Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 06:06, контрольная работа
К сожалению, на сегодняшний день многочисленную группу представляют дети, обучавшиеся в специальном дошкольном учреждении в течение одного года, двух лет. Они приходят, как правило, из районных, логопедических, вспомогательных детских садов, в которых не всегда правильно ставится диагноз, или из семей, где родители не понимают проблемы ребенка со снижением слуха. Самая распространенная ошибка, когда нарушения речи у детей рассматривают вне связи с состоянием слуха, не в качестве вторичного нарушения, а как самостоятельное проявление.
Введение 3
Особенности личности детей со слухом в норме 4
2. Диагностика нарушений слуха у детей 8
Заключение 14
Список литературы 15
Содержание
Введение
2. Диагностика нарушений
слуха у детей
Заключение
Список литературы
Введение
Прежде всего необходимо отметить, что слабослышащие дети неоднородны по составу. Это объясняется:
- различной степенью и характером нарушения слуховой функции;
- сроками обучения в специальном детском саду.
В последние годы
увеличилось число детей,
К сожалению, на
сегодняшний день
Когда обусловленность
нарушения речи состоянием
1. Особенности личности детей со слухом в норме
Слух — это способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды.
По мнению физиологов и психологов (Н. И. Красногорский, А. А. Люблинская, И. М. Сеченов и многие другие), к моменту рождения ребенка его нервная система, в основном, сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром, в том числе и для развития и функционирования устной речи: у ребенка имеется наследственная анатомо-физиологическая база в коре головного мозга в виде специализированных кортикальных зон, связанных между собой пучками нервных волокон; сенсорная база для восприятия устной речи (слуховой и зрительный анализатор), речевой аппарат, а также – врожденный имитационный рефлекс.
По мнению Ф. Ф. Рау в конце второго – начале третьего месяца жизни у ребенка появляется такой важный этап формирования речи как лепет. В отличие от крика лепет представляет собой реакцию на более слабые раздражители, обычно положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды или проснувшись неголодным. Уже ранняя стадия лепета – гуление отличается от крика сравнительно большим фонетическим разнообразием. Когда ребенок гулит, он произносит хотя и не сложные, но довольно разнообразные комплексы звуков, например вроде агу, убу, эбм, эгн, экхе. Эти звуки развиваются у ребенка на базе врожденных двигательных координаций, связанных с актами дыхания, сосания и глотания.
В дальнейшем появляется тенденция к редупликации однородных слогов, то есть к их повторению – своего рода самоподражание (автоимитация). Произнесение того или иного слога вызывает определенные кинестетические раздражения, которые служат стимулом к повторному его воспроизведению. Во время лепета у ребенка устанавливается связь между работой речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями, что еще более упрочивает тенденцию к самоподражанию, которая приобретает характер аутоэхолалии ( Б. Ф. Поршнев, 1964). Образование подобной кинестетической и акустической обратной связи или обратной афферентации имеет огромное значение для последующего развития вокализации. Звукопроизносительный «репертуар» лепечущего ребенка все более расширяется.
Вскоре к самоподражанию присоединяется подражание речи окружающих (гетероимитация). Впервые ребенок начинает отвечать звуками на голос матери уже в конце второго месяца. При этом в его звуках нельзя отметить тенденции к уподоблению слышимому образцу. Голос матери выполняет лишь роль пускового сигнала, приводящий в действие врожденный безусловнорефлекторный механизм эхолалии.
По данным В. И. Бельтюкова, эхолалическая реакция бывает 3-х видов:
1) стимулирующая, когда взрослый обращается к ребенку теми звуками, которые есть в лепете ребенка и ребенок живо их повторяет;
2) нулевая, когда в
произношении взрослых нет
3) продуктивная – возникает, когда в речи взрослого есть звуки, близкие к звукам, составляющим лепет ребенка. Ребенок под влиянием звукового образца и с помощью слухового контроля добивается совпадения [7].
Так в лепете шести-семимесячного ребенка начинают появляться первые специфические черты, присущие языку, который он слышит вокруг себя, и, прежде всего, языку матери. Отныне слуховой анализатор приобретает решающую роль в развитии произношения ребенка.
Таким образом, физиологический механизм формирования произношения у слышащего ребенка представляет собой формирование условнорефлекторных связей, которые возникают благодаря способности организма ребенка воспринимать раздражители (в том числе и речь окружающих с помощью слухового и зрительного анализаторов) и давать ответные реакции (с помощью речедвигательного анализатора и способности к подражанию). Огромную роль при этом играют речевые кинестезии, возникающие при работе речевых органов.
В отличие от слышащих, у глухих детей из физиологического механизма формирования произношения выпадает один из важнейших компонентов – слуховой анализатор. Нарушение этого анализатора приводит к отсутствию первотолчка к развитию собственной устной речи у глухого ребенка и без специального педагогического воздействия устная речь у глухого ребенка не формируется. Что касается слабослышащих детей, то у них снижение остроты слуха вызывает «затруднение естественного развития речи», что также требует специального педагогического воздействия.
Учеными (В. И. Бельтюков, Ф. А. Рау, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау) все же установлено, что влияние нарушенного слуха на голосо-артикуляционные реакции младенца сказываются не сразу. В первые 2-3 месяца жизни у ребенка с нарушенным слухом и слышащего ребенка эти реакции почти не обнаруживают различия. Ребенок, родившийся глухим, кричит также, как и слышащий. В дальнейшем он начинает гулить и лепетать. Однако, лепет глухого ребенка быстро затухает. По мнению В. И. Бельтюкова, это происходит потому, что отсутствие слухового восприятия делает невозможным самоподражание и подражание окружающим звукам, то есть невозможны реакции аутоэхолалии и эхолалии [7].
