Описание конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть понятие конфликта и его описание.
Для достижения поставленной цели определим задачи работы:
1) Рассмотрим понятие конфликта;
2) Рассмотрим структурное описание конфликта;

Содержание

Введение 3
1. Понятие конфликта 4
2. Описание конфликта 6
Заключение 13
Список использумой литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Содержание                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во все времена, независимо от развития общества, человек неизбежно сталкивается с трудноразрешимыми ситуациями, в основе которых лежат межличностные отношения. Столкновение противоречий, разногласий, интересов, взглядов является по своей сути конфликтом и проявляется в общении и совместной деятельности людей. Жизнь каждого человека сопровождается конфликтными ситуациями: в сфере политики, экономики, в общественной жизни, а также семейной.

Конфли́кт  — это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

Цель работы - рассмотреть понятие конфликта и его описание.

Для достижения поставленной цели определим задачи работы:

1) Рассмотрим понятие конфликта;

2) Рассмотрим структурное описание конфликта;

Библиографический список представлен  в конце контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие конфликта

Конфли́кт  — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий  в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии  участников этого взаимодействия, и  обычно сопровождающийся негативными  эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится  занять позицию, несовместимую и  противоположную по отношению к  интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами  могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Также конфликт может  пониматься как противодействие  свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объёму. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального  взаимодействия, заключающийся в  противодействии субъектов конфликта  и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трёх сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба.

Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой  структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии. Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность — группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека. Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет свой предмет в объекте общем для этих наук. Это та часть, сторона, тот уровень объекта, которые исследует данная наука. Однако и сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.

Конфликты — неисчерпаемый  объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом  конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые  в состоянии исследовать наука  на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии — социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения1.

 

2. Структурное описание конфликта

Особенность современной  ситуации в подходах к конфликту и его описаниям состоит в кризисе монопредметных попыток. Становится все более очевидно, что никакая предметная область, ни социология, ни психология, ни математика, не в состоянии "ухватить" и достаточно операционально описать на своем языке это явление.

Этот кризис, по-видимому, пользуясь выражением Л.С. Выготского, вошел в открытую фазу, так как  появились попытки критически пересмотреть общую теорию конфликта. Анализ этих попыток показывает, что практически  все авторы отмечают недостаточность описания конфликта в терминах феномена. Общим местом является и то, что в составе обязательных характеристик конфликта включаются не только его операциональные конструкции, но и предшествующие им, сопровождающие их и сохраняющиеся после них психологические состояния, отношения, переживания. Можно говорить как об очевидном, что непременным условием достаточной реконструкции, анализа конфликта для его разрешения, является обращение к основаниям конфликтного действия и к его контекстам. Все это приводит к мысли, что выход из кризиса современных исследований конфликта связан с необходимостью разработки и построения целостной полной конфликтообразующей структуры, включающей три уровня:

1) основания столкновения, т.е. то противоречие, актуализация  которого являет нам конфликт как феномен;

2) действительность столкновения (феномен конфликта), которая представляет  собой взаимодетерминированные  действия, стремящиеся к автономии  путем доминирования, приспособления, элиминации и др.;

3) метаконфликтные феномены: переживание отношений к предмету противоречия и/или конфликтного действия, межличностных отношений участников, аутоотношения субъекта конфликтного действия, ожиданий и т.д.

Только реконструкции  на всех трех уровнях описания могут  представить полную структуру и  динамику конфликта. Такой подход имеет смысл как практико-ориентированный, поскольку назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия.

Проблема, однако, состоит в том, что каждый из этих уровней имеет свои языки описания, которые пока не интегрируются в целостную модель.

К этому обстоятельству можно прибавить  еще одно препятствие - довольно устойчивое негативное отношение к конфликту, стремление дистанцироваться от него. И это несмотря на многочисленные признания практически всех добросовестных исследователей, прямо или косвенно исследовавших это явление, как минимум неоднозначности деструктивных функций конфликта.

Многие современные попытки  описывать и соответственно исследовать, а затем и строить способы разрешения конфликтов чаще всего берут за исходную точку один из двух уровней: феноменальный или метафеноменальный, т.е. описание и работа происходит либо в материале реального столкновения, либо в материале переживаний. О том, что порождающее противоречие и есть принципиальная цель для обнаружения, через связи - симптомы иногда лишь упоминается.

