Введение
Для обеспечения подлинно всестороннего
и гармоничного развития детской личности
необходимо более тесно, более органично
связать физическое воспитание ребенка
с умственным, умственное с нравственным,
нравственное с эстетическим и т. п. Центральным
звеном всей этой системы, как бы связывающим
в единый узел всю образовательно-воспитательную
работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое
воспитание дошкольников, которое призвано
заложить уже в первые годы жизни ребенка
основы активной жизненной позиции, понимания
своих обязанностей и готовности выполнять
эти обязанности, единства слова и дела.
Эмоциональную сферу можно рассматривать
как один из фундаментальных
внутренних факторов, определяющих
психическое здоровье ребенка
и становление его исходно
благополучной психики (А.Д.Кошелева).
В 70-е годы Запорожец А.В.
выделил проблему эмоционального развития
ребенка, как одну из актуальнейших задач
дошкольного воспитания, так как состояние
эмоциональной сферы может служить критерием
общего психического состояния ребенка.
В жизни детей эмоции играют важную роль.
Эмоции воздействуют на все компоненты
познания: ощущение, восприятие, воображение,
память, мышление – они помогают ребенку
приспособиться к той или иной ситуации,
поэтому и необходимо изучить внутренний
мир ребенка, чтобы понять эмоциональную
открытость, естественность, непосредственность,
которые характеризуют дошкольника. Запорожец
А.В. ссылался на Леонтьева А.Н., который
обобщил представления об эмоциях ребенка.
Таким образом, эмоциональное
развитие дошкольника является одним
из существенных условий, обеспечивающих
эффективность процесса обучения и воспитания,
его различных сторон. Те высокие нравственные,
эстетические и интеллектуальные чувства,
которые характеризуют развитого взрослого
человека и которые способны вдохновить
его на большие дела и на благородные поступки,
не даны ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий
жизни и воспитания.
Очень важно, чтобы взрослые,
находящиеся рядом с ребенком, давали
ему возможность почувствовать себя защищенным,
поддерживали веру в себя и в свои силы,
способствовали формированию у ребенка
эмоционального благополучия.
Общая
характеристика эмоций.
Все, с чем мы сталкиваемся в
повседневной жизни, вызывает у нас определенное
отношение. Одни объекты и явления вызывают
у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение.
Одни вызывают интерес и любопытство,
другие — безразличие. Даже те отдельные
свойства предметов, информацию о которых
мы получаем через ощущения, например
цвет, вкус, запах, не бывают безразличны
для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие
или неудовольствие, иногда отчетливо
выраженные, иногда едва заметные. Эта
своеобразная окраска ощущений, характеризующая
наше отношение к отдельным качествам
предмета, называется чувственным тоном
ощущений.
Более сложное отношение к себе
вызывают жизненные факты, взятые во всей
их полноте, во всем многообразии их свойств
и особенностей. Отношения к ним выражаются
в таких сложных чувственных переживаниях,
как радость, горе, симпатия, пренебрежение,
гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания
представляют собой эмоции.
Эмоции характеризуют потребности
человека и предметы, на которые они направлены.
В процессе эволюции эмоциональные ощущения
и состояния биологически закрепились
как способ поддержания жизненного процесса
в его оптимальных границах. Их значение
для организма заключается в предупреждении
о разрушающем характере каких-либо факторов.
Таким образом, эмоции являются одним
из основных механизмов регуляции функционального
состояния организма и деятельности человека.
В практической жизни под эмоциями мы
обычно понимаем самые разнообразные
реакции человека — от бурных взрывов
страсти до тонких оттенков настроений.
В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в
форме переживаний и отражающие личную
значимость и оценку внешних и внутренних
ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно,
наиболее существенной характеристикой
эмоций является их субъективность.
Благодаря эмоциям человек осознает
свои потребности и предметы, на которые
они направлены. Другая всеобщая черта
эмоций, о которой необходимо сказать,
— это их содействие в реализации потребностей
и достижении определенных целей. Поскольку
любая эмоция положительна или отрицательна,
человек может судить о достижении поставленной
цели. Так, положительная эмоция всегда
связана с получением желаемого результата,
а отрицательная, наоборот, с неудачей
при достижении цели. Таким образом, можно
сделать вывод о том, что эмоции самым
непосредственным образом связаны с регуляцией
деятельности человека.
Большинство эмоциональных состояний
отражается на особенностях поведения
человека, и поэтому они могут быть изучены
с использованием не только субъективных,
но и объективных методов. Например, покраснение
или побледнение кожи человека в определенной
ситуации может свидетельствовать о его
эмоциональном состоянии. Об эмоциональном
состоянии могут также свидетельствовать
изменения уровня адреналина в крови и
многое другое.
