Мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 05:03, реферат

Краткое описание

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности. Впроцессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств - в красках, формах, движении предметов и так далее. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Содержание

Общее понятие о мышлении 3
Основные особенности процесса мышления 5
Понятие об интеллекте 7
Понятия как отражение действительности 10
Виды понятий 13
Основные виды мыслительных операций 17
Классификация и систематизация 21
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 56.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Заочный факультет.

Кафедра физики и техники связи

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

по дисциплине: «Психология и педагогика»

 

на тему  «мышление»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнил  ст. гр. ТКВз-09

 

(группа)


                                                                                          Швецов А. В.

 

(фамилия, инициалы)


                                                                          Проверил к. п. н., доцент, профессор кафедры

 

(должность, учёная степень, звание, фамилия, инициалы)


                                                                              Амельченко Т. В.

 

 

Чита

2012 

Оглавление

Оглавление 2

Общее понятие о мышлении 3

Основные особенности процесса мышления 5

Понятие об интеллекте 7

Понятия как отражение действительности 10

Виды понятий 13

Основные виды мыслительных операций 17

Классификация и систематизация 21

Список использованных источников 23

 

 

 

 

Общее понятие о мышлении

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств - в красках, формах, движении предметов и так далее. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в его связи с другими явлениями. Диалектический материализм рассматривает природу и общественную жизнь не как случайную сумму отдельных, независимых друг от друга явлений, а как единое целое, где все явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. В этой взаимной связи и обусловленности данного явления другими явлениями и проявляются его сущность, законы его существования.

В процессе восприятия, например, дерева человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и другие части  и особенности именно данного  отдельного конкретного предмета, может  воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью его зеленой листвы, причудливыми изгибами его ствола, не воспринимая одновременно других предметов.

Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и так далее. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии: в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом, какое значение в жизни всего дерева имеют корни, какую роль играют листья.

Мышление позволяет проникнуть в сущность явлений только одним путем - через отражение тех связей и отношений, которые имеются у данного явления с другими явлениями. Это отражение связей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить его в самом общем виде. В мышлении конкретный образ единичного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже дерево вообще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Таким образом, мысль о каком-либо предмете приводит одновременно к двум последствиям: мы начинаем

  1. отражать это явление в его сущности, то есть в его взаимосвязях и взаимообусловленности с другими явлениями и
  2. мыслить это явление вообще, а не в какой-либо данной конкретной его форме.

 

Основные особенности процесса мышления

Процесс мышления отличают следующие  особенности:

  1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда мы сталкиваемся со следствиями и по ним заключаем о причинах явления. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить о том, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях. Если бы этих представлений не было, мы не смогли бы установить причину данного явления. Опосредованный характер имеет мышление и при прямом наблюдении связи явлений. Когда мы видим, как под воздействием солнечных лучей мокрые от дождя улицы высыхают, мы заключаем о причине этого явления также только потому, что наблюдение его вызвало в нашей памяти обобщенное воспоминание подобных же случаев, наблюдавшихся ранее.
  2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. В указанном выше примере это будет мысль о том, что вода, как правило, испаряется под влиянием тепла. Само понятие причины и следствия могло возникнуть только опосредованным путем, путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаруживались данные связи между явлениями. Но раз это понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.

 

  1. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления. Эти связи обнаруживаются в данном явлении лишь потому, что они присущи всем вещам данного класса, являются общим для них законом существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, необходимо отвлечься от конкретных особенностей этих явлений. Сам процесс абстрагирования или отвлечения в какой-то степени опирается на полученные в процессе практической деятельности знания общих связей и закономерностей явления, без которых нельзя было бы отделить в нем существенное от несущественного, общее от единичного.
  2. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. «Всякое слово (речь) уже обобщает».
  3. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

 

Понятие об интеллекте

В анализе мышления трудно обойтись без понятий "интеллект" и "интеллектуальные способности". Словом "интеллект" (от лат. intellectus - понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей.

Существуют различные  толкования этого понятия, в частности  его отождествляют с мыслительными  операциями, со стилем и стратегиями  решения проблемных ситуаций, со способностью к учению, к познанию, с индивидуальными  особенностями ориентирования в  ситуации, когнитивным стилем, с  биопсихической адаптацией к существующим обстоятельствам жизни.

Большинство психологов выделяют три типа интеллекта:

    1. генетический, который невозможно выучить;
    2. поведенческий, что проявляется и наблюдается в поведении;
    3. измеримый, т.е. такой, который подвергается тестовой оценке.

Часть психологов, объединяя  в проявлениях интеллекта в поведении  такие характеристики, как оперирование абстракциями, способность учиться, адаптироваться к обстоятельствам  и т.п., называют их общей способностью к переработке информации.

