Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, ее теоретической и практической части является установление влияния уровня общественности на развитие личности в юношеском периоде.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- раскрыть сущность понятия общения
- раскрыть психологические новообразования, границы юношеского периода
- изучить общение как фактор развития личности в юношеском периоде
- изучить виды общения людей в юношеском периоде
- дать практические рекомендации по освоению основных умений общения
Объектом исследования в курсовой работе является уровень общительности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5
1 Понятие общения. Структура общения 5
2 Юношеский период 7
2.1. Юношеский возраст. Границы периода, основные новообразования, особенности психического и физического развития. Краткий ввод в историю исследований юношеского возраста 7
2.2. Психологические особенности юношеского возраста 9
3 Общение как фактор развития личности в юношеском периоде 12
3.1. Общение в юношеском возрасте 12
3.2. Виды юношеского общения 17
3.2.1. Дружба 18
3.2.2. Гендерные различия юношеской дружбы. Разнополая и смешанная дружба 23
3.2.3. Любовь 30
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 35
4.1. Оценка уровня общительности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ЛИТЕРАТУРА 42
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 Понятие общения. Структура
общения
2 Юношеский период
2.1. Юношеский возраст. Границы периода,
основные новообразования, особенности
психического и физического развития.
Краткий ввод в историю исследований юношеского
возраста
2.2. Психологические особенности юношеского возраста 9
3 Общение как фактор развития личности в юношеском периоде 12
3.1. Общение в юношеском возрасте
3.2. Виды юношеского общения
3.2.1. Дружба
3.2.2. Гендерные различия юношеской
дружбы. Разнополая и смешанная дружба
3.2.3. Любовь
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Оценка уровня общительности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так устроена жизнь. Одиночество неестественно для человека, и часто от того, умеем ли мы общаться, зависит наше счастье. Во все времена у всех народов общение доставляло людям радость. Ради того, что бы выслушать добрый совет или узнать что-то новое, люди готовы пройти многие километры, забыть о времени и усталости. Встреча, беседа, контакт – это всегда событие, всегда общение и надо, чтобы люди никогда не портили радость общения. « В человеческой культуре самое древнее искусство – искусство общения. Когда не было не театра, ни живописи, ни музыки – было общение. Из него родились все искусства.», - говорил известный писатель Даниил Гранин. Как и всякому искусству, общению можно научиться.
Целью данной курсовой работы, ее теоретической и практической части является установление влияния уровня общественности на развитие личности в юношеском периоде.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- раскрыть сущность понятия общения
- раскрыть психологические
новообразования, границы
- изучить общение как фактор развития личности в юношеском периоде
- изучить виды общения людей в юношеском периоде
- дать практические
рекомендации по освоению
Объектом исследования в курсовой работе является уровень общительности.
Предметом исследования является психологические особенности коммуникативной способности личности.
В процессе работы была выдвинута гипотеза: уровень общительности влияет на уровень сформированности восприятия и познания людьми друг друга.
Базой исследования является гимназия №20.
XXI век ознаменовался повышенным интересом к проблеме личности. Желание изучить себя и других, понять , принять, со всеми достоинствами и недостатками . нам близка точка зрения Маслоу – цель жизни – самоактулизация личностного потенциала. Теоретические разработки по теме « Общение как фактор развития личности в юношеском периоде» представляет собой совокупность познания и восприятия юношами друг друга при общении. Почти все человеческие несчастья обусловлены неверным пониманием своей собственной природы, и вследствие этого ошибочным подходом к самим себе и окружающим.
Умен ты или глуп
Велик ты или мал,
Не знаем, пока ты не сказал.
Каждый из нас живет, работает, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В каждой из перечисленных ситуаций мы независимо от нашего желания общаемся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.
Общение — основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаточность общения может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем, и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей.
Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям, которые легко вступают в контакт и умеют склонять к себе, мы относимся с симпатией. С замкнутыми людьми мы пытаемся или вообще не общаться, или вступать в ограниченные контакты лишь в случае острой потребности.
На вопрос «Умеете ли вы общаться?» большинство сразу же ответит утвердительно. А если кто-нибудь и задумается, то, скорее всего, потому, что удивится: «А разве для этого нужны какие-то специальные умения?». Однако практика показывает, что эффективно умеют общаться далеко не все люди.
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, которая состоит из четырех граней. В процессе общения мы познаем других людей, обмениваемся с ними информацией, взаимодействуем с другими и вместе с этим переживаем собственные состояния, которые возникают в результате этого.
Таким образом, общение — это процесс
установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями в совместной
деятельности и что включает:
• восприятие, познание и понимание партнеров
по общению (перспективная сторона общения);
• обмен информацией (коммуникативная сторона общения);
• выработка единственной стратегии взаимодействия
(интерактивная сторона общения).
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Социальное содержание общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологическое содержание общения заключается в том, что в ходе этого процесса субъективный мир одного человека раскрывается, для другого и происходит их духовное обогащение.
2. Юношеский период
Юношеский возраст (англ. juvenile age) - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления (англ. adolescence; на рус. язык этот термин часто переводят как "отрочество" или в зависимости от контекста и внимательности переводчика - "подростковый возраст", либо - "юность"), содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.
И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. Юношеский возраст - исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого юношеский возраст не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического и социального "созревания" протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.
Психологическое изучение юношеского возраста началось в конце XIX в. с описания юности выходцев из высших слоев общества. В результате в конце XIX - нач. XX в. Господствовала т.н. романтическая модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха "бури и натиска". Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид, Л. С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих др. становится невозможен анализ юношеского общения без учета этнокультурных и социокультурных различий. Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому периоду связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в "аффективный центр" (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В юношеском возрасте психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых).
2.2. Психологические особенности юношеского возраста
Из всех возрастных периодизаций, юношеский возраст, пожалуй, один из наиболее сложных и противоречивых для изучения и понимания. Старшие подростки уже не дети, но еще и не взрослые. Они только психологически готовятся к вступлению во взрослую жизнь, готовятся к тому, чтобы пройти все этапы становления личности. У них начинают формироваться мировоззрение, обобщенная форма самосознания, теоретическое мышление.
Юношеский возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения.
Психологи, изучавшие раннюю юность, подчеркивают неустойчивость, противоречивость психических проявлений в этом возрасте. Среди них находят место такие полярности, как «индивидуализм» юности и ее ярко выраженная социальная направленность; тенденция все подвергать сомнению и страстное стремление уверовать в кого-либо или что-либо (яркую личность или яркую идею); максимализм, которым окрашены требования, взгляды, устремления молодых людей, и неразборчивость или несостоятельность в выборе путей и средств реализации своей «платформы»; поиск общения в этом самом «коллективном» возрасте и потребность в одиночестве.
Информация о работе Общение как фактор развития личности в юношеском периоде