Мотивация просоциального поведения и агрессивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:16, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в определении мотивационных особенностей агрессивного и просоциального поведения. Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть отечественные и зарубежные исследования в области мотивации агрессивного и просоциального поведения;
раскрыть понятия просоциального и агрессивного поведения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
1.1. ПОНЯТИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
1.2. САМООЦЕНКА И САМОПОДКРЕПЛЕНИЕ 6
1.3. СОПЕРЕЖИВАНИЕ (ЭМПАТИЯ) 8
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10
2.1. ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ 10
2.2. СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 44.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Общая психология»

на тему: «Мотивация просоциального поведения и агрессивного поведения»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

ПС 1 СО (1071) гр.

Андреева Юлия Вячеславовна

 

Проверила:

кандидат педагогических наук

Шишкина Ольга Викторовна

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2011 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ  ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4

1.1. ПОНЯТИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4

1.2. САМООЦЕНКА И САМОПОДКРЕПЛЕНИЕ 6

1.3. СОПЕРЕЖИВАНИЕ (ЭМПАТИЯ) 8

ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ  АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10

2.1. ПОНЯТИЕ  АГРЕССИИ 10

2.2. СИТУАЦИОННЫЕ  ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В психологии есть проблемы, которые вызывают значительный интерес  широкого круга людей. К числу  таковых можно отнести и проблему агрессивного и просоциального поведения. Актуальность изучения данной проблемы заключается в стремлении содействовать  посредством лучшего понимания  агрессивных действий, предотвращению и сдерживанию явных актов насилия. Внимание к данной проблеме и ее серьезное изучение объясняется тем, что агрессивное и просоциальное поведение всегда оказывали огромное влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом. Во многих случаях человек не способен объяснить причины некоторых своих поступков (в данном случае агрессивного поведения), а изучение данной проблемы на уровне конкретного индивида поможет выявить причины, обуславливающие те или иные поступки и предотвратить их повторение в будущем, если их результат нежелателен. Желание и потребность в том, чтобы понять мотивационную сферу собственного поведения, детерминанты собственных поступков, а значит и межличностного общения, вот что обуславливает актуальность данной проблемы.

 Цель данной работы заключается в определении мотивационных особенностей агрессивного и просоциального поведения. Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:

  1. рассмотреть отечественные и зарубежные исследования в области мотивации агрессивного и просоциального поведения;
  2. раскрыть понятия просоциального и агрессивного поведения;
  3. изучить ситуационные факторы агрессивного поведения;
  4. рассмотреть методы изучения мотивации агрессивного и просоциального поведения.

 

 

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    1. ПОНЯТИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут  пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти  весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное  или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной  жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих  желаний и планов, самопожертвование.

Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит  особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о людях). Вот как определил этот важный человеческий мотив Г.Маррей, который одним из первых назвал его в своих работах. Данный мотив проявляется в том, чтобы "высказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного ... ребенка или любого другого, который слаб, покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, который потерпел поражение или испытывает душевное смятение". Этот же мотив выступает в стремлении кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять тех, кто в этом нуждается. Однако то, что в конечном счете идет на пользу другому, и поэтому на первый взгляд представляется деятельностью помощи, может тем не менее определяться совершенно различными движущими силами. В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую очередь заботой о благе его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения.

Альтруистическое, или просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.

Едва ли можно сформулировать этот критерий более выразительно, чем это сделано в притче о  сострадательном самаритянине: " ...Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел  тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том  месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же, проезжая, нашел  на него и, увидев его, сжалился и, подошел, перевезал ему раны, возливая масло  и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и  позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и  сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда  возвращусь, отдам тебе." Акт помощи сострадательного самаритянина потому так примечателен, что был осуществлен  при отсутствии социального давления и даже не на глазах у способного его оценить зрителя, потому также, что самаритянину не были предписаны столь жесткие моральные нормы, как священнику и левиту, и потому еще, что самаритянин взял на себя труд и затраты, связанные с оказанием  помощи, не имея никаких видов на вознаграждение.