Структура интеллекта сложная. Одни ученые считают, что ее можно  оценивать по трем показателям: как  систему операций с данными, как  сумму конкретных данных (по содержанию) и по результатам интеллектуальной деятельности (Джой Пол Гилфорд).

Исходя из этих трех измерений, Гилфорд создал кубическую модель и  прибегнул к попытке определить каждую из 120 способностей. Тип интеллекта определяется преобладанием какой-то комбинации из этих вариантов. Для наиболее общих характеристик используют понятие конкретного, практического, абстрактного, потенциального и приобретенного интеллекта.

Оценка уровня интеллектуального  развития осуществляется на основе соотношения  реального хронологического возраста ребенка с его "умным возрастом".

Показатель развития интеллекта - "коэффициент интеллекта" (сокращенно IQ) находят по формуле:

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самый низкий уровень может  приближаться к 0, а самый высокий - 200. Стандартное (т.е. среднее для  всех групп) отклонение - 16 баллов в  каждую сторону. У каждого третьего землянина показатель IQ составляет от 84 до 100 баллов и такая же часть (34%) имеет показатель IQ от 100 до 116 баллов. Прочие же люди составляют две крайние  группы (в каждой по 16%) - с низким (10-84 балла) и высоким (116-180) интеллектом.

Для обозначения врожденной недоразвитости интеллекта дефектологи, психиатры и психологи используют термин "олигофрения". Олигофрению  отличают от приобретенной недоразвитости интеллекта, которую называют деменцией.

Самой тяжелой формой олигофрении  является идиотизм, которую характеризует IQ в 20 баллов. Средний ее уровень  называют имбецильностью (IQ = 20-50). Словесный  запас имбецилов составляет до 300 слов их можно научить ориентироваться  в жизненных ситуациях. Они склонны  к подражанию, требуют опеки.

Дебильностью называют легко  выраженное "слабоумие" (IQ не более 75). Оно заметно не сразу, проявляется  в процессе начального обучения. Характеризуется  неспособностью к абстрактному мышлению.

Дебилы не понимают переносного  смысла пословицы, метафоры. В обнародовании  точных данных о дебилизации общества страна не заинтересована. В США, Восточной  Азии, где дебилизм является национальной трагедией, признается нормой легкая его  форма. В общеобразовательных школах максимально сокращается учебный  материал, для усвоения которого необходимо проявлять способность абстрактного мышления.

 

Понятия как отражение действительности

Понятиями называются обобщенные мысли о предметах или явлениях окружающего нас мира, отражающие с различной степенью общности сущность этих предметов или явлений. Будучи обобщенными отражениями действительности, понятия, относятся не к отдельным предметам, а всегда к группе сходных предметов или явлений. Все понятия всегда выражаются словами, например: дом, человек, мяч, футбол, учение, мужество, патриотизм и так далее

В понятиях, в отличие от представлений, мыслятся только существенные и необходимые свойства явлений. В представлениях же мы отражаем и несущественные, случайные признаки предмета.

Какие именно признаки предмета входят в представление о нем, зависит как от условий, в которых происходит восприятие данного предмета, так и от индивидуальных особенностей личности воспринимающего человека. В связи с этим представления об одних и тех же предметах у разных людей могут быть различными. Например, представление о дереве у одного человека может возникнуть в виде конкретного образа березы, у другого - в виде образа сосны.

Иной характер имеют отражения предметов в понятиях. Понятия более или менее одинаковы у всех людей. Когда два человека думают о дереве, о футболе или учении, то они имеют одни и те же понятия: каждый из них думает именно о дереве, о футболе, об учении, а не о траве или теннисе, или игре.

Если бы люди были вынуждены мыслить только с помощью представлений, они не понимали бы друг друга, так как в представлениях разных людей одни и те же предметы нередко отражаются в самых различных конкретных образах.

В понятиях же все люди одинаково (хотя и с различной степенью общности) отражают существенные свойства окружающих их предметов и явлений. Эти понятия могут меняться, развиваться и усложняться. У разных людей, а также у детей и у взрослых они могут иметь разную степень обобщения. Но, будучи отражением наиболее общих и существенных свойств предметов, понятия всегда относятся к одним и тем же связям и отношениям между предметами и явлениями, что и делает возможным обмен мыслями с помощью слов.

Понятия образуются в процессе общественно-трудовой практики людей и развиваются в связи с историей народа, благодаря чему все члены данного общества согласованно отражают в своих понятиях (выраженных в одинаковых для данного народа словах) общие и существенные признаки воспринимаемых ими предметов и явлений.

Историческое развитие понятий касается, прежде всего, их содержания, то есть совокупности тех существенных признаков предметов или явлений, которые мыслятся в соответствующем понятии.

Существенными называются такие признаки, без которых предмет или явление не может существовать. Они неотделимы от предметов или явлений и составляют их необходимые свойства. Если мы отделим от треугольника его существенные признаки - три угла или три стороны, треугольник перестанет быть треугольником.

Информация о работе Мышление