Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:26, контрольная работа
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей. Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия. В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВАХ…….6
1.1.Функции и структура общения в межличностных отношениях……….6
1.2.Система межличностных отношений…………………………………....7
1.3.Психология взаимодействия людей в межличностных отношениях...12
1.4.Механизмы психологической защиты в межличностных отношениях………………………………………………………………………... 13
2.ПРИЗНАКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ…………………………………………………………………...14
2.1.Чувства и эмоции в межличностных отношениях…………………….14
2.2.Проблемы межличностных отношений в коллективах……………….15
2.3.Психологическая несовместимость межличностных отношений в коллективах…………………………………………………………………………16
2.4.Сплочение коллектива в межличностных отношениях……………….18
3.ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………....19
3.1.Межличностные отношения в трудовом коллективе………………....19
3.2Межличностные отношения в коллективе подростков………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВАХ…….6
1.1.Функции и структура общения в межличностных отношениях……….6
1.2.Система межличностных отношений…………………………………....7
1.3.Психология взаимодействия людей в межличностных отношениях...12
1.4.Механизмы
психологической защиты в межличностных
отношениях……………………………………………………
2.ПРИЗНАКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ…………………………………………………
2.1.Чувства и эмоции в межличностных отношениях…………………….14
2.2.Проблемы межличностных отношений в коллективах……………….15
2.3.Психологическая
несовместимость межличностных отношений
в коллективах…………………………………………………
2.4.Сплочение коллектива в межличностных отношениях……………….18
3.ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………....19
3.1.Межличностные
отношения в трудовом
3.2Межличностные
отношения в коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………....29
ВВЕДЕНИЕ
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей. Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия. В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.
Эффективность
восприятия связана с социально-
Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.
Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны; механизм проекции; механизм стереотипизации; механизм этноцентризма.
Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм соотнесения личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания. В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.
К
условиям восприятия человека человеком
относятся ситуации, время и место
общения. Сокращение времени при
восприятии объекта снижает возможность
воспринимающего получить достаточную
информацию о нем. При длительном и тесном
контакте у оценивающих начинают проявляться
снисходительность и фаворитизм.
1. СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВАХ
1.1. Функции и структура общения в межличностных отношениях
Общение
– специфическая форма
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
В процедуре общения выделяют следующие этапы :
1. Потребность
в общении (необходимо
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего сообщения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка
направления, стиля, методов
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная
компетентность – способность устанавливать
и поддерживать необходимые контакты
с другими людьми. Для эффективной
коммуникации характерно: достижение
взаимопонимания партнеров, лучшее понимание
ситуации и предмета общения. Коммуникативная
компетентность рассматривается как система
внутренних ресурсов, необходимых для
построения эффективной коммуникации
в определенном круге ситуаций межличностного
взаимодействия.
1.2. Система межличностных отношений
Система
межличностных отношений
Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен как сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе. Самыми высоко статусными считаются так называемые социометрические звезды — члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.
Далее идут высоко статусные, средне статусные и низко статусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низко статусные.
На
более низкой ступени межгрупповых
отношений находятся изолирован
Часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами. Можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такое сочетание редко встречается. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение, прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция связана с управлением. Проблема совмещения в одном лице лидера и социометрической звезды стоит крайне остро как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы. В обычной семье роли могут распределяться следующим образом: отец — лидер, мать — социометрическая звезда. Высоко статусные, средне статусные и низко статусные члены группы составляют обычно ее большинство. Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием. Известен феномен влияния бойкота — прекращение отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны. Изменение социометрического статуса члена группы — важная проблема. Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус.
Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных группах. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы. Сложность проблемы заключается также и в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Средне статусные члены группы, как правило, воспринимают свое положение адекватно. Но крайние статусные категории вследствие действия психологических защит часто воспринимают отношения других людей к себе неадекватно. Чаще всего именно социометрические звезды и пренебрегаемые члены группы не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе.
Устойчивость
социометрического статуса
- внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык);
-успехи в ведущей деятельности;
-некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.);
соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является;
-положение в других социальных группах.
Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только поработать с тем или иным фактором статуса.
Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать и о таком явлении, как взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если ее выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений. Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то в ней будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность ее членов межличностными отношениями. Межличностные отношения в группе включают отношения межличностного предпочтения.