Эмоции — это очень сложные психические
явления. К наиболее значимым эмоциям
принято относить следующие типы эмоциональных
переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный
стресс.
Специфика эмоционального
развития дошкольников
Наиболее ранние эмоциональные
проявления у детей связаны с органическими
потребностями ребенка. Сюда относятся
проявления удовольствия и неудовольствия
при удовлетворении или неудовлетворении
потребности в еде, сне и т.п. Наряду с этим
рано начинают проявляться и такие элементарные
чувства, как страх и гнев. Вначале они
носят бессознательный характер.
У детей также очень рано появляются
сочувствие и сострадание. Следует отметить,
что положительные эмоции у ребенка развиваются
постепенно через игру и исследовательское
поведение. Например, исследование К.Бюлера
показали, что момент переживания удовольствия
в детских играх по мере роста и развития
ребенка сдвигается. Первоначально у ребенка
возникает удовольствие в момент получения
желаемого результата. В этом случае эмоции
удовольствия принадлежит поощряющая
роль. Вторая ступень – функциональная.
Играющему ребенку доставляет радость
уже не только результат, но и сам процесс
деятельности. Удовольствие теперь связано
не с окончанием процесса, а с его содержанием.
На третьей ступени у детей постарше появляется
предвосхищение удовольствия – эмоция
в этом случае возникает в начале игровой
деятельности, и не результат действия,
ни само выполнение не являются центральными
в переживании ребенка.
Другой характерной особенностью
проявления чувств в раннем возрасте является
их аффективный характер. Эмоциональные
состояния у детей в этом возрасте возникают
внезапно, протекают бурно, но столь же
быстро и исчезают. Более значительный
контроль над эмоциональным поведением
возникает у детей лишь в старшем дошкольном
возрасте, когда у них появляются и более
сложные формы эмоциональной жизни под
влиянием все более усложняющихся взаимоотношений
с окружающими людьми.
Эмоциональное развитие дошкольника
также связано с развитием у него новых
интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим
изменением в мотивационной сфере выступает
возникновение общественных мотивов,
уже не обусловленных достижением узколичностных,
улитарных целей. Поэтому интенсивно начинают
развиваться социальные эмоции и нравственные
чувства. К изменениям в эмоциональной
сфере приводит установление иерархии
мотивов. Выделение основного мотива,
которому подчинена целая система других,
стимулирует устойчивые и глубокие переживания.
Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным,
а достаточно отдаленным результатам
деятельности. Чувства теряют ситуативность,
становятся более глубокими по смысловому
содержанию, возникают в ответ на предполагаемые
мысленные обстоятельства.
Желания, побуждения ребенка
соединяются с его представлениями и благодаря
этому побуждения перестраиваются. Происходит
переход от желаний (мотивов), направленных
на предметы воспринимаемой ситуации,
к желаниям, связанным с представляемыми
предметами, находящимися в «идеальном»
плане. Действия ребенка уже не связаны
прямо с привлекательным предметом, а
строятся на основе представлений о предмете,
о желаемом результате, о возможности
его достичь в ближайшем будущем. Эмоции,
связанные с представлением, позволяют
предвосхищать результаты действий ребенка,
удовлетворение его желаний.
Еще до того, как дошкольник
начинает действовать, у него появляется
эмоциональный образ, отражающий и будущий
результат, и его оценку со стороны взрослых.
Эмоционально предвосхищая последствия
своего поведения, ребенок уже заранее
знает, хорошо или дурно он собирается
поступить. Если он предвидит результат,
не отвечающий принятым нормам воспитания,
возможное неодобрение или наказание,
у него возникает тревожность – эмоциональное
состояние, способное затормозить нежелательные
для окружающих действия.
Предвосхищение полезного результата
действий и вызванной им высокой оценки
со стороны близких взрослых связано с
положительными эмоциями, дополнительно
стимулирующими поведение.
Эмоциональное предвосхищение
заставляет дошкольника переживать по
поводу возможных результатов деятельности,
предвидеть реакцию других людей на его
поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности
ребенка существенно изменяется. Если
раньше он испытывал радость от того, что
получил желаемый результат, то теперь
он радуется потому, что может этот результат
получить. Если раньше ребенок выполнял
нравственную норму, чтобы заслужить положительную
оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя,
как обрадуются окружающие его поступку.
