Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в семье как малой группе.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую литературу по проблеме межличностных отношений в малой группе.
Дать характеристику особенностей межличностных отношений в семье.
Экспериментально изучить межличностные отношения в семье.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения межличностных отношений в семье 6
1.1. Семья и её значение для развития личности 6
1.2. Межличностные отношения и межличностное восприятие в семье 12
1.3. Консультационная и психотерапевтическая помощь семье 19
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений в семье 22
2.1. Изучение особенностей межличностных отношений в семье 22
2.2. Консультирование как путь оптимизации межличностных отношений в семье с учётом индивидуально-личностных особенностей её членов 28
Заключение 33
Литература 35
"Межличностные
отношения в семье"
Содержание
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн семей. Семья, по определению А.Г.Харчева, – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Причем проявления этого кризиса обнаруживают себя тем ярче, чем выше (в среднем) общий уровень социально-экономического развития общества, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей.
Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной модели к новой. Внутрисемейные отношения могут быть как персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях). Сущность семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов.
Кризис современной семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Исследования, ведущиеся на стыке социологии и психологии со всей убедительностью показывают, что радикальный переворот в системе социальных связей человека во многом обусловлен процессами, усложняющими социально-групповую структуру общества. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности, значительно ослабевают связи между каждой из такого рода групп, ее "низовыми", первичными ячейками и личностью (А.Б.Орлов).
Современные сдвиги в отношениях между индивидом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности, меньшей жесткости социальных связей человека и создают, следовательно, больший простор проявлению его индивидуальности" (Г.Г.Дилигентский).
Таким образом, развитие общества и, следовательно, развитие семьи приводит к увеличению числа семейных проблем, к общему кризису современной семьи. Семья является своеобразным посредником, медиатором между индивидом и обществом. :"Для того чтобы развиться - интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно - ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная эмоциональная связь и которые озабочены благополучием и развитием ребенка желательно на протяжении всей своей жизни" (У.Бронфенбреннер). Подобные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только семья.
Таким образом, в своем посредническом качестве семья изначально имеет двойную ориентацию, она одновременно социо- и человеко-центрична.
Исследованиям в области психологии семьи и межличностных отношений посвящены работы таких отечественных психологов, как А.Б.Орлов, Н.Н.Обозов, А.И.Захаров, Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Г.Г.Дилигентский, Л.Л.Баз, а также зарубежных исследователей - Н.Пезешкиана, А.Менегетти, В.Сатир и др.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений в семье.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в семье как малой группе.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: особенности и проблемы в межличностных отношениях в семье могут быть связаны с социальной ситуацией, особенностями межличностного восприятия и личностными особенностями её членов.
Методы исследования:
Этапы исследования
1 этап – анализ
литературных источников по
2 этап – изучение
особенностей межличностных
3 этап – анализ
полученных в ходе
Общепризнано, что семья является своеобразным посредником, медиатором между индивидом и обществом. В точном соответствии с идеологиями традиционных обществ наука (в том числе и психологическая наука) акцентировала лишь один аспект посреднической функции семьи, - ее посредничество воздействий социума на индивида, обеспечение развития социума посредством адаптации (ролевой и культурной) индивида к социуму. Однако семья, как такой посредник, может решать и другой класс задач: семья является также посредником между индивидом и социумом в процессе развития, самоактуализации индивида как такового. У.Бронфенбреннер, обобщая результаты многочисленных исследований в области возрастной и педагогической психологии, резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: "Для того чтобы развиться - интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно - ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная эмоциональная связь и которые озабочены благополучием и развитием ребенка желательно на протяжении всей своей жизни" (У.Бронфенбреннер, 1990) [29]. Подобные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только семья.
Таким образом, в своем посредническом качестве семья изначально имеет двойную ориентацию, она одновременно социо- и человеко-центрична.
В чем же состоит отличие этих двух ориентаций семьи с психологической точки зрения?
А. Социо-центрированная семья
Прежде всего, специфика социо-центрированной семьи состоит в том, что она обладает очень четкой избирательностью при осуществлении всех своих функций: семья транслирует и формирует только те ценности, которые являются социально приемлемыми и социально одобряемыми в данном конкретном социуме, в данной конкретной социальной группе. Эта избирательность, селективность семьи означает также, что сам способ ее функционирования обеспечивает принятие в ее членах только таких качеств и проявлений, которые, которые отвечают стандарту социально приемлемого и одобряемого. Если сформулировать это положение на психологическом языке, то можно сказать, что социальная ориентированность семьи предполагает, что она изначально принимает только "персоны" (К.Юнг) [43] своих членов, т.е. только социально приемлемые фрагменты опыта человека, являющегося в действительности гораздо более содержательной и многоаспектной психической тотальностью.
