Описание русского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:34, реферат

Краткое описание

Описание национального характера
Описание национального чувства
Описание национального самосознания
Описание национального вкуса
Описание национальных предрассудков, поверий, иллюзий, и настроенийОписание эмоционально-психологических сторон национальных интересов, потребностей, традиций и обычаев

Вложенные файлы: 1 файл

Домашка 1.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)
    1. Описание  национального характера.

     Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер.

     Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу. Старая истина

     Характер (в литературе) – образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления.

     Национальный  характер — это представление  народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле — свое будущее.

     Положительные черты характера: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность

     “Русский  характер, – писал А. Н. Толстой, –  легкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда – русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, – не щадя себя, он не щадит и врага… В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой, там прихвастнуть, там прикинуться дурачком… Но справедливость в больших идеях и больших делах живет в нем неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего дела, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь”.

     Ритм  и хозяйственный уклад русской  жизни безусловно однозначно определяет главную доминанту русского национального характера – героическую доминанту.

     Нет ничего удивительного в том, что  в семье суперэтносов человечества роль Героя выполняет Российская семья народов. А внутри самой Российской семьи народов эта же роль Героя принадлежит русскому народу. Русский национальный характер – это прежде всего героический характер.

     Россия  – холодная северная страна с обилием  студёных рек и озер. Если взглянуть  на карту плотности населения  и сравнить ее с картой расселения народов, то станет видно, что русские  – это речники, живущие по берегам  рек. Это отражено множеством однокоренных слов с водяным и речным смыслом: “Русь”, “русло”, “роса”, “русалка”. Русская дорога – это река.

     Героическую доминанту русского характера выдает каждая мелкая деталь быта, например русские  манеры обращения с водой. Русские  моются под струей воды, что шокирует иностранцев такой нерациональностью. Англичане, например, в целях экономии никогда не ополаскиваются, а, вылезая  из ванной, вытирают мыло полотенцем. Посуду тоже не ополаскивают, а так в  мыле и ставят в сушилку. В Англии хватает воды, и льют бесконечные  дожди, но скупость – английская национальная черта характера. Никакой народ  в мире не использует воду с таким  размахом, как русские. Так, японцы моются в ванне всей семьей по очереди, не сменяя воды.

     Русские купаются не так, как европейцы. Это  особенно заметно на международных  курортах: европейцы там обычно либо лежат на берегу, либо плещутся на глубине  чуть мельче, чем по пояс, а русские  плавают долго и далеко – по принципу: “доплыву я до буя – не случится …ничего”. Прибывая в новое место, русские первым делом интересуются: А где тут у вас купаются?” – и лезут в ближайший водоем.

     Национальный  характер проявляется в творчестве и культуре народов. Легко отличима на слух русская музыка – льющаяся. Наша классика – это Чайковский, Бородин и рахманиновский вдохновенный, героический “Гимн России”. Музыкальному стилю не свойственны “скрип и пиликанье”.

     Главная беда русского народа – пьянство. Мы не умеем “культурно пить” –  это не соответствует нашему характеру  – не умеем останавливаться, и  пьянки переходят в запой. Если у других народов возможны многодневные застолья с весельем и песнями, то у нас пьянка заканчивается коллективной дракой, при этом заборы и плетни непременно разберут на колья. Ни в одной другой стране мира нет такого количества преступлений на почве пьянства, как в России.

     Любое общественное мероприятие – танцы, день рождения, свадьба, праздник или  народные гуляния – это пьянка и мордобой. Типичный русский сценарий: выпили водки, пошли “по бабам”, по дороге ввязались в драку. Еще одна любимая схема: выпить, а после – искупаться в ледяной воде.

     Русский характер – это “взрывной”, удалой характер, но не вспыльчивый, не гневливый, не злобный, не мстительный и не жестокий. Мужики выпьют, подерутся, потом опять  вместе напьются.

     Общий стиль русской жизни – скука  и истома, которые перемежаются взрывами деяний. Производственные планы выполняются  всегда в последний день при помощи “аврала”, а затем снова “не  бей лежачего” – скука. Давно  замечено: “русские долго запрягают, но потом быстро скачут”. Еще бы! – “Какой русский не любит быстрой  езды!” Особой удалью славится “сибирский”  характер.

     Русскому  характеру свойственны широта интересов и размах начинаний. У русских “широкая душа”, “нараспашку”. Все делаем с размахом: если издаем библиотеку, так “всемирную”, совершаем революцию – то непременно мировую. Нам, русским, совершить невозможное, немыслимое, фантастическое удается лучше, чем обыденное и утилитарное.[

     Необходимо  отметить, что основу всякого народа составляют люди с характером Друга-Труженика. Эта роль связана с чувством дружности  и единения, с чувством “МЫ”. Именно это чувство сплачивает воедино  русский и другие народы, а также  объединяет народы вокруг русского в целостный Российский суперэтнос.

     Русский человек способен уживаться с  другими народами. Именно в силу таких черт национального характера  русский народ сумел распространиться и обосноваться от Карпат до Камчатки и Аляски, чего не смог ни один другой народ.

     Доминанта русского характера – роль Жертвы, роль “лишнего”– человека отражена в  явлении, именуемом “русское богоискательство”, а также в “русском самопожертвовании”.

     Русскому  национальному характеру не свойственны  такие черты, как: заносчивость или  спесь, зависть или жадность, злобность или подлость.

     Одним из точнейших свидетельств о национальном характере того или иного народа, племени или социальной группы (класса) являются анекдоты.

     Основными чертами русского характера, на мой взгляд, можно считать: героизм, стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, щедрость, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность, удаль, широта интересов, размах начинаний, склонность к пьянству, может ужиться со всеми, чувство собственного достоинства.

