Общие основы олигофренопедагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:59, курс лекций

Краткое описание

Олигофренопедагогика отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей и вопросы их социальной реабилитации и руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами.
Олигофренопедагогика в основе имеет те же источники, что и общая педагогика. Это, во-первых, народная педагогика и, во-вторых, педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Основные педагогические понятия воспитание, обучение, образование, развитие человека, формирование и т. д. употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1-2.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

курс: Общие основы олигофренопедагогики

лекция №1

Предмет и методы олигофренопедагогики

План

  1. Олигофренопедагогика как наука

  1. Связь олигофренопедагогики с другими науками

  1. Становление вспомогательной школы и ее задачи

  1. Клиника и этиология умственной отсталости

  1. Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Олигофренопедагогика  как наука

Олигофренопедагогика отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей и вопросы их социальной реабилитации и руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами.

Олигофренопедагогика в основе имеет те же источники, что и общая педагогика. Это, во-первых, народная педагогика и, во-вторых, педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Основные педагогические понятия воспитание, обучение, образование, развитие человека, формирование и т. д. употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике.

Задачи:

  1. раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого ребенка;
  2. изучение закономерностей психического развития умственно отсталых;
  3. разработка содержания методов, приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.

Методы обучения и воспитания умственно отсталого ребенка специфичны, они зависят от особенностей его познавательной деятельности и личности в целом, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений. Необходимость разработки специфических путей реализации общепедагогических принципов обучения и воспитания во вспомогательной школе делает олигофренопедагогику самостоятельной наукой.

Как наука олигофренопедагогика имеет свой предмет исследования – научное обобщение практики и разработка теории обучения и воспитания умственно отсталых детей. У истоков олигофренопедагогики стояли такие врачи и физиологи, как Владимир Михайлович Бехтерев, Петр Францевич Лесгафт, Иван Васильевич Маляревский, Григорий Иванович Россолимо. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Дмитрия Иваноича Азбукина, Татьяны Анатольевны Власовой, Алексея Николаевича Граборова, Леонида Владимировича Занкова и других.

Вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей разрабатываются с учетом достижений смежных наук: клиники и медицинской генетики, нейрофизиологии, общей и специальной психологии, логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, что позволяет находить более гибкие и эффективные методы коррекции умственно отсталого ребенка.

Клинико-генетическое изучение умственной отсталости направлено на раскрытие  этиопатогенеза (Совокупность представлений о причинах и механизмах развития болезни) интеллектуальной недостаточности.

Современная олигофренопедагогика изучает  особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся  под влиянием обучения, разрабатывает  педагогическую классификацию и  типологию, обеспечивающие возможности индивидуального и дифференцированного подхода к различным типам умственно отсталых детей, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений.

Связь олигофренопедагогики с другими  науками


Олигофренопедагогика как наука  развивается в тесной связи с  рядом смежных наук, которые условно  можно разделить на четыре блока: философские, медицинские, психологические  и педагогические науки (схема 1). Философские науки позволяют рассмотреть наиболее важные концептуальные проблемы, связанные с помощью умственно отсталым лицам: отношение к людям с проблемами в интеллектуальном развитии, правовая защита этих людей, разработка механизмов поведения членов общества при социальном взаимодействии с этой категорией лиц и др. К этому блоку относятся философия, этика, право, социология.

Медицинские науки  помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произошедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобразовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия.

Психологические науки  позволяют выявить закономерности развития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся общая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.

Педагогические науки  определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся. К этим наукам относятся общая педагогика, дидактика, методика воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика.

Становление вспомогательной школы и ее задачи

Специальная общеобразовательная  школа-интернат (или школа) для умственно  отсталых детей (вспомогательная школа) как государственное учреждение начала функционировать с 1918 г. Основным направлением специального обучения стала забота о воспитании и обучении аномальных детей с тем, чтобы они могли полноценно жить и трудиться.

Процесс развития вспомогательной  школы связан с совершенствованием общего образования в стране. Она  прошла те же важнейшие этапы развития; изменения, происходившие в школьной педагогике, откликавшейся на требования времени, так же касались и ее.

В 1926 г. устанавливается пятилетий срок обучения во вспомогательной школе. В 1928 г. утверждается первое «Положение о вспомогательной школе и вспомогательных группах для умственно отсталых детей». Вспомогательная школа окончательно оформляется в особый тип специального учреждения. Коррекция, компенсация дефекта выдвигается в качестве основной специальной задачи вспомогательной школы.

В 1931 г. вспомогательная школа становится фабрично-заводской семилеткой (ФЗУ). Однако в основу обучения был положен учебный план массовой школы.

В 1936 г. вспомогательная школа преобразовалась в семилетнюю с особым учебным планом и программой. Определяются общие и специфические задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей. Предусматриваются мероприятия по улучшению трудовой подготовки учащихся и их физического воспитания. По всем учебным предметам начинают издаваться специальные учебники, разрабатываются программы профессионально-трудового обучения.

Во время войны (с 1942/43 учебного года) в учебных планах и программах вспомогательной школы нашли отражение требования военной обстановки. На 2 ч. в неделю увеличивается время, отводимое на профессионально-трудовое обучение, сверх учебного плана вводятся основы сельского хозяйства. В III и IV классе вводится военно-физкультурная подготовка, в VII классе – элементы начальной военной подготовки.