Изменения в эмоциональной
сфере связаны с развитием не только мотивационной,
но и познавательной сферы личности, самосознания.
Включение речи в эмоциональные процессы
обеспечивает их интеллектуализацию,
когда они становятся более осознанными,
обобщенными. Первые попытки сдержать
свои чувства, например, внешние и проявления
– слез, можно заметить у ребенка в 3-4 года.
Хотя малышу это еще плохо удается. Старший
дошкольник в известной степени начинает
управлять выражением эмоций воздействуя
на себя с помощью слова.
В дошкольном возрасте развитие
общения со взрослыми и сверстниками,
появление форм коллективной деятельности
и, главным образом, сюжетно-ролевой игры
приводят к дальнейшему развитию симпатии,
сочувствия, формированию товарищества.
Интенсивно развиваются высшие чувства:
нравственные, эстетические, познавательные.
Источником гуманных чувств
выступают взаимоотношения с близкими
людьми. Если в раннем детстве ребенок
чаще был объектом чувств со стороны взрослого,
то дошкольник превращается в субъект
эмоциональных отношений, сам сопереживая
другим людям.
Мощным фактором развития гуманных
чувств является и сюжетно-ролевая игра.
Ролевые действия и взаимоотношения помогают
дошкольнику понять другого, учесть его
положение, настроение, желание.
Сопереживание сверстнику во
многом зависит от ситуации и позиции
ребенка. Когда дети соревнуются друг
с другом, реально оценивая свои возможности,
сравнивая себя с товарищем, то стремление
к личному успеху увеличивает силу экспрессий
до самого высокого уровня. В групповых
же соревнованиях главным стержнем служат
интересы группы, а успех или неудачу делят
все вместе, сила и количество негативных
экспрессий снижается, ведь на общем фоне
группы личные удачи и неудачи менее заметны.
Наиболее яркие положительные
эмоции ребенок испытывает в ситуации
сравнения себя с положительным литературным
героем, активно ему сопереживая и с уверенностью,
что в подобной ситуации поступил бы также.
Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа
отсутствуют.
Симпатия у дошкольника становится
более действенной, появляясь как желание
помочь, посочувствовать, поделиться.
Симпатия и сочувствие побуждают
ребенка к совершению первых нравственных
поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет
нравственные нормы, проявляя чувство
долга прежде всего по отношению к тем,
кому симпатизирует и сочувствует.
Зачатки чувства долга наблюдаются
на третьем году жизни. Малыш подчиняется
требованиям взрослого, не осознавая их
смысла. В этот период идет лишь процесс
накопления первоначальных нравственных
представлений: «можно», «нельзя», «плохо»,
«хорошо» и соотнесение их со своими действиями
и поступками. Эмоциональные реакции на
положительную или отрицательную сторону
поступков взрослых у малыша неустойчивы.
Он может уступить, но только под влиянием
взрослого или из симпатии и сочувствия
к кому-либо. Первые более или менее сложны
проявления чувств долга возникают у детей
4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта
и первоначальных нравственных представлений
у ребенка зарождается моральное сознание,
он способен понимать смысл предъявляемых
ему требований и относить их к своим поступкам
и действиям, а также к действиям и поступкам
других.
Ребенок переживает
радость, удовлетворение при совершении
им достойных поступков и огорчение,
возмущение, недовольство, когда он
сам или другие нарушают общепринятые
требования, совершают недостойные
поступки. Наиболее ярко чувство
долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок
осознает необходимость и обязательность
правил общественного поведения
и подчиняет им свои поступки.
Возрастает способность к самооценке.
Нарушение правил, недостойны поступки
вызывают неловкость, вину, смущение,
беспокойство.
Развитие товарищества и дружбы
происходит задолго до того, как дети начинают
осознавать свои отношения с товарищами
с точки зрения моральных норм. В 5 лет
у ребят преобладает дружба поочередно
со многими детьми, в зависимости от обстоятельств.
Малыши дружат, потому что они вместе играют,
потому что играть и дружить для них равнозначно.
Старшие дошкольники играют с теми, с кем
дружат на основе симпатии и уважения.
Развитие эстетических чувств
связано со становлением собственной
художественно-творческой деятельности
детей и художественного восприятия. Эстетические
чувства детей взаимосвязаны с нравственными.
Ребенок одобряет прекрасное и доброе,
осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве,
литературе. Старшие дошкольники начинают
судить о поступках не только по их результатам,
но и по мотивам; их занимают такие сложные
этические вопросы, как справедливость
награды, возмездие за причиненное зло
и т.д.