Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа
При написании курсовой работы я поставила для себя следующий ряд задач:
Дать краткую характеристику термину возрастной кризис и его этапам;
Рассмотреть предпосылки возникновения кризиса тридцати лет у женщин;
Распознать проявления кризиса тридцати лет;
Понять его значение.
Также эта тема полезна и для меня самой, поскольку в процессе её изучения, я надеюсь вынести полезные уроки и для своего будущего.
Введение
1 Теоретические основы изучения кризиса тридцати лет у женщин
1.1 Понятие возрастного кризиса
1.2 Этапы возрастного кризиса
1.3 Предпосылки возникновения кризиса тридцати лет у женщин
1.4 Проявления кризиса тридцати лет у женщин
1.5 Значение кризиса тридцати лет
1.6 Выводы
2 Исследование переживания кризиса тридцати лет у женщин
2.1 База и методы исследования
2.2 Исследование проявлений и значения кризиса тридцати лет у женщин.
2.3 Выводы
Заключение
Список литературы.
Курсовая работа.
Особенности переживания
женщинами кризиса 30 лет.
Оглавление
Введение
1 Теоретические
основы изучения кризиса
1.1 Понятие возрастного кризиса
1.2 Этапы возрастного кризиса
1.3 Предпосылки возникновения кризиса тридцати лет у женщин
1.4 Проявления кризиса тридцати лет у женщин
1.5 Значение кризиса тридцати лет
1.6 Выводы
2 Исследование переживания кризиса тридцати лет у женщин
2.1 База и методы исследования
2.2 Исследование проявлений и значения кризиса тридцати лет у женщин.
2.3 Выводы
Заключение
Список литературы.
Введение
Кризисы
сопровождают человека с момента его
появления на свет и, по мнению некоторых
учёных, являются неотъемлемой и необходимой
частью его развития. Ещё самый первый
кризис новорожденности, связанный с резкой
сменой условий существования крошечного
человечка (при чём не в лучшую, на первый
взгляд, сторону), казалось бы, готовит
его к различным жизненным перипетиям,
как бы предупреждая: « Просто не будет!»
Далее человека подстерегают кризисы
одного года, трёх, семи лет, кризис подросткового
возраста, и другие не менее важные кризисы,
из которых человек выносит и положительные,
и отрицательные уроки. Важнейшим кризисом
в жизни человека можно назвать кризис
тридцати лет. Возникает он, как правило,
вследствие нереализованного жизненного
замысла. Человек начинает поиски смысла
своего существования. Эта тема кажется
мне очень актуальной, поскольку наши
современные реалии поставили женщину
перед сложной задачей выбора между карьерой
матери или высококлассного специалиста.
Если раньше роль женщины сводилась преимущественно
к деторождению и к сохранению домашнего
очага, то теперь практически любая женщина
вольна сама, распоряжаться своей судьбой.
Но эта свобода, в конце концов, приводит
женщину к мысли, а правильный ли жизненный
путь она выбрала. В результате переоценки
ценностей, женщина зачастую принимает
решение о коренной перемене образа жизни:
карьеристка занимается обустройством
домашнего очага, а бывшая домохозяйка
принимается за карьеру. В ходе выполнения
курсовой работы, я воспользовалась трудами
отечественных психологов: Л.С. Выготского,
Ф.Е. Василюка, Г.С.Абрамовой, а также работами
зарубежных учёных: В. Франкла, Г. Крайга,
Э.Эриксона, Г. Шихи и других авторов.
При написании курсовой работы я поставила для себя следующий ряд задач:
Дать краткую характеристику термину возрастной кризис и его этапам;
Рассмотреть предпосылки возникновения кризиса тридцати лет у женщин;
Распознать проявления кризиса тридцати лет;
Понять его значение.
Также
эта тема полезна и для меня
самой, поскольку в процессе её изучения,
я надеюсь вынести полезные уроки
и для своего будущего.