По-видимому, задача оформляющейся сейчас конфликтологии и состоит в том, чтобы, преодолев сложившиеся стереотипы, традиционный страх и негативизм по отношению к феномену конфликта, построить такие языки описания, пользуясь которыми можно было бы разрабатывать и применять эффективные психотехники.

Прежде всего, надо еще  раз оговорить то обстоятельство, что здесь рассматривается конфликт не в его обыденном понимании, то есть как однозначно разрушительный тип взаимодействия или переживания  внутреннего рассогласования.

Отойти от стереотипов  обыденных представлений означает, прежде всего, отказаться от субстанционального отношения к конфликту. Такое  отношение создает иллюзию, что  конфликт как бы есть сам по себе, что в него можно попасть почти  как в яму. Для обыденного сознания такой образ характерен и весьма распространен. В связи с этим распространено и переживание "попадания в конфликт"2.

Конфликт не существует как вещь независимо от нас. С ним  нельзя столкнуться как с другим человеком, на него нельзя натолкнуться как на стенку, в него нельзя попасть как в темную комнату. Конфликт - это одна из необходимых атрибутивных сторон (характеристик) любого взаимодействия как внешнего - с другим человеком, другими людьми (интеракция), так и внутреннего - с собой (интроакция). Вместе с тем не любое взаимодействие можно квалифицировать как конфликтное по своей сущности. Иными словами, если специально задаться такой целью, то обнаружить в структуре любого взаимодействия имманентно присущий ему конфликт можно всегда. Без этого элемента взаимодействие в принципе невозможно (ведь оно всегда инициировано каким-то рассогласованием и всегда имеет какой-то свой "мотор"), но является ли этот элемент определяющим характер взаимодействия, или он просто срабатывает как внутренний хорошо отлаженный механизм, определяется связью внутренней причины и внешних условий. Все зависит от того, представляет ли какую-либо трудность его осуществление.

Если взаимодействие реализуется по известным схемам и с автоматизированным привлечением имеющегося ресурса, мы не фиксируем его конфликтный аспект. Он просто не нуждается во внимании, так как конфликт разрешается как бы сам собой. Точно так же мы не фиксируем операциональный аспект любого действия. Он выступает как условие этого действия. Это ведь не значит, что его нет.

Если для реализации взаимодействия необходимы какие-либо новые формы и/или имеющийся  ресурс не удовлетворяет требованиям  данного взаимодействия, мы фиксируем  его как конфликтное. Оно просто представлено нам своей трудной, требующей внимания и особых энергетических затрат стороной. Иными словами, вопрос о появлении феномена конфликта связан не только со спецификой взаимных действий, но и с их интенсивностью. Существует такая граница в столкновении, когда взаимодействие становится "видимым" и требует на себе специального сосредоточения. Эту видимую часть интенсивного взаимодействия обычно и называют конфликтом.

Независимо от качественных характеристик, структуру конфликта составляют внутренние и/или внешние действия, образующие единство взаимодействия.

Отсюда конфликт - это  такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют  и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации.

Именно специальная  организация отличает так называемые "конфликтные" взаимодействия от так называемых "бесконфликтных". Т.е. разница состоит в том, что именно конфликтная сторона в первом случае является предметом организации. Во втором случае ненапряженный характер "сдвигает" организационный фокус на достижение других целей взаимодействия.

В качестве примера внутренних столкнувшихся действий более всего  подходит ситуация выбора при равносильных альтернативах. Подобные ситуации замечательно описывают в своих эссе на тему завершения школы наши ученики.

"...Самую большую  трудность в настоящее время  для меня представляет выбор  между двумя возможностями: 

а) поступить в соответствии с давней мечтой в институт искусств и учиться петь. Для этого у  меня вроде бы все есть: и голос, и внешние данные, и я уже не без успеха пробовала участвовать в конкурсах, но...

б) поступить в соответствии с давней мечтой бабушки на юридический. Для этого тоже вроде бы немало есть: сравнительно неплохие знания в  области общественных наук, в т.ч. права.

Если действовать по первому варианту - это разрыв с родственниками, лишение материальной и моральной поддержки и туманные перспективы. Актерская судьба непредсказуема, а быть просто провинциальной певичкой в местной филармонии - не очень привлекательно.

Информация о работе Описание конфликта