Особенности консультирования молодой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:54, контрольная работа

Краткое описание

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Счастливая или хотя бы психологически комфортная семейная жизнь помогает человеку в достижении личного счастья и самых нелегких жизненных целей. Успешный брак нередко сравнивают с выигрышем в лотерее, «счастливым билетом», он имеет несомненную ценность в общественном мнении. Можно сказать, что большинство людей стремятся к идеальному браку и хотят иметь счастливую семью. В трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека, дающей ему силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни» (В. Н. Дружинин. 2000).

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Психологическое содержание понятия «семья».
Функции и структура семьи……………………………………………… 4
Определение понятия «жизненный цикл семьи».
Стадии жизненного цикла…………………………………………………. 7
Жизненные трудности молодой семьи.
Особенности консультирования…. ………………………………………. 9
Заключение ……………………………………………………………….. 15
Список использованных источников …………………………………… 16

Вложенные файлы: 1 файл

семья к.р..docx

— 46.36 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………  3

 

Психологическое содержание понятия «семья».

Функции и структура семьи……………………………………………… 4 

 

Определение понятия «жизненный цикл семьи».

Стадии жизненного цикла…………………………………………………. 7

 

Жизненные трудности молодой семьи.

Особенности консультирования…. ………………………………………. 9

 

Заключение ………………………………………………………………..  15

 

Список использованных источников ……………………………………  16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          ВВЕДЕНИЕ

 

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Счастливая или хотя бы психологически комфортная семейная жизнь помогает человеку в достижении личного счастья и самых нелегких жизненных целей. Успешный брак нередко сравнивают с выигрышем в лотерее, «счастливым билетом», он имеет несомненную ценность в общественном мнении. Можно сказать, что большинство людей стремятся к идеальному браку и хотят иметь счастливую семью.

В трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека, дающей ему силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни» (В. Н. Дружинин. 2000). [1]

Тем не менее, нередко кажется, что счастливые браки и семьи редки – мы ежедневно сталкиваемся с супружескими конфликтами, непониманием и враждой ближайших родственников. Все это побуждает исследователей семьи изучать факторы, способствующие или препятствующие удовлетворенности взаимоотношениями и взаимодействием у членов семьи во всех сферах жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ».                ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ

 

Определений семьи в научной литературе достаточно много. Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников.

Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. [2]

Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.

Главная особенность семейного взаимодействия — объединять удовлетворение различных потребностей. Семья позволяет удовлетворять потребности, лежащие в основе развития личности. Наиболее известной классификацией этих потребностей является классификация, предложенная одним из основоположников гуманистической теории личности А. Маслоу. Согласно Маслоу (1999), существует пять групп потребностей человека, которые объединяются в иерархическую структуру:

  • физиологические потребности (потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т. п.). Для взаимного удовлетворения этих потребностей в семье существуют условия: территория совместного проживания, общее хозяйство, сексуальные отношения между супругами и др.;
  • потребности в безопасности и защите. К ним относятся потребности в организации, стабильности, предсказуемости событий. Наиболее разрушительными факторами, блокирующими удовлетворение потребности в безопасности, являются такие события, как ссоры, разводы, разлуки, смерть;
  • потребность в принадлежности и любви. Именно семья впервые в жизни дает человеку ощущение принадлежности к группе людей, объединенных с ним кровными узами и эмоциональными связями, обеспечивающими любовь и психологический комфорт. Люди с депривированной потребностью в любви, выросшие в проблемной, дисфункциональной семье (либо вне семьи в условиях детского дома), оказываются неспособными в будущем к установлению глубоких близких отношений, чувствуя себя одинокими и покинутыми всеми. Важнейшим условием формирования чувства принадлежности к семье является создание отношений интимности, существующих внутри семейного пространства. Отношения интимности создаются на первых этапах семейной жизни за счет особого типа коммуникации семейной пары (например, использования особого внутрисемейного языка, значение слов которого известно лишь членам семьи), существования некоторой семейной «тайны» и маркирования границ частной жизни. Благодаря этому каждая реальная семья приобретает свою уникальность;
  • потребность в уважении (самоуважении). Семья может прямо и косвенно удовлетворять потребность человека в самоуважении и уважении со стороны других. Сам факт наличия у человека семьи делает его социально успешным. Люди, не имеющие семьи, детей, а также не сохранившие семью (разведенные), традиционно воспринимаются как социально неэффективные. Прямое удовлетворение потребности в уважении возможно благодаря тому, что каждый из членов семьи может ощущать свою полезность и значимость в данной группе. В гармоничных, функциональных семьях каждый человек знает свое место, роль и имеет возможность влиять на семейную систему в целом;
  • потребность в самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать, чтобы полностью реализовать собственный творческий потенциал. По Маслоу, дети, воспитывающиеся в дружной, любящей, безопасной атмосфере, стремятся к личностному росту. Родители получают возможность реализовывать себя в воспитании детей. Семья может стать именно той средой, в которой раскрываются способности ее членов. Для этого она должна обладать рядом характеристик: в семье должны быть любовь, взаимное уважение, не должны иметь место симбиозы и коалиции, внутри которых один из членов семьи эксплуатирует другого.

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

.«Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» [Соловьев Н. Я., 1977]. [5] Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

  • репродуктивную – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
  • воспитательную – духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
  • хозяйственно-бытовую – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
  • экономически-материальную – поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
  • функцию организации досуга – поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
  • функцию социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.).

Структура семьи включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто — исполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры семьи, можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. Различной может быть структура семьи с точки зрения того, как в ней распределены основные обязанности: большинство обязанностей сосредоточено в руках одного члена семьи или обязанности распределены равномерно.

Нарушение структуры семьи — это такие особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами выступает в качестве нарушения структуры взаимоотношений, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, на которого ложится основная нагрузка: в восстановлении физических сил, удовлетворении духовных (культурных) потребностей. По той же самой причине нарушением структуры отношений в семье следует    признать    семейный    конфликт. [4]

Как функции, так и структура, а также вероятность различного рода их нарушений значительно изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла.

 

 

 

 

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ». 
                                    СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

 

 

Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. Для описания изменений, происходящих с семьей на протяжении всего ее существования, используется понятие «жизненный цикл семьи». Считается, что оно введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х годов XX в.

Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо (например, цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым, очень точно определяют присущие семье изменения. С одной стороны, можно говорить о законченном ряде явлений - отдельная семья начинается с момента заключения брака и заканчивается в момент распада семьи или смерти супругов. С другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное время создают свои семьи, повторяя таким образом цепь характерных для семьи событий и позволяя говорить о кругообороте за определенный период времени.

В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».

Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи.

В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства.

С точки зрения этого подхода, в развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так, еще П. Сорокин выделял 4 стадии:

  • брачная пара в момент образования;
  • семья с маленькими зависимыми детьми;
  • семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;
  • стадия отделения всех детей.

Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:

  • стадия предродительства;
  • стадия репродуктивного родительства;
  • стадия социализированного родительства;

стадия прародительства.

В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:

  • период добрачного ухаживания;
  • молодая брачная пара без детей;
  • семья с маленькими детьми;
  • семья с детьми-школьниками или подростками;
  • отделение детей от родителей;
  • супружество в позднем возрасте.

Развитие семьи можно рассматривать по аналогии с развитием индивида как чередование этапов спокойного и бурного развития. Момент перехода от одной стадии развития к другой обозначается как кризис.

При этом семья так же, как и индивид, при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» — он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы.

На каждой стадии жизненного цикла семьи по аналогии с жизненным циклом индивида можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой.[2]

Информация о работе Особенности консультирования молодой семьи