Понятие
возрастного кризиса
В начале своей работы я хотела бы в общих чертах дать понятие термину возрастной кризис и привести на этот счёт мнение разных психологов. Возрастные кризисы- периоды жизненных трансформаций и переломных моментов, которые сопровождаются психологическим стрессом и знаменуют собой переход к очередному этапу возрастного развития. По времени это относительно небольшие этапы онтогенеза, которые характеризуются резкими психологическими изменениями. На характер протекания кризиса (его форму, остроту и длительность) влияют индивидуальные особенности человека, а также социальные условия. Кризис – это поворотный путь жизненного пути личности. Возникает кризис тогда, когда реализация жизненного замысла кажется субъективно невозможной.
З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.
Но другие учёные рассматривают возрастные кризисы как отрицательное, девиантное проявление возрастного развития (Л.С. Рубинштейн, А.В. Запорожец).
Э.Эриксон говорит, что кризис – это потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Г. Крайг рассматривает периоды возрастных кризисов как периоды, во время которых происходят специфические типы развития (Крайг, Бокум, 2004). Д. Левинсон считает кризис переходной фазой, в которой способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, а новые возможности – предметом поиска.
В нашей психологии термин «возрастные кризисы» был введён Л.С.Выготским, который определил его как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. Возрастной кризис, по Выготскому, обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего периода, которые приводят разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психическому облику человека. Психологическое содержание возрастного кризиса составляет механизм смены социальных ситуаций. В такие переломные моменты развитие характеризуется «свёртыванием» и «отмиранием». Выготский считал, что возникновение нового в развитии есть одновременно и распад старого. Кризисы возникают незаметно, их сложно диагностировать. Как правило, в середине кризиса наблюдается его кульминация, наличие которой отличает критический период от других. К выраженным особенностям поведения можно отнести: острые конфликты с окружающими, а также болезненные внутренние конфликты и переживания.
Это
значит, что кризис является кульминацией
микроизменений, которые накапливаются
на протяжении предшествующего стабильного
периода (Поливанова, 2000).
Этапы
возрастного кризиса
Л.С.Выготский разделил кризисный возраст на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. (Поливанова, 2000).
В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). Человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живёт. Поскольку у него возникает представление об иной, новой идеальной форме, ему не достаточно того, что он решает обычные проблемы. Человека начинает привлекать будущее.
В собственно критической фазе человек пытается непосредственно реализовать свои представления об идеальной форме в жизненных ситуациях, но ему открывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. А ограничивают его в его стремлениях уже неактуальные табу и собственная недостаточность – отсутствие каких-либо умений и способностей. В этом конфликте предельно обнажаются преграды к реализации идеальной формы. Когда внешние преграды убираются, обнаруживаются преграды внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. В результате чего, у человека возникает мотивация новой деятельности, и создаются условия для преодоления кризиса. Человек обнаруживает новое «жизненное значение». Происходит рефлексия собственных способностей и возникает новообразование кризиса.
Завершает кризис посткритическая фаза, которая представляет собой создание новой ситуации социального развития. Здесь завершается переход «реальное - идеальное» и «своё - иное». Реализуется новая форма – идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.
Хронологические
рамки кризиса тридцати лет имеют приблизительный
характер. Кризис тридцати лет может начаться
в период от двадцати восьми до тридцати
четырёх лет. Провоцировать кризис могут
длительная болезнь, внезапное заболевание,
гормональные сдвиги, экономические и
политические события, смена требований
социальных ожиданий. Иногда социальный
кризис накладывается на возрастной, что
приводит к возникновению двойного кризиса
и обостряет его протекание. Возраст тридцать
лет психологи называют золотым возрастом,
периодом наибольшей работоспособности
и отдачи.
Предпосылки
возникновения кризиса
тридцати лет у женщин
Кризис тридцати лет переживают и женщины, и мужчины, но происходит это у них по-разному, в силу гендерных особенностей и разных социальных ролей и установок. Шихи показала, в чём состоит коренное отличие между переживаниями кризиса тридцати лет женщиной и мужчиной. Этапы жизни женщины сильно связаны со стадиями и событиями семейного цикла (Шихи,1999). Хотя в наши дни женщины имеют больше возможностей делать карьеру, чем это было хотя бы сто лет назад, в их профессиональной самореализации ощущается явная или скрытая дискриминация со стороны мужчин. Помимо того, многие женщины стремятся совместить карьерный рост и материнство, что создаёт проблему «двойной занятости». Левинсон считает, что женщина не может гармонично сочетать две линии карьеры (семья и работа) до достижения тридцати-тридцати пяти лет.