С 1969 г. вспомогательная школа становится восьмилетней. Учебный план включает общеобразовательные предметы, труд, в частности сельскохозяйственный, логопедические занятия. Предусматривается расширение пропедевтической работы в младших классах. В старших вводится производственная практика. С 1969 г. открываются девятые классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой,

С 1970 г. проводится более четкая ориентировка на коррекционно-развивающее обучение. В систему родного языка вводится новый раздел «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», увеличивается количество часов на проведение логопедической работы в учащимися. С целью совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы введен новый предмет «Социально-бытовая ориентировка» как специальный вид коррекционных занятий, имеющих большое практическое значение.

С 1986/87 учебного года была изменена структура вспомогательной школы. Внесенные изменения связаны с увеличением срока обучения на 1 год при сохранившемся, в основном, объеме содержания учебного материала. Таким образом, сократилась недельная учебная нагрузка по всем классам, были введены новые виды коррекционных занятий (ритмика и ЛФК). Школа сохранила право иметь восьмилетний срок обучения. Однако большинство вспомогательных школ перешло на десятилетний срок обучения. Вызвано это было тем, что многие умственно отсталые учащиеся, оканчивая школы и 15-16 лет, ни физически, ни нравственно не были готовы вступить в самостоятельную жизнь. Возникали большие сложности с их социальной адаптацией. Ежедневная шестичасовая работа оказывалась непосильной многим выпускникам по состоянию их здоровья. Классы девятые или десятые (в зависимости от срока обучения – восьмилетнего или девятилетнего) с повышенной профессиональной подготовкой стали называться производственными.

В настоящее время в России действует  широкая сеть специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с проблемами в интеллектуальном развитии. Большинство из них государственные (см. Постановление № 288 от 12 марта 1997 г. и дополнение № 212 к Типовому положению от 10 марта 2000г.) Помощь детям и подросткам с нарушением интеллекта оказывается с учетом возраста, степени снижения интеллекта и всегда носит комплексный характер, т.е. вопросы диагностики, развития, коррекции, образования и воспитания рассматриваются специалистами: олигофренопедагогами, логопедами, специальными психологами, психоневрологами и другими врачами – по мере необходимости.

Дети с нарушением интеллекта раннего  возраста, воспитывающиеся в семье, получают коррекционную помощь в центрах психического здоровья (специализированных яслях) для детей с органическим поражением центральной нервной системы, в центрах раннего вмешательства, в центрах абилитации.

Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в домах ребенка, а в возрасте трех-четырех лет переводятся в коррекционные детские дома для детей с нарушением интеллекта.

Работа с детьми раннего возраста направлена на обогащение эмоциональных  и личностных контактов со взрослыми  и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного и речевого развития.

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется через родителей, так как в младенческом и раннем возрасте для ребенка важен эмоциональный контакт с близким взрослым. Задача олигофренопедагога состоит в том, чтобы научить родителей взаимодействовать со своим малышом и шаг за шагом продвигать вперед его развитие.

Для дошкольников с нарушением интеллекта открыты дошкольные образовательные  учреждения (ДОУ) компенсирующего вида с круглосуточным пребыванием детей, коррекционные детские дома, специализированные психоневрологические санатории, компенсирующие группы детских садов комбинированного вида, дошкольные группы в коррекционных школах VIII вида, дошкольные образовательные учреждения интегрированного типа. Новой формой помощи дошкольникам с нарушением интеллекта являются группы кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.

В ДОУ компенсирующего вида. Малая наполняемость групп (10–12 человек). Здесь дошкольникам с нарушением интеллекта оказывается комплексная помощь. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями, логопедом, музыкальным работником, невропатолог оказывает детям психологическую помощь, а медицинская сестра и методист по ЛФК ответственны за лечебно-профилактические мероприятия.

В этих учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим, который реализуется  в создании в каждой группе доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждении конфликтных ситуаций, учете особенностей каждого ребенка.

В ДОУ  компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта решаются следующие задачи: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные. Диагностические задачи реализуются в комплексном подходе к изучению ребенка: его обследуют олигофренопедагог, психолог, логопед, психоневролог; они определяют первостепенные задачи в коррекционной работе с ним. На основании диагностического изучения воспитанников формируются подгруппы для проведения занятий, планируется индивидуальная и фронтальная коррекционная работа, делаются выводы об эффективности проведенного обучения. Если педагог сомневается в правильности диагноза, например, наблюдает значительное продвижение воспитанника в развитии в процессе обучения, то он обязан произвести повторную психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) с целью уточнения диагноза. В конце каждого учебного года на базе ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта работает ПМПК, в задачи которой входят обследование выпускников и подготовка рекомендаций о выборе типа школы для каждого ребенка.

Воспитательные задачи направлены на формирование у дошкольников с  нарушением интеллекта нравственных качеств  и выработку привычек правильного  поведения.

Коррекционно-развивающие задачи реализуются в ходе всех режимных моментов ДОУ компенсирующего вида. Вследствие нарушения познавательных процессов, снижения интереса к окружающему миру ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, не делает обобщений, как это происходит у нормально развивающихся детей. Часто имеющиеся представления у дошкольников с нарушением интеллекта не только неполные и неточные, а ошибочные. Поэтому в развитии этих детей неизмеримо возрастает роль организованного обучения.

Информация о работе Общие основы олигофренопедагогики