Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:40, реферат
Целью данной работы является анализ влияния житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов. Задачи работы:
1. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Ю.Б. Гиппенрейтер.
2. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов А.В. Чистякова (Владимирского).
3. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Петухова В.В и Столина В.В.
4. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов У.Джеймсона.
5. Составить заключение по рассмотренному материалу.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие научной и житейской психологии......………………………..5
Глава 2. Взаимоотношение и различие между научной и житейской психологией..........................................................................……………...…..…..9
Глава 3. Влияние житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов.................................................13
Заключение………………………………….………………………………........15
Список литературы………………..……………………………………….…….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие научной и житейской психологии......………………………..5
Глава 2. Взаимоотношение и различие
между научной и житейской психологией...................
Глава 3. Влияние житейской и научной
психологии на развитие личности ребенка
под воздействием семейных факторов......................
Заключение………………………………….………………
Список литературы………………..……………
Введение
На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся.
Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейская психология находит свое воплощение в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, песнях и т.п. Само существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Этот вопрос, помимо академического интереса, имеет и практический смысл. Объективно наша жизнь пронизана психологическими связями и отношениями. Если существует в специфических формах житейская психология, и мы являемся ее живыми носителями, то вполне возможно допустить, что психологами мы становимся, усваивая психологические уроки обыденной жизни.
Знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, конкретное психологическое знание проявляется в действиях и поступках. В последующем они начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке.
Актуальность данного исследования состоит в важности влияния житейской психологии на научную психологию, в возможности заинтересовать людей в научной психологии, путем их житейских знаний.
Объектом работы является житейская и научная психология.
Предметом исследования является факторы влияния житейской психологии на научную психологию.
Целью данной работы является анализ влияния житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов.
Задачи работы:
1. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Ю.Б. Гиппенрейтер.
2. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов А.В. Чистякова (Владимирского).
3. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Петухова В.В и Столина В.В.
4. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов У.Джеймсона.
5. Составить заключение по рассмотренному материалу.
Методы исследования. В представленной работе были использованы общенаучные методы анализа и обобщения результатов теоретических и эмпирических исследований, опросные методы.
Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава 1. Понятие научной и житейской психологии
Любая наука имеет в качестве своей основы некий житейский и эмпирический опыт людей. Житейские и научные психологические знания существуют неотрывно друг от друга. Чтобы понять и в дальнейшем проанализировать влияние этих знаний на развитие личности ребенка, необходимо, прежде всего, дать определение каждому из этих терминов.
Так, одним из определений по Гиппенрейтер Ю.Б., житейская и научная психология определяется как:
Житейская психология – это психология человека как индивидуального существа, взаимодействующего с миром. Другими словами, это психология взаимодействия человека с миром и прежде всего человека с человеком.1
Научная психология – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечение преемственности своих результатов.2
Знания житейской психологии приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало обобщены и ситуативны. Зачастую они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни. Как правило, они выражены в понятиях. Понятие указывает на существенные и постоянные свойства человеческой психологии.
Житейские и научные психологические знания имеют различные способы их получения. Житейские знания о психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения.
Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты, интерпретацию рисунков и т.д.3
По мнению Петухова В.В. и Столина В.В., житейская психология и научная психология это:
«Психологическое знание в широком смысле (представления о душевных качествах и принципах поведения людей) не является прерогативой науки. Психологическое знание буквально разлито в художественном творчестве, социальных практиках и быту человека. В культуре одновременно присутствуют три формы психологического знания: научное, житейское и художественное.
Житейское (обыденное) знание о психике приобретается отдельным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Оно материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок и расхожих представлений «народной мудрости». Житейское знание носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво. Практически для каждой поговорки можно найти противоположную по значению («Семь раз отмерь — один раз отрежь» — «Куй железо, пока горячо»; «Ум хорошо, а два — лучше» — «У семи нянек дитя без глаза»). Причина данного явления лежит в том, что житейское знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-следственные связи и обобщения очевидных фактов (например, «Где коготок увяз, там и всей птичке пропасть»), которые не могут отражать все многообразие, всю сложность реальных психологических закономерностей. Житейские знания передаются «из уст в уста», они не систематизированы и, как правило, не имеют вербализованной логической аргументации».4
«Научное знание, в отличие от житейского, возникает в результате применения научных методов познания, охватывает и объясняет как явные распространенные факты и явления, так и практически не наблюдаемые в обыденной жизни ситуации, движется по пути устранения внутренних противоречий, стремится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемых сообществом ученых понятий, передается через социально нормированные технологии (например, профессиональное обучение, конференции, научные журналы и т.д.). На определенном витке своего развития научное психологическое знание «возвращается в свою колыбель», т.е. входит в культуру и массовое сознание (например, понятия сублимации, комплекса неполноценности, стресса). Правда, при этом происходят неизбежное искажение и преображение научного знания в ненаучное. Недаром Фрейд заявлял, что он создал не только новую науку о психике, но и жизненную философию, культуру, этику».5
Американским психологом и философом У.Джемсом широко представлен материал житейского (в том числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, актуальные до сих пор.
Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию. Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.6
Пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии весьма различны, а потому нуждаются в их отдельном рассмотрении.
Рассмотрев все определения, в качестве рабочего мы используем определение житейской и научной психологии данное Ю.Б. Гиппенрейтер.
Глава 2. Взаимоотношение и различие между научной и житейской психологией
По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер существует пять отличий:7
«Первое отличие. Житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам... Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.
Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно “вить веревки”, а из кого нельзя.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.8
Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому “набивать шишки” для приобретения этого опыта.
Четвертое различие состоит в методах получения зданий в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.
Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями.»9
Ю. Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитивен и не систематичен.
Ситуативность и метафоричность житейского знания хорошо иллюстрируется примерами поговорок, крылатых фраз. Дело в том, что на каждую пословицу можно подобрать альтернативу, что объясняется не истинностью-ошибочностью самих этих распространенных утверждений, а их ситуационным контекстом.