Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 13:47, курсовая работа
Федерализм выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные сообщества. Выполняя эти функции, федерализм предоставляет социальнкультурную и политическую автономию территориальным частям государства. Одновременно достигается политическая, экономическая и военная их интеграция в одном государстве.
Введение 3
1 Понятие федерализма и государственного управления 5
1.1 Конституционные основы современного российского федерализма 5
1.2 Государственное управление как форма государственной деятельности 12
2 Механизм разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в государственном управлении 18
2.1 Предметы исключительного ведения Российской Федерации 18
2.2 Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов 23
2.3 Исключительные полномочия субъектов Российской Федерации 28
Заключение 30
Список литературы 31
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОЛЬ ФЕДЕРАЛИЗМА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент группы За2Гв _________
Руководитель к.п.н., доцент
_______________ В.С. Хамидулин
Регистрационный № ________ Оценка_____________________
___________ _____________ ___________ _______________
Подпись
И.О.Фамилия
«_____»_____________201_г.
г. Владивосток
2011
Оглавление
Введение 3
1 Понятие федерализма и
1.1 Конституционные основы современного российского федерализма 5
1.2 Государственное управление как форма государственной деятельности 12
2 Механизм разграничения
2.1 Предметы исключительного
2.2 Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов 23
2.3 Исключительные полномочия субъектов Российской Федерации 28
Заключение 30
Список литературы 31
Введение
Федерализм выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные сообщества. Выполняя эти функции, федерализм предоставляет социальнкультурную и политическую автономию территориальным частям государства. Одновременно достигается политическая, экономическая и военная их интеграция в одном государстве.
Несколько важных обстоятельств обуславливают необходимость федерализма в России. Первое – многонациональный состав населения страны; второе – большая территория и численность населения; третье, и возможно самое важное, – федерализм необходим современной России в качестве одного из средств обеспечения ее демократического развития. Подлинный федерализм разрушает централизацию управления и монополизацию власти в центре и тем самым не в малой мере способствует усилению гражданских свобод. В этом мы видим актуальность выбранной нами темы.
Вопрос о необходимости формирования подлинного федерализма в России равнозначен вопросу о необходимости построения демократического правового государства. Однако утверждение на практике такой модели имеет немало трудностей, одна из которых – влияние опыта советской федерации.
Путь к созданию обновленной России именно как федерации был весьма сложен. На него наложило отпечаток стремление некоторых региональных лидеров использовать относительную слабость федеральных органов государства в конце 80-х- начале 90-х гг. для того, чтобы под предлогом защиты национальных интересов проживавшего в этих регионах населения ограничить полномочия центральных органов государственной власти.
Правовые основы российского федерализма определены в Конституции РФ 1993 г.1 Она существенно изменила характер федерации, укрепив в ней демократические принципы, основанные на признании приоритета прав и свобод человека и гражданина. С этого времени Россия окончательно стала федерацией конституционной.
Государственное управление есть вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть как одна из частей единой государственной власти.
Обращение к изучению федерализма в государственном управлении особенно актуально в наши дни, именно сейчас руководство страны пытается найти такие подходы, чтобы стабильность и устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции РФ, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от рискованных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму, регионализму.
Тема российского федерализма и государственного управления является широко изучаемой политико-правовыми науками, поэтому, исследуя интересующую нас проблему, мы обращаемся к тем научным публикациям, где изучаемая нами тема рассматривается наиболее детально и акцентируется внимание на малоизученных моментах. Здесь необходимо отметить работы Р.Ф. Туровского, Ю. Солодухина, О. Михайленок, Т. Ивановой. А.М. Порфирьева и др.
Объектом данного исследования является система государственного управления, являющегося сознательным воздействием государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества. Предметом исследования – федерализм, как способ государственного управления.
Целью курсовой работы является исследование федерализма в государственном управлении. Согласно поставленной цели в работе решаются следующие задачи: дать определение понятиям федерализма и государственного управления; проанализировать механизм разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ в государственном управлении.
1 Понятие федерализма и государственного управления
1.1 Конституционные основы современного
российского
Понятие «федерализм» происходит от лат. foederatio, что означает союз, объединение. Сразу следует указать, что это понятие в своем исходном значении может означать объединение самых разных социально-политических образований, в частности этнических или социальных групп и совсем не обязательно регионов.