Таким образом, мы установили, что слуховой анализатор играет решающую роль в формировании у ребенка произношения. Именно поэтому примерно с 70-х годов ведется серьезная работа по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом, и остаточный слух стал широко использоваться как вспомогательное средство для формирования устной речи и исправления произношения.
По мнению Э. И. Леонгард, посредством остаточного слуха глухие не могут полноценно воспринимать речь окружающих людей, но зато слух оказывает детям весьма существенную помощь при овладении устной речью. Остатки слуха помогают большинству глухих детей чище произносить гласные и некоторые согласные звуки; воспроизводить без призвуков слова со стечением согласных или с взрывным согласным на конце; говорить слитно и ритмично, выделяя в словах и фразах ударение; в речи таких детей может проявляться элементарная интонация .
Таким образом, можно сказать, что и у слышащих и у детей с нарушенным слухом физиологический механизм формирования устной речи и произношения представляет собой формирование условнорефлекторных связей. Однако, у слышащего ребенка этот механизм начинает действовать непреднамеренно, за счет слухового восприятия речи окружающих, а для глухого ребенка необходимо специальное обучение, создающее условия для возникновения условнорефлекторных связей.
Знание психофизиологических основ формирования устной речи и произношения позволяет нам в дальнейшем более точно определить особенности произношения старших дошкольников с нарушением слуха, которое формируется у них путем специального обучения.
2. Диагностика нарушений слуха у детей
В последние годы в
России наблюдается тенденция к
росту числа детей с нарушениям
По данным Американской академии аудиологии во всем мире ежегодно рождаются более 665 тысяч детей с нарушениями слуха, превышающими 40 дБ. Это количество увеличивается с возрастом, удваиваясь к 9 годам. Нарушения слуха встречаются чаще, чем другие виды врожденной патологии, такие как фенилкетонурия и гипотиреоидизм.
Эффективность реабилитации больных
с тугоухостью определяется обеспечением
раннего выявления нарушений
слуха, начиная с периода новорожденности.
Раннее и своевременное выявление нарушений
слуховой функции является важнейшим
условием организации адекватной медико-психолого-
В России, несмотря на имеющийся Приказ Министерства здравоохранения РФ № 108 от 29.03.96 «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни», исследование слуха у детей ни в роддомах, ни в детских поликлиниках не проводится. Из-за отсутствия врачей оториноларингологов в ряде регионов, а также из-за отсутствия настороженности педиатров, а, следовательно, и родителей в этом вопросе, дети либо вовсе не направляются к сурдологу, либо это происходит с большим опозданием. Это подтверждается данными, полученными при анализе возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза. Единственно эффективным решением данного вопроса может стать проведение регистрации ЗВОАЭ и/или слуховых вызванных потенциалов (СВП) всем новорожденным во всех родильных домах страны [5]. В настоящее время это становится возможным в связи с появлением современного скринингового оборудования. Регистрация СВП при скрининге новорожденных крайне желательна для исключения слуховой (аудиторной) нейропатии.
Сказанное не означает, что
не должны учитываться факторы
риска по тугоухости и глухоте,
Особого внимания требуют дети, перенесшие инфекционный менингоэнцефалит. Педиатры должны быть информированы о необходимости раннего направления этих детей на исследование слуха в сурдологопедические кабинеты, так как в течение ближайшего времени у них может развиться облитерация улитки, что исключит возможность их реабилитации методом кохлеарной имплантации.
Кроме того нарушения слуха развиваются и в более позднем возрасте. Это диктует необходимость проведения систематического обследования (желательно ежегодного) у оториноларинголога, а при необходимости - у сурдолога, всех детей до школы, а также школьников. Эти профилактические осмотры абсолютно необходимы, так как при их проведении в детских садах и школах выявляется от 0,67% до 6,7% детей с нарушениями слуха. Причем, по данным И.Ф. Григорьевой [5] у 70% детей с выявленными нарушениями слуха при профилактических осмотрах тугоухость была диагностирована впервые.
Основными причинами нарушения слуха у этих детей являются экссудативный средний отит и хронический гнойный средний отит. Это подтверждено проводимыми нами систематическими исследованиями эпидемиологических данных нарушений слуха у детей во всех регионах России. Так, в 2004 году экссудативный средний отит явился причиной тугоухости у 34,8% обследованных, а хронический гнойный средний отит – у 29,3%.
Аналогичные данные получены в Великобритании. По данным наиболее частой причиной нарушений слуха у школьников является экссудативный средний отит. В связи с этим автор рекомендует систематически проводить всем учащимся тимпанометрию. В большинстве регионов Великобритании тимпанометрия проводится всем детям в 8-месячном возрасте, затем в 3 года, 5 лет и далее 2 обследования в начальной школе.
С целью обоснования
необходимости внедрения метода
ранней диагностики нарушений слуха
у детей дошкольного и
Для диагностики состояния слуховой функции использовались современные объективные методы исследования слуха в следующей последовательности: ЗВОАЭ, тимпанометрия, регистрация акустического рефлекса стременной мышцы, при показаниях проводилась тональная пороговая аудиометрия. Аудиологическому обследованию предшествовал осмотр ЛОР-органов, для исключения серных пробок, воспалительных заболеваний носа, носоглотки и уха.
Информация о работе Особенности личности детей со слухом в норме