Любая форма поведения  может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Обобщая  результаты, достигнутые в исследованиях  деятельности помощи к настоящему времени, Г.Хекхаузен сформулировал комплекс условий, характеризующих как ситуацию, так и личность с точки зрения теории мотивации. Эти условия могут пониматься как привлекательность предвосхищаемых субъектом последствий вмешательства или невмешательства.

    1. САМООЦЕНКА И САМОПОДКРЕПЛЕНИЕ

Одно из последствий действия - наступающая за ним и осуществляемая самим субъектом оценка того, насколько  он, совершая это действие, оставался  верным внутренне принятым им нормативным  ценностям (т.е. самоподкрепление). Привлекательность  для субъекта в этом случае определяется предвосхищаемыми эмоциональными состояниями: с одной стороны, такими, как удовлетворенность  верностью требованиям личностно  значимых ценностей, радость от исполнения хорошего дела , с другой - такими, как  переживание стыда и вины за несоблюдение норм, которые субъект считал для  себя внутренне обязательными.

Модель просоциального поведения  с привлекательностью самооценок разработал и обосновал С.Шварц. В его модели мотивирующий фактор содержится в самооценке потенциального субъекта помощи. Восприятие бедственного положения другого человека актуализирует относящиеся к самому себе ожидания, и именно они ведут к переживанию морального долга. Далее поведение " мотивируется желанием действовать в согласии со своими ценностями так, чтобы сохранить представление о себе и избежать ущемления чувства собственного достоинства". В своей модели альтруистического действия Шварц различает складывающиеся из 9 этапов 4 стадии: актуализацию личной ответственности, актуализацию моральной обязанности, проверку и отклонение и, наконец, действие (или бездействие). Более конкретно эти фазы выглядят следующим образом:

I. Стадия актуализации: восприятие нужды и ответственности.

1. Осознание того, что  человек находится в состоянии  нужды.

2. Понимание того, что  существуют действия, способные  облегчить его положение.

3. Признание своей способности  содействовать такому облегчению.

4. Восприятие себя в  определенной мере ответственным  за изменение ситуации.

II. Стадия обязанности:  конструирование норм и зарождение  моральной обязанности.

5. Активация существовавших  ранее или заданных ситуацией  личностных норм.

III. Стадия защиты: рассмотрение  потенциальных реакций, их оценка  и переоценка.

6. Определение затрат  и оценка возможных исходов  (если какая-либо из реакций  приводит к очевидно оптимальному  балансу затрат, то следующие два этапа могут быть пропущены. В противном случае за этапом 6 следуют 7 и 8 и процесс оценивания повторяется один или несколько раз).

7. Переопределение ситуации  и ее переоценка посредством  отрицания:

а) состояния нужды ( его  реальности или серьезности );

б) ответственности за свое действие; с) уместности актуализированных перед этим норм или чего-либо другого.

8. Повторение предшествующих  этапов с учетом произведенных  переоценок.

IV. Стадия реакции.

9. Действие или бездействие."

Мотивацию, побуждающую к  оказанию помощи, он видит в переживании  личной моральной обязанности вмешаться  и оказать помощь. Это переживание  морального долга основано на актуализации когнитивных структур внутренне  обязательных норм. Причем под влиянием требующей помощи ситуации (ее восприятия и оценки) структура норм в большей  или меньшей степени преобразуется  так, чтобы максимально соответствовать  этой ситуации. Активации такой структурной  перестройки особенно способствует осознание субъектом последствий  своего действия для нуждающегося в  помощи человека. Однако на следующей, третьей стадии рассматриваемого процесса переживание морального долга может уменьшиться и быть нейтрализованным защитными механизмами, заставляющими усомниться в целесообразности или уместности оказания помощи. Решающую роль при этом играет процесс отрицания ответственности.

