Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:16, реферат
Цель данной работы заключается в определении мотивационных особенностей агрессивного и просоциального поведения. Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть отечественные и зарубежные исследования в области мотивации агрессивного и просоциального поведения;
раскрыть понятия просоциального и агрессивного поведения;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
1.1. ПОНЯТИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
1.2. САМООЦЕНКА И САМОПОДКРЕПЛЕНИЕ 6
1.3. СОПЕРЕЖИВАНИЕ (ЭМПАТИЯ) 8
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10
2.1. ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ 10
2.2. СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Общая психология»
на тему: «Мотивация просоциального поведения и агрессивного поведения»
Выполнила:
студентка 1 курса
ПС 1 СО (1071) гр.
Андреева Юлия Вячеславовна
Проверила:
кандидат педагогических наук
Шишкина Ольга Викторовна
Йошкар-Ола
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
1.1. ПОНЯТИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
1.2. САМООЦЕНКА И САМОПОДКРЕПЛЕНИЕ 6
1.3. СОПЕРЕЖИВАНИЕ (ЭМПАТИЯ) 8
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10
2.1. ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ 10
2.2. СИТУАЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
В психологии есть проблемы,
которые вызывают значительный интерес
широкого круга людей. К числу
таковых можно отнести и
Цель данной работы заключается в определении мотивационных особенностей агрессивного и просоциального поведения. Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование.
Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о людях). Вот как определил этот важный человеческий мотив Г.Маррей, который одним из первых назвал его в своих работах. Данный мотив проявляется в том, чтобы "высказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного ... ребенка или любого другого, который слаб, покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, который потерпел поражение или испытывает душевное смятение". Этот же мотив выступает в стремлении кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять тех, кто в этом нуждается. Однако то, что в конечном счете идет на пользу другому, и поэтому на первый взгляд представляется деятельностью помощи, может тем не менее определяться совершенно различными движущими силами. В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую очередь заботой о благе его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения.
Альтруистическое, или просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.
Едва ли можно сформулировать
этот критерий более выразительно,
чем это сделано в притче о
сострадательном самаритянине: "
...Некоторый человек шел из Иерусалима
в Иерихон и попался
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Обобщая результаты, достигнутые в исследованиях деятельности помощи к настоящему времени, Г.Хекхаузен сформулировал комплекс условий, характеризующих как ситуацию, так и личность с точки зрения теории мотивации. Эти условия могут пониматься как привлекательность предвосхищаемых субъектом последствий вмешательства или невмешательства.
Одно из последствий действия
- наступающая за ним и осуществляемая
самим субъектом оценка того, насколько
он, совершая это действие, оставался
верным внутренне принятым им нормативным
ценностям (т.е. самоподкрепление). Привлекательность
для субъекта в этом случае определяется
предвосхищаемыми эмоциональными состояниями:
с одной стороны, такими, как удовлетворенность
верностью требованиям
Модель просоциального поведения с привлекательностью самооценок разработал и обосновал С.Шварц. В его модели мотивирующий фактор содержится в самооценке потенциального субъекта помощи. Восприятие бедственного положения другого человека актуализирует относящиеся к самому себе ожидания, и именно они ведут к переживанию морального долга. Далее поведение " мотивируется желанием действовать в согласии со своими ценностями так, чтобы сохранить представление о себе и избежать ущемления чувства собственного достоинства". В своей модели альтруистического действия Шварц различает складывающиеся из 9 этапов 4 стадии: актуализацию личной ответственности, актуализацию моральной обязанности, проверку и отклонение и, наконец, действие (или бездействие). Более конкретно эти фазы выглядят следующим образом:
I. Стадия актуализации: восприятие нужды и ответственности.
1. Осознание того, что человек находится в состоянии нужды.
2. Понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение.
3. Признание своей способности
содействовать такому
4. Восприятие себя в
определенной мере
II. Стадия обязанности:
конструирование норм и
5. Активация существовавших ранее или заданных ситуацией личностных норм.
III. Стадия защиты: рассмотрение
потенциальных реакций, их
6. Определение затрат
и оценка возможных исходов
(если какая-либо из реакций
приводит к очевидно
7. Переопределение ситуации и ее переоценка посредством отрицания:
а) состояния нужды ( его реальности или серьезности );
б) ответственности за свое действие; с) уместности актуализированных перед этим норм или чего-либо другого.
8. Повторение предшествующих этапов с учетом произведенных переоценок.
IV. Стадия реакции.
9. Действие или бездействие."
Мотивацию, побуждающую к
оказанию помощи, он видит в переживании
личной моральной обязанности
Нормы могут мотивировать
действие помогающего, выступая в качестве
подкрепления со стороны других людей,
или самоподкрепления. Однако в оказании
помощи важную роль играет способность
человека к сопереживанию. Акт помощи
может устойчиво и
Сопереживание другому предполагает,
что субъект не слишком поглощен
собой и своими стремлениями. Как
отмечает Л.Берковитц, в том случае,
когда человек в своих
В целях прямого доказательства
эмпатийного подкрепления Ж.Аронфрид
разработал теоретическую концепцию,
согласно которой в основе альтруистического
поведения лежит
К настоящему времени объяснение
роли сопереживания при оказании
помощи наиболее разработано Ж.Коком,
С.Бэтсо-ном и К.Мак-Дэвисом. Они
предложили двухступенчатую модель,
согласно которой принятие на себя
роли нуждающегося в помощи (постановка
себя на его место ) сначала порождает
эмоцию сопереживания, которая, в свою
очередь, ведет к осуществлению
действия помощи. Как таковая постановка
себя на место другого, если она не
сопровождается опосредующей эмоцией
сопереживания, оказанию помощи не способствует.
Эту зависимость авторы подтвердили
с помощью экспериментов. Как
показали Кок и его коллеги, эмоциональное
сопереживание состоянию
Информация о работе Мотивация просоциального поведения и агрессивного поведения