Особенности межличностных отношений подростков, проживающих в школе-интернат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Для развития человека важен каждый возраст, и все же именно подростковый возраст представляет собой период становления личности. К началу подросткового возраста ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С., становится межличностное взаимодействие и общение.
Наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

межл.отн.подр.в шк.интн к 3 курсу курсовая.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)
 

Тема: 

Особенности межличностных отношений подростков, проживающих в школе-интернат.


Введение

 

Для развития человека важен каждый возраст, и все же именно подростковый возраст представляет собой период становления личности. К началу подросткового возраста ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С., становится межличностное взаимодействие и общение.

Наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности (социальное расслоение, обострение межнациональных конфликтов, рост преступности, ослабление духовно-нравственных основ жизни страны, финансовый кризис, рост безработицы.), актуализировали проблему социального сиротства. Подобные изменения негативно отразились на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной социальной защиты ребенка, обнажили целый спектр социальных проблем: рост числа разводов, рост числа

детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, ослабление семейных связей, падение авторитета семьи, слабость нравственных устоев и, как следствие, изменение отношения к детям, вплоть до вытеснения их из семей. Как следствие этого, растет число детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа, что оказывает неблагоприятное воздействие на характер их социального и личностного становления, т.к. не происходит адекватного «усвоения» родительских образцов поведения, социальных ролей или, в случае воспитания в неблагополучных семьях, эти образцы сильно искажены. Разрушаются эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, вызывая глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

  В зарубежной психологии проблема особенностей развития детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа разрабатывалась, прежде всего, в работах А. Фрейд, Дж. Боулби, Й. Лангмейера и З. Матейчик, Р. Липтона. В отечественной психологии данной проблематикой занимались Л.Н. Галигузова, И.В. Дубровина, И.А. Залысина, И.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, А.Г. Рузская, И.Н. Толстых, Н.Н. Слуцкий, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Царегородцева и др.     Но, тем не менее, как показывает анализ литературы, их исследования касаются в основном интеллектуальных, эмоциональных, личностных особенностей, а также сферы общения воспитанников учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В то же время практически полностью отсутствуют работы, посвященные характеру межличностных отношений в группах учащихся школ-интернатов и детских домов, хотя не дает сомнения тот факт, что коллектив воспитанников этих учреждений имеет свою специфику.

  Актуальность исследования также доказывает факт того, что именно в процессе становления взаимоотношений ребенка со взрослыми, сверстниками происходит наибольшее число конфликтов, закладываются асоциальные привычки, формируется и проявляется противоправное поведение.

  Принимая во внимание все вышесказанное, темой исследования выбрана проблема межличностных взаимоотношений подростков, проживающих в интернате.

  Объектом курсового исследования является общение подростков.

Предметом курсового исследования - особенности межличностных взаимоотношений проживающих в школе – интернат.

  Цель курсового исследования: изучить особенности взаимоотношений подростков, проживающих в условиях школы-интерната.

   Задачи курсового исследования:

1.проанализировать теоретические основы проблемы взаимоотношений подростков в рамках зарубежной и отечественной психологии, раскрыть понятие о межличностных взаимоотношениях в малой группе;

2.исследовать особенности взаимоотношений подростков;

3.изучить факторы, влияющие на развитие взаимоотношений подростков, проживающих в интернате.

  Теоретико-методологической основой исследования явились: концептуальные позиции системного и субъектно - деятельностного подходов при исследовании межличностных отношений (К.А. Абульханова, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); теории становления и развития малой группы (Г.М. Андреева, А.И. Донцов); концептуальные подходы к исследованию взаимодействия и межличностных отношений в различных социальных группах (Г.М. Андреева, И.П. Волков, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, М.Г. Рогов, А.Л. Свенцицкий, Р.Х Шакуров и др.).

  Гипотеза исследования:

степень обособленности и замкнутости групп воспитанников школ-интернатов от широкого социального окружения определяет особенности межличностных отношений в этих учебно-воспитательных учреждениях, а именно формирует опыт негативного выстраивания взаимоотношений со сверстниками.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы специфики взаимоотношений подростков

 

1.1 Понятие о взаимоотношениях в социально-психологическом аспекте

 

Значение межличностных отношений, их содержания сохраняется на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимым условием, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни. Не случайно, что удовлетворенность межличностными отношениями и удовлетворенность своей позицией в этих отношениях - важнейший критерий социальной адаптации. Столь высокая значимость межличностных отношений для каждого конкретного человека базируется на том, что контакты и благоприятные отношения с другими людьми выступают необходимым средством, способом удовлетворения важнейших, фундаментальных потребностей личности. Необходимыми условиями реализации таких потребностей как потребность в принадлежности, в привязанности и любви, в сочувствии, в статусе и признании являются внимание, интерес, принятие человека другими - особенно близкими, значимыми людьми. В то же время длительное существование в системе отношений, в которых данные потребности не могут быть удовлетворены, приводит к различного рода деформациям личности, нарушению не только психического, но и физического здоровья личности.

