Мышление и его экспериментальное исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Характеристика и принцип мышления,теоретические и экспериментальные подходы,методы и подходы исследования

Содержание

Введение
1. Характеристика и принцип мышления
2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления
3. Методы исследования мышления
4. Мышление как процесс постановки и решения творческих задач
5. Проблема исследования мотивации мыслительной деятельности
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ г. ДОМОДЕДОВО

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По общей  психологии

ТЕМА: «МЫШЛЕНИЕ  И ЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка заочного отделения

Группа № ПС 2

ГОНЧАРОВА И. В.

 

Преподаватель:

ЕФИМОВА Н.С.

 

 

 

2004 г.

 

Содержание

 

Введение

1. Характеристика и принцип мышления

2. Теоретические и экспериментальные  подходы к исследованию мышления

3. Методы исследования мышления

4. Мышление как процесс постановки  и решения творческих задач

5. Проблема исследования мотивации  мыслительной деятельности

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельных  предметов и явлений реального  мира. Но такая информация не может  рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог  жить и нормально трудится, ему  необходимо предвидеть последствия  тех или иных явлений, событий  или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет  если к листу бумаги поднести зажженную  спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для  того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого  сделать вывод о том, что будет  с бумагой, если она соприкоснется  с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные  предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и  фактов такого же рода.

Этот многоступенчатый переход  – от единичного к общему и от общего опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим  процессом. Суть данного процесса заключается  в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Изучение мышления –  один из традиционных разделов общей  психологии, поэтому понимание предмета психологии мышления будет зависеть от понимания предмета психологической  науки в целом.

Следующие общефилософские  положения являются определяющими  для марксистской психологии, для  понимания ее предмета.

Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности.

Психика функционирует как  свойство особым образом организованной материи (в высших проявлениях –  как свойство мозга).

Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема, как  и другие явления.

Психика человека общественно-исторически  обусловлена.

Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет  в ней активную роль.

Психика развивается, входе  этого развития происходит переход  количественных изменений в качественные, внутренние противоречия являются движущей силой, источником данного развития.

Все эти положения являются определяющими и при разработке проблем психологии мышления.

Основываясь на общефилософских  положениях, психология не должна к  ним сводится, так как иначе  у нее не будет статуса самостоятельной  науки.

Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении  двух областей: того, что относится  к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления.

Психологическая наука в  ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому  не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышления, которые первоначально  занимали внимание филосфов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу  «Я мыслю, значит, я существую».

Термином «мышление» в  психологии обозначаются качественно  разнородные процессы.

 

 

1. Характеристика и принципы мышления

 

Мышление как особый психологический  процесс имеет ряд специфических  характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку  мышление есть отражение общего в  предметах и явлениях реального  мира и применение обобщений к  единичным предметам и явлений.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается  в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках  предметов и явлений без непосредственного  контакта с ними, а путем анализа  косвенной информации. Например, для  того чтобы узнать, какая сегодня  погода, можно выйти на улицу.

Важнейшей характерной особенностью мышления является то , что мышление всегда связано с решением той  или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда  возникает проблемная ситуация, которую  необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.

 

2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления

 

Прежде чем говорить о  наиболее известных теоретических  направлениях в области исследования мышления, следует обратить внимание на то, что мы впервые при рассмотрении этого вопроса встретимся с такими понятиями, как интеллект и интеллектуальные способности.

Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Следует  отметить, что единого понимания  данного термина до сих пор  не существует. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект — это то, что обеспечивает адаптацию человека.

Следует отметить, что до настоящего времени единой общепринятой трактовки понятия «интеллект»  нет. Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое  и более узкое. В более широком  смысле интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность  человека, характеризующая его возможности  в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии  обобщенную характеристику умственных способностей человека.

Какой смысл мы будем  вкладывать в понятие «интеллект»? Будет ли верным, если все проявления нашего мышления мы будем считать  интеллектом? И будет ли верным, если, наоборот, определенные проявления мышления мы не будем относить к интеллекту?

Мы будем исходить из того, что интеллект в современной  психологической науке связывают  с процессом мышления, а мышление, в свою очередь, является познавательным психическим процессом, завершающим  обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира. Мышление формирует  понятия о предметах и понимание  их взаимосвязей. В то же время имеющиеся  у нас понятия являются исходной платформой для формирования нашего поведения, поскольку, формируя сознательное поведение, мы активно используем разнообразные  понятия.

Таким образом, можно утверждать, что мышление непосредственно задействовано  в процессе адаптации. Причем его  участие в адаптации не ограничивается лишь формированием базовых понятий. При формировании поведения человек  исходит из существующих в обществе моральных ценностей, своих личных интересов и тех задач, которые  ему необходимо решить. Следовательно, формирование поведения и выбор путей достижения цели происходят при многократном взвешивании вариантов и анализе всех исходных понятий. При этом главную роль в этих процессах играет мышление.