Иначе говоря, социальная ориентация семьи предполагает не только селективность, но и частичность, фрагментарность в осуществлении ее посреднических функций в триаде "социум - семья - индивид" [29].
Следует также отметить, что данная ориентация семьи предполагает также существование особой "латентной концепции" психического развития, которое понимается исключительно как социализация, обеспечиваемая механизмом усвоения (интериоризации) социальности, т.е. процессом своеобразной актуализации, воспроизводства социальности во внутреннем мире индивида. Основным регулятивом в данном процессе выступают "системы ценностей" социума (К.Роджерс, 1964) [34].
Так можно охарактеризовать социальную ориентацию семьи в ее посреднических функциях, в ее роли посредника между социумом и индивидом.
Если же рассмотреть
семью как систему конкретных
межличностных отношений и
в следующих основных
коммуникативных установках.
Первую из этих установок можно назвать "условным принятием": принятие любого проявления индивида в такой семье возможно лишь на вполне определенных условиях. Коммуникации в социо-центрированных семьях всегда имеют следующий подтекст:"Если ты..., то я...".
Вторая установка
Третья коммуникативная
установка характеризует
Все эти три коммуникативные установки можно суммировать в одной характеристике общения в рамках социо-центрированной семьи - это интерперсональное общение, т.е. общение, осуществляющееся между персонами, принадлежащими разным членам социо-центрированной семьи.
Доминирование социальной ориентации характерно для так называемой традиционной семьи или для семьи, по преимуществу являющейся структурным элементом традиционного общества. Такая семья представляет собой закрытую и статичную систему фиксированных и взаимодействующих по особым правилам персон (масок и ролей). Развитие такой семьи выступает как усложнение комплекса взаимодействующих персон, как персонализация ее членов и как комплексирование разыгрываемых ими ролей. Иерархия в такой семье определяется и задается ролями, а границы семьи определяются как внепсихологические (правовые).
Таким образом, социо-центрированную семью можно определить как семью личностно-центрированную. Такая семья является эффективным посредником в процессах формирования социумом личности человека, складывающейся из его персоны и тени (или, точнее, - из мозаики его субперсон и субтеней) [43].
Итак, основная функция социо-центрированной или традиционной семьи состоит в формировании личности (внешнего Я) человека.
Иначе выглядит социальная посредническая ориентация семьи в триаде "социум - семья - индивид".
Б. Человеко-центрированная семья
В случае человеко-центрированной семьи мы также имеем дело с избирательностью семьи при осуществлении ею своих функций. Однако эта избирательность предполагает повышенную чувствительность, сензитивность семьи отнюдь не к запросам общества, но к интересам и запросам своих членов (и прежде всего детей), к их внутреннему миру. "Латентная концепция" психического развития здесь также иная: взросление понимается не как социализация, но как "индивидуация" человека (К.Юнг, 1994), основным и ведущим механизмом которой является экстериоризация индивида, актуализация, воспроизведение индивидуальности во внешнем социальном мире. Основным регулятивом выступает здесь "ценностный процесс" человека (К.Роджерс, 1964) [34].
Каковы же психологические коммуникативные установки в человеко-центрированной семье? Прежде всего, следует отметить, что эти установки также являются альтернативными. Первую из них в отличие от "условного принятия" можно назвать "безусловным принятием": любому акту общения не предшествует какая-либо заранее заданная система четких установок, ожиданий, императивов, оценок и условий, так или иначе ограничивающих, контролирующих и направляющих жизнь другого человека. Если в социо-центрированных семьях общение предполагает следующий подтекст:"Если ты..., то я..." или "Ты должен..." или "Я знаю как надо...", то общение в человеко-центрированной семье предполагает совершенно иную, альтернативную коммуникативную семантику:"Ты свободен...", "Ты мне интересен...", "Я тебя люблю...". Подобное общение утверждает личную свободу и личную ответственность человека (т.е. его свободу и ответственность не против других и не перед другими, обществом, классом, семьей, но против самого себя и перед самим собой). Подобное общение не исходит изначально из некой предзаданной оценочной схемы: это хорошо, а это плохо. Напротив, здесь каждый раз предполагается, что "Я не знаю как надо, ты, возможно, это лучше знаешь", "Я не знаю, что для тебя хорошо, а что плохо, ты это знаешь лучше меня".