Одаренные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования данной работы: одаренные дети.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Цель данной работы – охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические основы проблемы особенностей воспитания и обучения одаренных детей……………………………………………………….5
1.1. Сущность понятия «одаренность» и «одаренные дети»…………………………………………………………………………….....5
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной педагогике и психологии……………………………….………………………………………..9
Глава 2. Условия эффективного воспитания и обучения одаренных детей....16
2.1. Роль родителей в воспитании и обучении одаренных детей……...16
2.2. Роль педагога в обучении и воспитании одаренных детей……………………………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………....28

Вложенные файлы: 1 файл

._курсовик (2) - копия.docx

— 68.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Теоретические основы проблемы особенностей воспитания и  обучения одаренных детей……………………………………………………….5

1.1. Сущность понятия «одаренность»  и «одаренные дети»…………………………………………………………………………….....5

1.2. Историко-педагогический  анализ проблемы воспитания и  обучения одаренных детей в зарубежной педагогике и психологии……………………………….………………………………………..9

Глава 2. Условия эффективного воспитания и обучения одаренных детей....16

2.1. Роль родителей в  воспитании и обучении одаренных детей……...16

2.2. Роль педагога в обучении и воспитании одаренных детей……………………………………………………………………………....21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………………....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема одаренности в настоящее  время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, которая способна адекватно воспринимать меняющийся мир и эффективно к нему приспосабливаться. Это требует не только высокой внешней активности человека, но и его умения, а также способности нестандартного поведению при взаимодействии с внешним миром.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей  составляет одну их главных проблем  совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны  к оценке их деятельности, поведения  и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше  понимают отношения и связи.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, затрагивающих  эту тему. Правда, все они всего  лишь капля в море психологических  проблем, появляющихся у учителей и  родителей одаренных детей в  наше время. В этой связи можно отметить работы отечественных ученых: Н. Лейтеса, Н.Н. Поддьякова, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожца, А. Матюшкина, В.А. Моляко, а также ряда зарубежных авторов Дж. Гилфорд, Э. ДеБоно, Дж. Рензулли, П. Торренс. Ю.З. Гильбух вместе с группой ученых разработал дифференцированную систему обучения, дающую больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.

Объект исследования данной работы: одаренные дети.

Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.

Цель данной работы – охарактеризовать особенности  обучения и воспитания одаренных  детей.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

1. Дать определение понятиям  «одаренность» и «одаренные дети».

2. Провести историко – педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной педагогике и психологии.

3. Раскрыть роль родителей  в воспитании и обучении одаренных  детей.

4. Выявить значение педагога  в проблеме воспитания и обучения  одаренных детей.

Курсовая работа содержит две главы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты одаренности. связанные с выявлением сути понятий «одаренность» и «одаренный ребенок», также рассмотрены признаки и особенности одаренных детей и факторы, влияющие на развитие одаренности. Кроме того, в данной главе рассмотрен историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной науке. Во второй главе рассмотрены особенности воспитания и обучения одаренных детей с точки зрения основных участников педагогического процесса: родителей и педагогов.

 

 

 

 

I.  Теоретические аспекты понятия одаренности.

1.1. Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»

Понятие «одаренность» в  психолого-педагогической и философской  литературе имеет множество трактовок. Так, в Философском энциклопедическом словаре (1997) одаренность–это «качественно своеобразное сочетание способностей, определяющих творческие возможности человека или группы людей в отличие от черт характера [32].

В энциклопедии социологии под одаренностью понимаются «индивидуальные задатки, необходимые для успешной деятельности человека в определенной области» [30].

С точки зрения психологии «одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности» [9].

В других литературных источниках одаренность «это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) [31].

Одаренность детей может быть установлена  и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех  детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта [26].

Адекватность использования  термина «одаренность» до сих  пор является предметом научных  дискуссий. Это происходит потому, что  в психолого-педагогической литературе существует две точки зрения на определение  данного феномена. С одной стороны  под одаренностью понимается некая  генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). С другой стороны  современные исследователи (А.М.Матюшкин, А.И.Савенков и др.) разрабатывают иной аспект проблемы одаренности - мозг человека с его способностью к творчеству, рассматривающейся как величайший дар природы, где «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал» для дальнейшего развития.