    1. СОПЕРЕЖИВАНИЕ (ЭМПАТИЯ)

Нормы могут мотивировать действие помогающего, выступая в качестве подкрепления со стороны других людей, или самоподкрепления. Однако в оказании помощи важную роль играет способность  человека к сопереживанию. Акт помощи может устойчиво и непосредственно  побуждаться мыcленным перемещением субъекта на место нуждающегося в  помощи и предвосхищением улучшения  его положения в результате своих  действий. В отличие от простых симпатии и жалости сопереживание субъекта мотивирует деятельность помощи. Чем больше человек способен и склонен к такого рода сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае. Такое объяснение обогащает понимание альтруистического деяния, добавляя к внешнему и внутреннему подкреплению еще один мотивационный принцип - подкрепление сопереживанием.

Сопереживание другому предполагает, что субъект не слишком поглощен собой и своими стремлениями. Как  отмечает Л.Берковитц, в том случае, когда человек в своих переживаниях чрезмерно сосредоточен на себе, его  готовность к оказанию помощи на самом  деле уменьшается. Вместе с тем радостное  настроение, вызванное, например, переживанием успеха или внушенным состоянием приподнятости, повышает готовность к  помощи.

В целях прямого доказательства эмпатийного подкрепления Ж.Аронфрид разработал теоретическую концепцию, согласно которой в основе альтруистического  поведения лежит предрасположенность  к сопереживанию эмоционального состояния другого человека. Ж.Аронфрид и В.Паскаль попытались доказать существование эмпатийного подкрепления в экспериментах с детьми. Один из опытов происходил следующим образом. Ребенок вместе с экспериментатором сидел перед ящиком с двумя рычагами. При нажатии на один рычаг из ящика выпадала конфета, при нажатии на другой - на второй – вспыхивал красный свет. Лишь на второе из этих действий ребенка экспериментатор реагировал выражением радости (улыбаясь, он неотрывно смотрел на красный свет и говорил: "Вот он красный свет!"). Затем, не отводя взгляда от красного света, он ласково обнимал ребенка. На втором этапе экспериментатор сидел перед ящиком и видел красный свет. Ребенок мог выбирать между красным светом (приносившим радость экспериментатору) и конфетой для себя. В сравнении с испытуемыми двух контрольных групп, которые на первом этапе опыта имели дело либо с радостными эмоциями экспериментатора, либо с его ласковым объятием, дети, испытавшие то и другое вместе, чаще выбирали красный свет, причем они выбирали его чаще, чем конфеты. Таким образом, при созвучности сопереживания эмоциональному настрою другого человека дети отказываются от материального вознаграждения, чтобы доставить другому радость. Причем они быстро научались не только тем действиям, которые подкреплялись альтруистическим воздействием радости другого человека, но также и теми (в начале их показывал экспериментатор), которые подкреплялись облегчением страданий другого.

К настоящему времени объяснение роли сопереживания при оказании помощи наиболее разработано Ж.Коком, С.Бэтсо-ном и К.Мак-Дэвисом. Они  предложили двухступенчатую модель, согласно которой принятие на себя роли нуждающегося в помощи (постановка себя на его место ) сначала порождает  эмоцию сопереживания, которая, в свою очередь, ведет к осуществлению  действия помощи. Как таковая постановка себя на место другого, если она не сопровождается опосредующей эмоцией  сопереживания, оказанию помощи не способствует. Эту зависимость авторы подтвердили  с помощью экспериментов. Как  показали Кок и его коллеги, эмоциональное  сопереживание состоянию нуждающегося в помощи человека является решающим фактором. Оно вызывает размышления о последствиях своего действия, способных улучшить положение нуждающегося в помощи человека. Поскольку предвосхищаемый при этом позитивный эмоциональный сдвиг в самочувствии другого обладает положительной привлекательностью, сопереживание мотивирует к альтруистической помощи.

Информация о работе Мотивация просоциального поведения и агрессивного поведения