Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 19:48, реферат
Цель исследования - изучить методические аспекты проблемы заикания в психолингвистике.
Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы заикания в психолингвистике.
2.Рассмотреть методы и приемы преодоления заикания.
3.Проанализировать данные научной и методической литературы
Введение 3
Заикание. Симптомы, причины, рекомендации по лечению заикания…………………………………………………………………………...5
Психолингвистика и заикание 8
Психолингвистический анализ речи заикающихся……………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………16
Литература……………………………………………………………………….17
Министерство образования и науки РФ
Кузбасская государственная педагогическая академия
Факультет иностранных языков
Кафедра английского языка и методики преподавания
студентка 2 курса 2 группы
Дятлова Алена Викторовна
Нарушения и дефекты речи
(Заикание)
Реферат по психолингвистике
Новокузнецк 2013
Оглавление
Введение 3
Заикание. Симптомы, причины,
рекомендации по лечению заикания……………………………………
Психолингвистика и заикание 8
Психолингвистический анализ
речи заикающихся…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания. Это объясняется и уровнем развития науки, и позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи.
Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Необходимо воздействовать на речь заикающегося, и на его личность и моторику в целом. Таким образом, исследование состоит в изучении дефекта заикания и способов его устранения.
Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей детей с заиканием состоит в том, что одного преодоления заикания как речевого дефекта не достаточно. Тормозя общение как процесс коммуникации, оно тесно вплетается в личностное развитие и является не столько речевым нарушением, сколько личностно-психологическим. Мало научить ребенка бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его надо научить не бояться общаться с людьми, вступать в контакт и передавать информацию не зависимо от условий и ситуации общения
Цель исследования - изучить методические аспекты проблемы заикания в психолингвистике.
Объект исследования – заикание как системное нарушение психической деятельности.
Предмет исследования – особенности мозговой организации психической деятельности при заикании.
Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы заикания в психолингвистике.
2.Рассмотреть методы и приемы преодоления заикания.
3.Проанализировать данные научной и методической литературы
Заикание. Симптомы, причины, рекомендации по лечению заикания
Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; наиболее часто наблюдается у детей в возрасте от 1/2 до 7 лет, как правило, в связи с перенапряжением или травмой нервной системы. Предрасполагает к заиканию снижение устойчивости нервной системы ребенка. В некоторых случаях причиной бывает подражание неправильной речи окружающих. Замечено, что дефекты произношения у взрослых в семье увеличивают возможность появления заикания у ребенка. Нередко непосредственной причиной заикания становится ускоренная речь родителей или воспитателей, перегрузка ребенка чтением, пересказами.
В некоторых случаях заикание
возникает у детей с
В большинстве случаев заикание начинается в детстве и длится от нескольких месяцев до нескольких лет. В отличие от заикающихся взрослых большинство заикающихся детей выздоравливает спонтанно. Заикание чаще бывает у мальчиков, чем у девочек, иногда возникает у нескольких членов семьи. Оно редко встречается в примитивных сообществах; некоторые ученые связывают это в основном с тем, что в таких культурах от детей меньше требуют послушания или каких-либо достижений.
Почти все заикающиеся способны говорить плавно, когда они одни, либо читают с кем-то в унисон, либо эмоционально увлечены, либо поют, шепчут или говорят на каком-либо диалекте, либо существенно изменяют свой голос, дыхание или манеру говорить, а также во многих других случаях. Заикающиеся испытывают особенные трудности при общении в сложных ситуациях, например при выступлении перед слушателями, в спешке, когда стремятся получить одобрение или чрезмерно сосредоточены на себе и своем заикании.
Большинство запинок
при заикании представляют
Причины заикания неясны.
Было предложено много теорий,
но ни одна не получила
Психоаналитиками была
разработана иная теория
В тех случаях, когда
заикание связано с
Если заикание остается невыправленным и в школьном возрасте, оно часто становится причиной тяжелых переживаний ребенка, неуверенности в себе, застенчивости, мешающей общению с людьми. Поэтому у заикающихся детей надо воспитывать уверенность в своих силах и сознательное стремление преодолеть недостаток речи. Очень важно научить школьника управлять темпом речи, избегать его ускорения, говорить на выдохе, а не на вдохе. Спокойно и терпеливо поправляйте ребенка, сформируйте у него естественную, слегка замедленную, но не монотонную речь. Полезно беседовать с ребенком, например о книгах, задавать такие вопросы, на которые он мог бы отвечать, используя слова, содержащиеся в вопросе. Постепенно ребенка учат самостоятельно рассказывать что-нибудь в присутствии близких, а затем и в присутствии посторонних. От взрослых требуются большое терпение и выдержка. Для занятий надо отвести определенные часы, в остальное время поддерживать правильный речевой режим.
Лечение заикания чрезвычайно разнообразно. Многие методы дают немедленный результат, но специалисты резко расходятся в оценке их долговременных эффектов. К числу основных приемов относятся замедленная или же ритмизированная речь и другие изменения нормального стиля речи. В некоторых методиках применяются мягкие формы наказания за заикание и награды за беглость речи. Для страдающих заиканием разработаны специальные устройства, либо отбивающие ритм, с которым можно координировать речь, либо создающие шум для блокировки слуховой обратной связи.
Для лечения заикания
используются также гипноз, релаксация,
медикаментозные средства, дыхательные
упражнения и многое другое. Ряду
больных удается помочь, но всегда
сохраняется опасность
Заслуживает внимания рассмотрение механизмов заикания с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:
1) наличие потребности
в речи, или коммуникативное намерение;
2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;
3) звуковая реализация высказывания.
В разных структурах речевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося "ломается" весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.
Рассмотрев разные
точки зрения на проблему
В других случаях
- как сложное невротическое
В третьих - как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.
В четвертых - механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.
Психолингвистический анализ речи заикающихся
Психолингвистические
Монологическая речь занимает большое место в практике общения, проявляясь в самых разнообразных видах.
Известно, что общей и характерной особенностью монологической речи является последовательное, связное, целенаправленное изложение мысли одним лицом. Благодаря внутреннеречевому планированию монолог характеризуется как стройная логически, синтаксически и в смысловом отношении организованная структура. Это происходит благодаря адекватному набору лексических течений, синтаксических конструкций и грамматически правильному построению высказываний в виде полносоставных предложений, что вместе должно отражать замысел говорящего.
Процесс внутреннего программирования
высказывания непосредственно вплетен
в процесс производства речи и
носит опережающий характер. Исследования
последних лет показывают, что
замысел говорящего отражается не только
на выборе соответствующих лексико-