Общение как фактор развития личности в юношеском периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы, ее теоретической и практической части является установление влияния уровня общественности на развитие личности в юношеском периоде.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- раскрыть сущность понятия общения
- раскрыть психологические новообразования, границы юношеского периода
- изучить общение как фактор развития личности в юношеском периоде
- изучить виды общения людей в юношеском периоде
- дать практические рекомендации по освоению основных умений общения
Объектом исследования в курсовой работе является уровень общительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

1 Понятие общения. Структура общения 5
2 Юношеский период 7
2.1. Юношеский возраст. Границы периода, основные новообразования, особенности психического и физического развития. Краткий ввод в историю исследований юношеского возраста 7
2.2. Психологические особенности юношеского возраста 9
3 Общение как фактор развития личности в юношеском периоде 12
3.1. Общение в юношеском возрасте 12
3.2. Виды юношеского общения 17
3.2.1. Дружба 18
3.2.2. Гендерные различия юношеской дружбы. Разнополая и смешанная дружба 23
3.2.3. Любовь 30

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 35
4.1. Оценка уровня общительности 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

ЛИТЕРАТУРА 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)


                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                            5

 

1 Понятие общения. Структура  общения                                                              5

2 Юношеский период                                                                                              7

2.1. Юношеский возраст. Границы периода, основные новообразования, особенности психического и физического развития. Краткий ввод в историю исследований юношеского возраста                                                                     7

2.2. Психологические особенности  юношеского возраста                                  9

3 Общение как фактор развития  личности в юношеском периоде                   12

3.1. Общение в юношеском возрасте                                                                   12

3.2. Виды юношеского общения                                                                          17

3.2.1. Дружба                                                                                                          18

3.2.2. Гендерные различия юношеской  дружбы. Разнополая и смешанная дружба                                                                                                                     23

3.2.3. Любовь                                                                                                          30

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                                                                   35

4.1. Оценка уровня общительности                                                                     36

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     40

 

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                       42

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

 

Человек живет среди  людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так устроена жизнь. Одиночество  неестественно для человека, и  часто от того, умеем ли мы общаться, зависит наше счастье. Во все времена у всех народов общение доставляло людям радость. Ради того, что бы выслушать добрый совет или узнать что-то новое, люди готовы пройти многие километры, забыть о времени и усталости. Встреча, беседа, контакт – это всегда событие, всегда общение и надо, чтобы люди никогда не портили радость общения. « В человеческой культуре самое древнее искусство – искусство общения. Когда не было не театра, ни живописи, ни музыки – было общение. Из него родились все искусства.», - говорил известный писатель Даниил Гранин. Как и всякому искусству, общению можно научиться.

Целью данной курсовой работы, ее теоретической и практической части является установление влияния уровня общественности на  развитие личности в юношеском периоде.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

- раскрыть сущность  понятия общения

- раскрыть психологические  новообразования, границы юношеского  периода

- изучить общение  как фактор развития личности  в юношеском периоде

- изучить виды общения людей в юношеском периоде

- дать практические  рекомендации по освоению основных  умений общения

Объектом исследования в курсовой работе является уровень общительности.

Предметом исследования является психологические особенности коммуникативной способности личности.

В процессе работы была выдвинута гипотеза: уровень общительности влияет на уровень сформированности восприятия и познания людьми друг друга.

Базой исследования является гимназия №20.

XXI век ознаменовался повышенным интересом к проблеме личности. Желание изучить себя и других, понять , принять, со всеми достоинствами и недостатками . нам близка точка зрения Маслоу – цель жизни – самоактулизация личностного потенциала. Теоретические разработки по теме « Общение как фактор развития личности в юношеском периоде» представляет собой совокупность познания и восприятия юношами друг друга при общении. Почти все человеческие  несчастья обусловлены неверным пониманием своей собственной природы, и вследствие этого ошибочным подходом к самим себе и окружающим.

 

 

 

                                  ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                            

      1. Понятие общения. Структура общения

 

Умен ты или  глуп

Велик ты или мал,

Не знаем, пока ты не сказал.

                                                                                                                                                              Саади

 

Каждый из нас живет, работает, учится среди людей. Одних  мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В каждой из перечисленных ситуаций мы независимо от нашего желания общаемся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.

Общение — основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаточность общения может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем, и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей.

Способность к общению  всегда относилась к числу важнейших  человеческих качеств. К людям, которые легко вступают в контакт и умеют склонять к себе, мы относимся с симпатией. С замкнутыми людьми мы пытаемся или вообще не общаться, или вступать в ограниченные контакты лишь в случае острой потребности.

На вопрос «Умеете  ли вы общаться?» большинство сразу же ответит утвердительно. А если кто-нибудь и задумается, то, скорее всего, потому, что удивится: «А разве для этого нужны какие-то специальные умения?». Однако практика показывает, что эффективно умеют общаться далеко не все люди.

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, которая состоит из четырех граней. В процессе общения мы познаем других людей, обмениваемся с ними информацией, взаимодействуем с другими и вместе с этим переживаем собственные состояния, которые возникают в результате этого.

   Таким образом, общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и что включает: 
• восприятие, познание и понимание партнеров по общению (перспективная сторона общения); 
• обмен информацией (коммуникативная сторона общения); 
• выработка единственной стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения).

   В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Социальное содержание общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологическое содержание общения заключается в том, что в ходе этого процесса субъективный мир одного человека раскрывается, для другого и происходит их духовное обогащение.

   

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

                            2. Юношеский период

     2.1 Юношеский возраст. Границы периода, основные              новообразования, особенности психического и физического развития. Краткий ввод в историю исследований юношеского  периода

Юношеский возраст (англ. juvenile age) - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления (англ. adolescence; на рус. язык этот термин часто переводят как "отрочество" или в зависимости от контекста и внимательности переводчика - "подростковый возраст", либо - "юность"), содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.

И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. Юношеский возраст - исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого юношеский возраст не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического и социального "созревания" протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.

Психологическое изучение юношеского возраста началось в конце XIX в. с описания юности выходцев из высших слоев общества. В результате в конце XIX - нач. XX в. Господствовала т.н. романтическая модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха "бури и натиска". Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид, Л. С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих др. становится невозможен анализ юношеского общения без учета этнокультурных и социокультурных различий. Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому периоду связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в "аффективный центр" (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В юношеском возрасте психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых).

    2.2. Психологические особенности юношеского возраста

 

Из всех возрастных периодизаций, юношеский возраст, пожалуй, один из наиболее сложных и противоречивых для изучения и понимания. Старшие подростки уже не дети, но еще и не взрослые. Они только психологически готовятся к вступлению во взрослую жизнь, готовятся к тому, чтобы пройти все этапы становления личности. У них начинают формироваться мировоззрение, обобщенная форма самосознания, теоретическое мышление.

Юношеский возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения.

Психологи, изучавшие  раннюю юность, подчеркивают неустойчивость, противоречивость психических проявлений в этом возрасте. Среди них находят  место такие полярности, как «индивидуализм» юности и ее ярко выраженная социальная направленность; тенденция все подвергать сомнению и страстное стремление уверовать в кого-либо или что-либо (яркую личность или яркую идею); максимализм, которым окрашены требования, взгляды, устремления молодых людей, и неразборчивость или несостоятельность в выборе путей и средств реализации своей «платформы»; поиск общения в этом самом «коллективном» возрасте и потребность в одиночестве.

Информация о работе Общение как фактор развития личности в юношеском периоде