Некоторые аспекты понятия гендерная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 21:01, статья

Краткое описание

В настоящее время, одной из актуальных проблем современного общества является усвоение ребенком норм и правил, соответствующих своему полу в процессе социализации.
Философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества[5].
Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином социализация процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т. д [2].

Вложенные файлы: 1 файл

Баканова О.И., Щербина А.И. Статья.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые аспекты понятия гендерная  социализация.

 

Баканова О., Щербина А.

Кубанский Государственный  Университет, город Краснодар

 

 

В настоящее время, одной  из актуальных проблем современного общества является усвоение ребенком норм и правил, соответствующих своему полу в процессе социализации.

Философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией  совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит  определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества[5].

Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином социализация процесс, посредством  которого человек обучается соответствующим  моделям поведения в обществе, ценностям и т. д [2].

Согласно определению JI. Чарльза, социализация - это наука о процессе превращения индивидуума со всеми его врожденными задатками и потенциальными возможностями в члена современного ему общества, происходящем под влиянием воздействий социальных условий и воспитания [3].

Социализация - процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Гендер - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности. В отличие от русского языка английский язык разграничивает понятия социального пола («gender») и биологического, («sex»). Оба понятия используются для проведения так называемой горизонтальной социо-половой стратификации общества в отличие от вертикальных классовой, сословной и т.п. - стратификаций. Sex и gender находятся на противоположных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией. Gender - это показатель социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью[10].

Таким образом, под гендерной  социализацией понимается процесс  усвоения норм, правил поведения, установок  в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [9].

Сходное мнение имеет JI.A. Шевченко, считая, что гендерная социализация (полоролевая социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами [1].

Гендерная социализация ребенка начинается буквально с  момента рождения. Как только становится ясным пол ребенка, запускаются  социальные механизмы, которые впоследствии будут влиять на формирование гендерной идентичности взрослого человека.

Выделяются две фазы полоролевой социализации:

  1. адаптивная (внешнее приспособление к существующим тендерным отношениям, нормам и ролям);
  2. интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, тендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь [1].

Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:

а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;

б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Полоролевая социализация имеет определенные транскультурные  константы. Одна из них состоит в  том, что мальчиков подвергают более  интенсивной гендерной социализации, чем девочек. На мальчиков оказывают  более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащем тендерным стереотипами требованиям. Женские роли определяются не столь жестко и внедряются менее последовательно, чем мужские. Простейшее объяснение этого факта состоит в том, что мальчики по природе более активны и беспокойны, привлекая к себе внимание взрослых. Усиленное внимание к мальчикам может объясняться как тем, что мальчиков традиционно выше ценят, так и тем, что физическая сила, энергия и агрессивность требуют усиленной дисциплины и социализации [7].

Повышенное внимание к социализации мальчиков одним из проявлений общего закона половой дифференциации, который  американский сексолог Д. Мани назвал «принципом Адама», или маскулинной  дополнительности. Суть его в том, что природа заботится в первую очередь о создании самки, создание самца требует от неё дополнительных усилий, так что на каждом этапе половой дифференциации для развития по мужскому типу необходимо нечто «прибавить» [7].

Гендерная социализация осуществляется благодаря таким факторам, как: а) дифференциальное усилие, когда приемлемое гендерно - ролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением; б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в значимых ему группах - в семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению. Как правило, общество, формирующее половую роль и идентичность, в воспитании четко ориентируется на стандарты фемининности и маскулинности, при этом оно терпимо относится к маскульному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика [10].

Существенный фактор гендерной  социализации, по мнению И.С. Кона - половая  принадлежность главных агентов  социализации. Независимо от пола и  возраста ребенка, физический уход за ним в большинстве случаев осуществляют женщины. Прочие агенты социализации обычно бывают того же пола, что и ребенок, а в роли авторитетов и особенно дисциплинаторов чаще выступают мужчины, причем в воспитании старших мальчиков не родители играют большую роль, чем у девочек того же возраста. Это вполне согласуется с тем, что мальчиков больше приучают к самостоятельности, нежели девочек [7].

Основными аспектами социализации являются присвоение (процесс усвоения социального опыта, то есть воздействие среды на индивида) и опредмечивание (процесс воспроизведения социального опыта, то есть воздействие человека на среду). В рамках гендерной социализации под присвоением мы понимаем то, что с самого начала ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной [9].

Полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность  выбора ценностей и ориентиров. В  некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать тендерную ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых [1].

Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола ребенка, психических  половых различий и полоролевой  дифференциации, лежит на стыке таких дисциплин, как психология, социология, биология, медицина и др. Основными понятиями в рамках этой тематики являются "гендерная идентичность" и "гендерная роль". Раскроем эти понятия, а затем обратимся к анализу основных теорий усвоения половой роли [6].

Гендерная идентичность - аспект самосознания, описывающий переживание человеком  себя, как представителя определенного  пола. Половая принадлежность - это  первая категория, в которой ребенок  осмысливает свое собственное Я. В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и, по- разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по- разному. Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать ею гендерной роли мальчика или девочки [6].

Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов  в зависимости от их половой принадлежности. Тендерные роли - вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Тендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении (Кон И.С., 1975).

Первичная гендерная идентичность, осознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняется. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три - четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют ею со случайными внешними признаками, например, с одеждой, прической, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть - семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок [6].

Во всех странах девочки  проводят сравнительно много времени  за такими занятиями , как помощь родителям  по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых [4].

Мальчики и девочки  по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные, интересы и различные стили поведении. Такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Осознание ребенком своей гендерной идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Оно включает в себя полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения. Полоролевая ориентация - это представления ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской и женской роли. В полоролевых предпочтениях отражается желаемая половая идентичность, это обычно выясняется вопросом типа: «Кем бы ты предпочел быть мальчиком или девочкой?»

В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают изменения  в строении тела и новые переживания, связанные с гендерной идентичностью и тендерными ролями. Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою тендерную идентичность во всех ее соматических, психических и поведенческих проявлениях. В подростковом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнении тендерных ролей [6].

3. Фрейд, объясняя усвоение  ребенком соответствующей половой  роли, опирался на понятие идентификации,  но мы знаем, что дети начинают  демонстрировать соответствующее полу поведение задолго до 4 - го или 5 - го возраста, когда, по мнению Фрейда, происходит идентификация [8].

Существует несколько  теорий, описывающих и объясняющих  процесс усвоения гендерной роли. Рассмотрим эти теории.

Теория социального научения. Эта теория, источником которой является бихевиоризм, утверждает, что поведение человека в значительной мере формируется позитивными или негативными подкреплениями из внешней среды. Представители теории считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное - за поведение, соответствующее полу, и отрицательное - за поведение противоположное) [6].

Антрополог Беатрис Витинг после изучения паттернов гендерной социализации в 11 различных культурах пришла к выводу о том, что "Мы подобны своему окружению" (Whiting & Edwards, 1988). В большинстве культур, начиная с очень раннего возраста, девочки и мальчики составляют различные компании. Девочки проводят больше времени с женщинами, а также ухаживают за детьми. В той степени, насколько это возможно, происходит усвоение моделей своего, а не противоположного пола, и предоставляется больше возможностей для подкрепления соответствующего полу поведения.

Теория когнитивного развития. Второй альтернативной теорией, берущей свое начало из теории Ж. Пиаже - является гипотеза Лоренса Колберга о том, что основной аспект процесса - это осознание ребенком своей  принадлежности к определенному полу. Как только ребенок осознает, что он всегда будет мальчиком или девочкой, у него или у нее появляется сильная мотивация научиться вести себя таким образом, чтобы соответствовать полу. В частности, Л. Колберг предположил, что последовательное подражание поведению представителей одинакового пола будет отмечаться только после того, как ребенок продемонстрирует полное осознание гендерной контрастности. Большинство исследований, предназначенных для проверки этой гипотезы, поддержали гипотезу Л. Колберга: дети действительно становятся гораздо чувствительнее к моделям поведения соответствующего пола после того, как они осознали тендерную контрастность [8].

Следующая теория - теория гендерной схемы. Гендерная схема  начинает формироваться после того, как ребенок научается определять свой собственный пол, видеть различия между мужчиной и женщиной и достаточно уверенно относить человека к одной из этих двух групп - все это происходит к 2 или 3 годам [8].

Сначала ребенок проводит всестороннее разграничение между видами активности, сочетающимися с данным полом, наблюдая за другими детьми, а также получая подкрепление от родителей. Он также осваивает несколько тендерных «сценариев» - целые последовательности событий, которые обычно присущи данному полу, например «приготовление обеда» или «работа с инструментами», а также другие социальные сценарии.

Информация о работе Некоторые аспекты понятия гендерная социализация