Источник: http://knowledge.allbest.ru/literature/2c0a65635b3ac68b5d53a89521216c27_0.html 
 
 
 

    1. Описание  национального чувства
 

       Россияне обладают особенным и независимым менталитетом. Патриотизм – великое чувство русского человека. К сожалению, с недавних пор многие приравнивают патриотизм к расизму. Эта проблема актуальна в наше время. Я считаю, что патриотизм это не только борьба за то, чтобы только русские могли жить в России, а это любовь к Родине как к большому понятию, это Русская земля, природа, её культурное богатство.

       Русский живет не умом, а чувством, он следует своему сердцу. Этим и объясняется его большая религиозность. Русские веруют, они хотят веровать во что-нибудь или кого-нибудь: это надо понимать не только в религиозном смысле. 

       Русский привык переносить страдания и обиду. Это не значит, что у него атрофировалось чувство обиды: причиненная несправедливость вызывает глубокие моральные переживания, хотя внешне это незаметно.

       Национальное  чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ - к духовному расцвету. Это есть некий восторг (любимое выражение Суворова!) от созерцания своего народа в плане Божием и в дарах Его Благодати. Это есть благодарение Богу за эти дары; но в то же время и скорбь о своем народе и стыд за него, если он оказывается не на высоте этих даров. В национальном чувстве скрыт источник достоинства, которое Карамзин обозначил когда-то, как «народную гордость»; - и источник единения, которое спасло Россию во все трудные часы ее истории; - и источник государственного правосознания, связующего «всех нас» в живое государственное единство.

Источник:    http://fizrazvitie.ru/2011/09/russkij-nacionalizm.html 

    1. Описание  национального самосознания

       Национальное  самосознание – способность народа осмыслять себя, свою историческую миссию и судьбу – выражается в религиозном, культурном, хозяйственном, государственном сознании народа. Каково было национальное самосознание русского народа до катастрофы 1917 года?

       Русский народ религиозно сознавал себя в Православии – религии спасения любовью, состраданием, смирением, жертвенностью, соборным единением и солидарной ответственностью. В Православии Господь открывается сострадающим, любящим и милующим, а не грозным и карающим, Властителем и Судией. Спасение для православного человека в любви к Богу и ближним, а не в дисциплине и повиновении церковной иерархии (что характерно для католицизма), не в эсхатологическом ужасе, боязни Страшного суда (как в лютеранстве), не земном самосовершенствовании и преуспевании, как в кальвинизме, где человек воспитывается расчётливым, хладнокровно целеустремленным. Неповторимы канонизированные первыми на Руси святые страстотерпцы Борис и Глеб, смиренно принявшие смерть, чтобы пресечь пролитие братской русской крови; уникальна традиция православного старчества, духовничества. Православие наделяло русский народ мессианским призванием: назначение народа – в служении Мессии, Христу, в защите правой веры и несении её народам.

       Культурное  самосознание русского народа выразилось в создании великой культуры, разнообразной по форме и религиозной по содержанию. В ней в художественной форме решались вопросы спасения человека и только затем рассматривались проблемы земного существования. Русская культура являет собой в материальных формах духовный порыв к Богу – к истине, добру, красоте; это культ Истинного Бога, а не земных идолов, культура культа духа, а не плоти и земных благ. Русская культура соборна в отличие от индивидуалистической западной. Поэтому русская православная культура чужда западноевропейской материалистической массовой культуре.

       Хозяйственное самосознание русского народа складывалось под влиянием огромных пространств, сурового климата, низкого плодородия большинства земель, отсутствия выхода к незамерзающим открытым морям и отсутствия судоходных рек, выводящих к этим морям, трудных и опасных евразийских торговых путей, разбросанности природных ресурсов, тяжелейшего государственного бремени русского народа. На Руси сложились своеобычные хозяйственные формы, которые позволяли выживать в невиданно тяжелых условиях. Государство играло большую, чем в Европе, роль, ибо на огромных малонаселенных пространствах только государство способно обустраивать дороги и связь, обеспечивать защиту хозяйственного деятеля, концентрировать капиталы для крупных проектов. В отличные от европейского индивидуалистического предпринимательского духа на Руси развивались коллективные, общинные формы хозяйствования, позволяющие сосредоточивать необходимые усилия в суровых условиях. Некоторые жёсткие формы государственности и хозяйствования (крепостное право) были неизбежными условиями выживания.

       В хозяйственной жизни сказывался русский национальный характер. Для  христианина собственность является микрокосмом человека как образа и подобия Божьего, как ответственного хозяина и устроителя природного космоса. Сознание русского человека не было индивидуалистическим, как у  европейцев, но ориентировалось на общественные ценности и солидарные интересы. Русскому человеку были свойственны  трудолюбие и предприимчивость, иначе  он не освоил бы огромные пространства за исторически короткий срок. Хозяйственное  самосознание мотивировалось не только экономическими, но религиозными, национальными  стимулами. Колонизация новых земель проходила одновременно с православным миссионерством или вслед за ним, строящиеся монастыри становились  духовными и экономическими центрами. Русские первопроходцы первым делом  закладывали храм. Соответственно аскетическому  характеру русского народа в России не было европейского пиетета перед собственностью и богатством. Достоинство человека определялось внутренними качествами, а не объемом капитала. В русской жизни не могло утвердиться всевластие денег. Характер хозяйствования не был хищническим, потребительским, не перемалывал природные ресурсы. Русский человек бережно относился к природе, ибо в его жизнеощущении природа – не отчужденная холодная натура, из которой можно насильственно извлекать потребительскую пользу, а живая и родственная сущность, находящаяся при роде; и поэтому на-род и подответственная ему при-рода связаны экзистенциально.

Информация о работе Описание русского народа