Проблема способностей и  одаренности все настойчивее  выдвигается на первый план формирующимся  социально-экономическим укладом  и педагогической практикой. Это  ставит задачу теоретического переосмысления и обобщения имеющихся научных  результатов. Прежде всего, необходимо определить саму сущность изучаемых явлений. Вместе с тем, несмотря на определение способностей и одаренности как сущностных характеристик личности, они по-прежнему остаются «безличностными» качествами и рассматриваются в основном с позиций успешности деятельности или «врожденности-приоритетности» [15, 27]. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способности. Но еще более важно, что в понятии «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля способный определяется как «годный к чему или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный» [4]. Наряду с понятием «способный» используются и другие - «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а умение способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умный (а понятия «умение» в словаре нет). Таким образом, «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия  «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как  дарование, а дарование - как врожденные способности человека, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (греч. talanton)- выдающиеся врожденные качества, особые природные способности [29]. При этом одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта. Недаром как самостоятельное понятие «одаренность» отсутствует и в словаре Даля, так и в словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать  вывод, что способности, с одной  стороны, и одаренность и талант - с другой, выделяются как бы по разным основаниям: говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают врожденный характер данного качества. Вместе с тем отмечается, что и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности.

Одаренность основывается на совокупности особых качеств личности. Эта совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся  в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области. Эта систематически организованная структура индивидуальных качеств  личности формируется в течение  всей жизни человека и является тем  самым продуктом взаимоотношений  человека и окружающей среды. На эту  структуру и сегодня еще не совсем ясным образом влияют врожденные дарования человека. Но они не «определяют  полностью содержание, процесс и  результаты развития личности» [25].

Под одаренностью ребенка  А. Панфилов понимает более высокую, чем у его сверстников, при  прочих равных условиях, восприимчивость  к учению и более выраженные творческие проявления [21]. Одаренность как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность ребенку лучше приспосабливаться к миру, окружению, другим людям, самому себе. Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей ребенка адаптироваться к жизни.

Признаки одаренности - это  особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим  уровнем. Это повышенная расположенность  к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности [13].

Признаки одаренности, могут быть кратковременными, т.е. относящимися преимущественно к данной периоду жизни и не свидетельствующими об устойчивых индивидуальных свойствах, а могут быть долговременными, т.е. выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений. Понятие «одаренный» применительно к ребенку имеет два разных значения: одаренный именно как ребенок, и одаренный в более полном смысле - как носитель долговременного, пожизненного дара. Это очень важное различение. Оно не должно позволить забывать о том, насколько это сложное и ответственное дело - судить о признаках одаренности у ребенка [14].

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде [8]. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Такими особенностями являются:

1.  Одаренных детей отличает высокая чувствительность во всем, у многих высокоразвито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

2.  Непрекращающаяся познавательная активность и высокоразвитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

3.  Большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов [20].

Таким образом, одаренность  представляет собой психологическое  свойство личности, связанное с сочетанием способностей, обеспечивающих успешное выполнение определенного вида деятельности. При этом ребенок, который при  всех прочих равных условиях отличается яркими достижениями в различных  сферах жизни, будет одаренным.

 

1.2. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания и обучения одаренных детей в зарубежной педагогике и психологии

По мнению В.Юркевича, одаренных детей объединяет познавательная потребность, которая проявляется в жажде нового знания и наслаждении от умственного труда. Есть и другие типичные признаки: стремление и умение общаться с взрослыми, повышенная эмоциональность, чувство юмора, особая речь и др. «Нужны школы, где всерьез думают о развитии детей, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей, исходя из уникальности каждого ребенка. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно... Работа с одаренными далеко не праздник, а тяжелый и ответственный труд... Хлопот с ними много, но и радости от этих хлопот особенные» [35].

Проблемы воспитания и  обучения одаренных детей - это проблема мирового значения, и она не может  решаться в отдельно взятой стране. С.И Гессен придавал большое значение единству национального и общечеловеческого (сверхнационального), считая, что сверхнациональное нисколько не умаляет национальное, но наоборот требует его многообразия. Каждая страна движется своими путями и, взаимодействуя, взаимодополняется и взаимообогащается [2]. Проблеме одарённых детей посвящают свои исследования зарубежные педагоги и психологи (Дж. Гилборд, Х. Пассов, П. Торренс, Г., Х.-Г. Мельхорн и др.).

Информация о работе Одаренные дети