При этом уровни взаимоотношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Эти отношения называются общественными или внутригрупповыми. Это есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии социальных ролей. Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются межличностные отношения людей. В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовать действия, повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности. Высказываются разные точки зрения, где расположены межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.

Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений - аффекты, эмоции, чувства. Но главным считается третий компонент.

Набор чувств можно свести в две большие группы:

коньюктивные - это разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства.

дизъюктивные чувства - это разъединяющие людей чувства.

Значительное внимание уделяется анализу исследований зарубежных и отечественных авторов по проблеме восприятия людьми межличностных отношений. Систематическое и целенаправленное изучение этого вопроса началось в русле нетрадиционных социометрических исследований, для обозначения которых в разное время предлагался ряд названий: "анализ отношений", "социометрическая перцепция", "перцептуальная социометрия", "перцепция межличностной привлекательности", "оценка межличностных отношений" "социально-психологическая рефлексия и перцепция", "рефлексивная социометрия", "анализ рефлексивных структур"[11; 230].

Поскольку человек практически всегда находится среди людей и его взаимодействие с ними не ограничивается непосредственным восприятием этих людей, а так или иначе опосредованно определёнными отношениями с другими людьми, то наиболее важным представляется изучение восприятия человека в его взаимоотношениях с людьми. Речь в данном случае идёт о целом комплексе взаимосвязанных социально-психологических явлении и процессов, например, восприятий межличностных отношений и предпочтений в группе, формировании внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы, восприятие отношений дилера и ведомых, восприятие ценностно-нормативной структуры группы, межличностное оценивание в малых группах, восприятие ситуаций межличностного взаимодействия, особенностей межличностного восприятия и статуса. Изучением данных вопросов занимались В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Т.Ю. Базаров, К.Е. Данилин, А. Щонцов, Е.М. Дубовская, О.Л. Коломинская и др..[21,2].

Эти исследования ценны тем, что в них были выявлены некоторые важные феномены и механизмы, их реализующие: «иллюзия взаимности», «идентификация», «эмпатия», «проекция» и др., а также предприняты некоторые попытки связать особенности восприятия взаимоотношений с индивидуальными чертами личности, такими, как самооценка, свойства нервной системы и т.д.[9]. Что же касается исследований в данной области в возрастном и половом аспектах, то здесь восприятие межличностных отношений не изучалось в полном его объёме. Затрагивались лишь вопросы восприятия статуса, а также некоторые особенности интересов к отношениям, ценностных ориентации и представлений. Область социальной перцепции является более изученной в зарубежной и отечественной психологии по сравнению с областью восприятия и оценки межличностных отношений.

Исследования восприятия межличностных отношений проводятся в основном в контексте изучения оценки и взаимооценки, социометрического статуса (своего и чужого), а также статусной иерархии группы и межличностных предпочтений. Имеется мало данных о том, как зависит восприятие отношений от индивидуальных и возрастных особенностей личности. Если такие данные и есть, то они рассматриваются под узким, специфическим, углом зрения и используются лишь как средство реализации другого рода задач, не связанных непосредственно с изучением восприятия отношений. Специальных исследований, целью которых было бы системное изучение особенностей восприятия межличностных отношений, практически не проводится.

В рамках традиционного подхода в психологии многие исследователи, такие как М.Ю. Кондратьев, А.Я. Анцупов, Н.И.Конюхов, Е. Г. Баранов, при определении понятия взаимоотношений сходятся во мнении, что они носят субъективный характер и проявляются во взаимодействии, общении, а также имеют эмоциональную окрашенность[29,5].

На такую черту межличностных отношений как их их эмоциональную основу указывает Г.М. Андреева, отмечая, что «межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы»[3].

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н. Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность - "...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями..."[23]. Анализируя "месторасположение" межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М. Андреева [3] отмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений (Кузьмин,[17]); как отражение в сознании общественных отношений (Платонов,[26]). Сама же она утверждает, что: "...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их..."[3;72]. Также отмечается высокая степень влияния выстраиваемых взаимоотношений на личность человека. Н.П. Аникеева пишет: «В основе всякого влияния человека на человека лежит их взаимная зависимость. Давно замечено, что человек, вступая в контакт с другими людьми, не только чувствует себя по-иному, чем наедине с собой, но у него по-иному протекают психические процессы»[26]. Эта значимость была отмечена и в зарубежной психологии, где рассматриваются эффекты социальной фасилитации, представляющей собой тенденцию «побуждающую людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи» и эффект социальной ленности [20].

Рассматривая межличностные отношения как видовое понятие по отношению к родовому "психологические отношения" (в соответствии с концепцией В.Н. Мясищева), Н.Н. Обозов отмечает: "Межличностные отношения - всегда "субъект-субъектные" связи" [25;7]. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон).

Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н. Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений [25]: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения. Выделяя в структуре личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), он отмечает: "...Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности..."[ 25;117]. Поэтому главным критерием он считает меру, глубину вовлечения личности в отношения.

Информация о работе Особенности межличностных отношений подростков, проживающих в школе-интернат