Федеративные отношения в широком смысле этого понятия означают союзные отношения между любыми сегментами многосоставного общества. В узком смысле иногда полезно говорить о территориальном федерализме, подчеркивая тем самым, что это явление относится к территориальным сегментам. Хотя чаще всего на практике федеративные отношения по умолчанию понимаются как союзные отношения между территориальными сегментами. Соответственно эти территориальные сегменты имеют политико-правовое оформление, т.е. границу и территорию, и обладают статусом субъектов федерации, т.е. формальных регионов, на которые делится (или из которых складывается) федеративное государство.
Федерация – государственно-правовое объединение двух или более государств в одно союзное государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт – федеральная Конституция, закрепляющая правовой статус субъектов Федерации, определяющая их компетенцию, а также разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами
Российская государственность является уникальной потому что процессы миграции и взаимодействия многочисленных народов, происходившие на территории евразийской равнины в течении хотя бы последнего тысячелетия не имеет аналогов больше нигде. Поэтому и рассматривать российскую государственность и российский федерализм надо особо не пытаясь подходить с мерками европейских стран.
Впервые вопрос федерализма был рассмотрен, обоснован, нормативно определён и организационно реализован «отцами основателями» США. С момента своего возникновения проблема федерализма носила государственно- правовой характер и связывалась с построением и распределением государственной власти, принадлежащих народу. С тех пор более чем в 20 странах, где принято федеративное устройство, сущность федерализма сводилось и сводится к следующим положениям:
- конституционно закрепленная форма государственного устройства, при которой составные части единого государства обладают большими самостоятельными полномочиями в управлении различными областями и сферами общественной жизни.
- конституционный принцип распределения государственной власти, принадлежащей народу, по вертикали, включая и местное самоуправление, имеет строго определённый взаимосвязанный и ограничивающий друг друга объектом полномочий.
- конституционно согласованная составная часть механизма общественного самоуправления в целом и конкретно по уровням, т. к. федерализм предполагает осуществление власти народа через все организационные структуры.
- конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина, ибо только распределённая власть способна оберегать общество от попыток узурпации власти отдельными структурами и личностями.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа.
1. Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);
2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);
3. Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.
В истории нашего государства было много возможностей для создания действительно федеративного государства в рамках СССР, однако ими не воспользовались и пошли по самому простому пути – его развала.
Поэтому Россия только вступила на самостоятельный путь построения демократического, правового, федеративного государства. На этом пути сделано уже не мало. В марте 1992 г. был подписан Федеративный договор, который носит учредительный характер. Им был заложен новый подход распределения, организации и реализации государственной власти по всей территории страны.
Поскольку любое федеративное государство состоит из частей , для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатится к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации так и её субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и её субъектов, т. е. основы их взаимоотношений между собой.
Наиболее важными политико-правовыми признаками Российской Федерации являются следующие: территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно-правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью; в России создана особая палата парламента, которая является органом представительства субъектов Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания; в России федерация имеет конституционную форму, а потому именно конституционным путем разграничивается компетенция между Федерацией в целом и субъектами Федерации.
В Конституции РФ выделяются четыре основополагающих принципа федерализма: 1) целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) равноправие всех субъектов РФ; 3) строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной; 4) государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты.2
Особое значение для характеристики российского федерализма имеет ст. 5 Конституции РФ норма, в которой установлен принцип равноправия всех субъектов РФ. Этот принцип, закрепленный в основах конституционного строя, является одним из основополагающих для развития федеративных отношений.
Субъект РФ – ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство, субъекты РФ отвечают следующим параметрам: не обладают суверенитетом; не имеют права на отделение; граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории всей РФ; закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону; перед лицом федеральной власти субъекты РФ равны.
Российская Федерация – это федерация, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. Все субъекты РФ по объему их компетенции подразделяют на три группы: 1) республики; 2) края, области, города федерального значения; 3) автономные округа и автономная область.
Данная специфика статуса автономных округов не распространяется на Чукотский автономный округ, который единственный из десяти автономных округов считается непосредственно входящим в состав РФ3, как и Еврейская автономная область.
Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации, а также избирают депутатов в Государственную Думу, что обеспечивает им представительство в законодательном органе РФ.
Национально-культурная автономия4 означает представление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемежку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и др.
Национально-культурная автономия является одним из институтов самоопределения, позволяющая гражданам РФ, принадлежащим к различным этническим общностям, в частности малочисленным, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. К принципам существования национально-культурной автономии относятся: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизация и самоуправление; сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой; многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии; уважение языка, культуры, традиции, обычаев граждан различных этнических общностей; законность.5