
и оценке руководителями подчиненных,
и наоборот. Значительно влияет на процесс
восприятия профессия наблюдателя. Так,
педагоги при оценке людей в значительной
степени ориентированы на речь воспринимаемых,
а, например, хореографы, спортивные тренеры,
прежде всего, замечают физическое сложение
человека. Внутренние психологические
и социальные установки субъекта восприятия
как бы “запускают” определенную схему
социальной перцепции.
Исследования психологических свойств
объекта восприятия являются попыткой
ответить на вопрос, какие психологические
и другие свойства наблюдаемого являются
наиболее важными и информативными для
процесса его познания наблюдателем. Люди,
оценивая партнера по общению, прежде
всего, обращают внимание на: выражение
его лица (мимику), способы выражения чувств
(экспрессию), жесты и позы, походку, внешний
вид (одежду, прическу), особенности голоса
и речи. Психологи А.А.Бодалев и В.Н.Панферов
специально изучали в экспериментальных
условиях, что производит наиболее сильное
впечатление при знакомстве. Оказалось,
первое, что бросается в глаза и запоминается
человеку – это прическа, которая может
менять лицо до неузнаваемости. Например,
если женщина надевает парик и долго его
носит, стоит ей появиться без парика –
она становится неузнаваемой. Обычно экстравагантная
мода, особенно среди молодежи, начинается
с прически (панки, хиппи и т.д.)[5]. Это резко
выделяет их на фоне других людей. Логично
было бы предположить - если
вы хотите, чтобы на вас обратили внимание
в обществе – смените прическу. После
прически мы обращаем внимание на глаза
человека. Глаза могут быть добрыми, холодными,
лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они
как бы настраивают человека на определенный
лад: доверительный, настороженный, агрессивный.
И, конечно же, улыбка человека нас очень
привлекает, особенно, если она добрая
и приветливая, а не злая и натянутая. Не
зря известный американский специалист
по общению Дейл Карнеги в качестве первой
заповеди хорошего общения провозгласил:
если хотите понравиться человеку – улыбайтесь,
учитесь улыбаться, делайте специальные
упражнения перед зеркалом. В
целом, выражение лица формируется мимикой,
которая у одних людей бывает очень динамичная,
разнообразная, у других – бедная, от чего
создается впечатление угрюмости, неприветливости,
скрытности. Мимика – динамическое состояние
мышц лица в каждый момент общения. Она
способна дать истинную информацию о том,
что переживает человек. Мимические выражения
несут более 70 процентов информации, то
есть глаза, взгляд, лицо человека способны
сказать больше, чем произнесенные слова.
Так, замечено, что человек пытается скрыть
свою информацию (или лжет), если его глаза
встречаются с глазами партнера менее
1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок
– эти части лица выражают основные человеческие
эмоции: страдание, гнев, радость, удивление,
страх, отвращение, счастье, интерес, печаль
и т. п. Причем, легче всего распознаются
положительные эмоции: радость, любовь,
удивление; труднее воспринимаются человеком
отрицательные эмоции – печаль, гнев,
отвращение. Важно заметить, что основную
познавательную нагрузку в ситуации распознавания
истинных чувств человека несут брови
и губы. Научно доказано, что левая сторона
лица гораздо чаще выдает эмоции человека;
это вызвано тем, что правое полушарие,
контролирующее эмоциональную жизнь человека,
отвечает за левую сторону лица. Положительные
эмоции отражаются более или менее равномерно
на обеих половинах лица, а отрицательные
– ярче выражены на левой. Каждого человека отличает так же определенная
манера поведения, жесты, походка, движения
тела. Интересно, что когда люди долго
не видятся, они узнают друг друга чаще
всего не по лицу, которое очень изменилось,
а по отдельным жестам и манере движения. Одна
из попыток в области кинетики принадлежит
К. Бёрдвистлу, который предложил выделить
единицу телодвижений человека. Наиболее
мелкой семантической единицей предложено
считать кин, или кинему (по аналогии с
фонемой в лингвистике). Совокупность
единиц представляет собой своеобразный
алфавит телодвижений. Хотя отдельный
кин самостоятельного значения не имеет,
при его изменении изменяется вся структура.
Из кинем образуются кинеморфы (нечто
подобное фразам), которые и воспринимаются
в ситуации общения. На основании предложения Бёрдвистла
были построены своего рода “словари”
телодвижений, даже появились работы о
количестве кинов в разных национальных
культурах. Но сам Бердвистл пришел к выводу,
что пока построить удовлетворительный
“словарь телодвижений” не удается: само
понятие кина оказалось достаточно неопределенным
и спорным. Более локальный характер носят
предложения о построении “словаря жестов”.
Существующие попытки не являются слишком
строгими (вопрос о единице в них просто
не решается), но, тем не менее, определенный
“каталог” жестов в различных национальных
культурах удается описать.
Кроме выбора единицы, существует еще
и вопрос о “локализации” различных мимических
движений, жестов или телодвижений. Нужна
тоже более или менее однозначная “сетка”
основных зон человеческого лица, тела,
руки и т.д. В предложениях Бёрдвистла
все человеческое тело было поделено на
8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая,
нога правая, нога левая, верхняя часть
тела в целом, нижняя часть тела в целом.
Смысл построения словаря сводится при
этом к тому, чтобы единицы (кины) были
привязаны к определенным зонам, тогда
и получится “запись” телодвижения, что
придаст ей известную однозначность, то
есть поможет
выполнить функцию кода. Однако неопределенность
единицы не позволяет считать эту методику
записи достаточно надежной.
Несколько более скромный вариант предложен
для записи выражений лица, мимики. Вообще
в литературе отмечается более 20 000 описаний
выражения лица. Чтобы как-то классифицировать
их, предложена методика, введенная П.
Экманом и получившая название FAST - Facial
Affect Scoring Technique. Принцип тот же самый: лицо
делится на три зоны горизонтальными линиями
(глаза и лоб, нос и область носа, рот и
подбородок). Затем выделяются шесть основных
эмоций, наиболее часто выражаемых при
помощи мимических средств: радость, гнев,
удивление, отвращение, страх, грусть.
Фиксация эмоции “по зоне” позволяет
регистрировать более или менее определенно
мимические движения. Эта методика получила
распространение в медицинской (патопсихологической)
практике, в настоящее время есть ряд попыток
применения ее в “нормальных” ситуациях
общения.