Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:25, курсовая работа
Цель исследования: изучить основные методы исследования восприятия в психологии.
Предмет исследования: методы исследования восприятия.
Гипотеза исследования: наиболее оптимальным для исследования восприятия является методика «Нелепицы».
Задача исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы восприятия в психологии.
2. Проанализировать основные методы исследования восприятия
3. Провести эмпирическое исследование восприятия
ВВЕДЕНИЕ
I ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики
1.2 Основные методы изучения восприятия
II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Методы, процедура и объект исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ I ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики 1.2 Основные методы изучения восприятия II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ 2.1 Методы, процедура и объект исследования 2.2 Анализ результатов исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
3
5 12
20 23 24 25
|
ВВЕДЕНИЕ
Изучение методов восприятия актуально, потому что восприятие связано со всем комплексом человеческих ощущений и является неотъемлемой частью психики.
Ведь восприятие - это весьма сложный процесс, формирующий уникальную картину мира. Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.
Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни, встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия. Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую "теоретическую" деятельность.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он, таким образом, производит определённую деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое, в конечном счете, в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание.
Что бы оценить, в какой степени развито восприятие у человека, необходимо знать методы исследования.
Цель исследования: изучить основные методы исследования восприятия в психологии.
Предмет исследования: методы исследования восприятия.
Гипотеза исследования: наиболее оптимальным для исследования восприятия является методика «Нелепицы».
Задача исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы восприятия в психологии.
2. Проанализировать основные методы исследования восприятия
3. Провести эмпирическое исследование восприятия
Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такая методика как эмпирического анализа как «Нелепицы».
Объект исследования: в качестве объекта исследования выступил ребенок старшего дошкольного возраста г. Пятигорска Ставропольского края И.А
Структура и объем работы: курсовой проект состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы. Список литературы содержит 15 наименований. Основное содержание курсовой работы изложено на 19 страницах.
I ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие восприятия и его основные характеристики
Большой психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко определяет восприятие (англ. perception) как субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов; сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа [1, c. 83].
В учебнике общей психологии под редакцией Маклакова А. Г. восприятие рассматривается как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [2, c. 200].
Автор считает, восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни [2, c.201].
Так же автор рассматривает физиологические основы восприятия.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Собственные
физиологические механизмы
Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия [2, c.203].
Так же автор рассматривает, что в соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Маклаков предлагает классификацию основных видов восприятия по основной модальности и по форме существования (см. рис.1) [2, c.212].
Рисунок 1. Основные виды восприятия
В учебнике общая и социальная психология под редакцией М.И.Еникиева рассматривает восприятие как непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков [3, c.86]
Автор так же рассматривает
классификации восприятия. В зависимости
от целенаправленности, участия воли
восприятие делится на две формы:
непроизвольное (непреднамеренное, не
связанное с волевым
Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.
В зависимости от сложности, развернутости, перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным).
Существует четыре уровня восприятия:
1) сенсорный – чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;
2) перцептивный – осмысление
объекта, отнесение его к
3) оперативный – охват
какой-либо функции, стороны
4) деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности (классификация автора).
Виды восприятия могут классифицироваться и в соответствии со спецификой объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве самостоятельной деятельности.
Планомерное восприятие, специально организованное для разрешения какого-либо вопроса, называется наблюдением.
Различные виды восприятия
имеют специфические
В учебнике Психология под редакцией Р.С. Немова рассматривают, что восприятие- это субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью [4,c.181].
Автор рассматривает что, воспринимая форму предметов принимают участие три основные группы факторов:
1. Врожденная способность
нервных клеток коры головного
мозга избирательно
2. Законы образования
фигур, форм и контуров, выделенные
гештальтпсихологами и
3. Жизненный опыт, получаемый
за счет движений руки по
контуру и поверхности
Основы психологии под редакцией Л.Д. Столяренко рассматривает, что восприятие-это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [5, c.143].
Так же автор рассматривает свойства восприятия:
1. Целостность, т. е. восприятие, есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные, о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они видят не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
2. Константность восприятия — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п.
Источником константности
восприятия являются активные действия
перцептивной системы (системы анализаторов,
обеспечивающих акт восприятия). Многократное
восприятие одних и тех же объектов
при разных условиях позволяет выделить
относительно постоянную инвариантную
структуру воспринимаемого
3. Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими [5, c.147]
Информация о работе Методы исследования восприятия в психологии