Нередко наш выбор бывает противоречивым, но он всегда либо верен, либо неверен. Адекватность нашего выбора в значительной мере зависит от степени  развития критичности нашего мышления. Критичность мышления заключается  в том, насколько успешно мы выявляем недостатки в своих суждениях  и суждениях других людей. Но наше поведение не всегда носит осознанный характер. Часто мы поступаем необдуманно  или используем выработанный ранее  поведенческий стереотип, не успевая  привести его в соответствие с  изменившимися условиями деятельности. Следовательно, поведение и мышление связаны лишь в определенных, проблемных случаях, когда нам необходимо решить конкретную умственную задачу, смысл  которой заключается в формировании поведения. Когда же такой задачи нет, формирование и регуляция поведения  могут осуществляться на других уровнях  и с помощью других механизмов.

Помимо формирования мотивированного  поведения мышление участвует в  деятельности. Выполнение любой преобразующей  или созидательной деятельности не может обойтись без процесса мышления, ибо, прежде чем что-либо создать, мы решаем целый ряд умственных задач  и лишь затем создаем на практике то, что создали у себя в сознании с помощью мышления. Более того, каждый из нас обладает определенным уровнем развития так называемого  творческого мышления, т. е. мышления, связанного с формированием принципиально  новых знаний, с генерацией собственных  идей. Однако, говоря о том, как мышление задействовано в деятельности, мы должны подчеркнуть, что в первую очередь мышление обеспечивает познавательные аспекты деятельности.

Таким образом, адаптация  человека, его поведение, его созидательная  деятельность, носящие сознательный (разумный) характер, тесно связаны  с процессом мышления. Поэтому часто, когда мы говорим «разум», «ум», мы подразумеваем процесс мышления и его особенности.

Кроме приведенной информации, формируя понятие «интеллект», давайте  исходить из того, что есть проявления нашего мышления, которые мы можем  оценить и изучить с помощью  достаточно объективных методов. Эти  проявления связаны с решением определенных умственных задач на основе переработки  воспринимаемой информации и создания оригинальных, принципиально новых  идей. Другие проявления мышления чаще всего скрыты от нашего сознания, а  если они и осознаются, то в относительно смутной форме. Эти проявления связаны  с адаптацией и формированием  мотивированного (осознанного) поведения. Поэтому эти процессы не могут  быть оценены непосредственно с  помощью специальных тестов. Об особенностях проявления мышления в этой сфере  мы можем судить лишь по косвенной  информации, которую получаем при  исследовании личности и при изучении поведения человека. Таким образом, в процессе мышления мы можем выделить вполне самостоятельные, с точки  зрения экспериментального исследования, компоненты, связанные с решением разнообразных умственных задач, что  и позволяет рассматривать мышление как самостоятельный психический  процесс. Также мы можем вести  речь о компонентах мышления, которые  не могут быть рассмотрены отдельно от других психических процессов. Эти  компоненты задействованы при регуляции  поведения.

В то же время следует  учитывать то, что возникновение  понятия «интеллект» связано  с попытками оценить с помощью  специальных психологических тестов умственные и творческие возможности  человека. Следовательно, более правильным является соотнесение интеллекта и  способностей человека выполнять определенную умственную деятельность. Более того, нельзя рассматривать интеллект  только как совокупность характеристик, обеспечивающих адаптацию человека к внешней среде, потому что человек  живет в обществе и его адаптация  связана с моральными ценностями и целями деятельности, а формирование моральных ценностей и целей деятельности нельзя объяснить только их осознанием. Часто формирование мотивов и ценностей происходит на уровне бессознательного. Кроме того, успешность адаптации зависит также от физиологических и психофизиологических особенностей человека. Поэтому, связывая интеллект с мышлением, целесообразно соотнести его с познавательной деятельностью человека, т. е. с областью проявления мышления, которая связана с переработкой информации и решением определенных умственных задач — областью, которая в определенной степени может быть вычленена из всего потока психических процессов и изучена самостоятельно.

Таким образом, под интеллектом  мы будем понимать совокупность самых  разнообразных умственных способностей, обеспечивающих у спех познавательной деятельности человека.

Все наиболее известные  теории, пытающиеся объяснить наличие  у человека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие  группы. К первой группе следует  отнести теории, провозглашающие  наличие у человека природных  интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, интеллектуальные способности являются врожденными  и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит  от жизненных условий.

Одной из наиболее известных  теорий, входящих в первую группу, является теория мышления, разрабатываемая в  рамках гештальтпсихологии. С позиции  данного научного направления интеллектуальные способности и сам интеллект  определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью  получения нового знания. При этом считается, что соответствующие  интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере взросления человека и при  возникновении потребности в  них. При этом способность преобразовывать  структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

Другая группа теорий рассматривает  умственные способности как развивающиеся  в процессе жизни человека. Они  пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и  другого.

Информация о работе Мышление и его экспериментальное исследование