Но поскольку, темой моей работы являются особенности переживания кризиса тридцати лет женщинами, именно на них я и остановлю своё внимание.
Кризис тридцати лет, как, впрочем, и вообще все кризисы зрелого возраста, изучен не так подробно и детально как детские и подростковые кризисы.
1) Переходный возраст женщины можно охарактеризовать так: её физиологическое развитие достигает своего максимума, что придаёт ей сил и желания действовать, её дети подрастают и немного отдаляются от неё, так как проводят большую часть дня вне дома. Дети начинают вести «свою жизнь», которая не всегда известна матери (Абрамова,2001)
2) На семейные отношения начинает оказывать влияние чужие люди, часто – опосредованно (друзья, учителя детей, сослуживцы жены и мужа). В результате чего женщина сталкивается с новыми проблемами – проблемами защиты социальных прав своих близких от влияния чужих людей. Женщина переживает, так как испытывает несоответствие между собственными чувствами к близким людям и оценкой их чужими. Иногда такие переживания приводят женщину в переходном возрасте в общественную и политическую жизнь.
3) Отношение женщины к карьере обостряется тем, что она начинает по-новому реагировать на социальные отношения, которые вторгаются в её жизнь на фоне прилива сил. Этот период социологи называют периодом «кухонного бунта», когда женщина пытается изменить своё социальное положение за счёт профессионального совершенствования, а психологи говорят о переоценке решений о карьере и стиле жизни. В это время у женщин можно наблюдать «эмоциональную оглушённость» - власть одного или нескольких чувств, которые определяют её положение среди близких людей. Обычно это чувство связано с эмоциональным освоением ролей жены и матери.
4) Важной особенностью переходного возраста является то, что из-за развития ролевых отношений в семье, в них недостаточно только реагировать, но необходимо уже уметь строить поведение в соответствии со своей ролью. Дети понимают это и начинают препятствовать присутствию матери в их социальной жизни, так как она стесняет их свободу избыточным проявлением чувств. Матери приходится понять, что её ребёнок уже не маленький и принять это, контролируя с вои чувства. Кроме того, ей необходимо по-новому научиться строить отношения со своим мужем, иначе проявлять свои чувства. То есть, поскольку меняется психологическое пространство жизни женщины и её семьи, её нужно осознавать концепцию жизни и другого человека, чтобы разобраться в появлении качественно новой психической реальности.
5) В переходном возрасте у женщины обостряются противоречия между всеми проявлениями психической реальности. Переживание собственной силы –« Я Могу» может не соответствовать Я- концепции, где я кажется безвольным и слабым. «Я хочу» может не соответствовать реальным возможностям. Эмоциональность женщины может послужить препятствием к преобразованию отношений между людьми в изменившемся социальном пространстве её семьи. Возможность перемен зависит от изменений в сознании и в готовности их осуществить.
6) Также в переходном возрасте возникает проблема осознания женщиной собственных чувств. Из-за всех этих изменений нагрузка на чувства резко возрастает. Чтобы с ней справиться, женщине необходимо разрешить себе чувствами, связанными не только с близкими людьми, обнаружить своё Я, свою собственную психическую реальность, что невозможно без переоценки значимости других людей для осуществления собственной жизни.
7)
В жизни женщины тридцати лет встаёт проблема
осознания содержания своей индивидуальности,
которая связанна со сменой оценки привязанностей
и принятых обязательств в отношении близких
людей и самой себя. Одновременно продолжается
освоение родительской роли, которое основывается
на значительном изменении дистанции
с детьми, и включает в себя переоценку
значимости людей в осуществлении своей
индивидуальной судьбы. Решение этой проблемы
приводит к обновлению всех переживаний,
появляется чувство полноты жизни и причастности
ко всем её проявлениям. В противном же
случае, женщина погружается в мир собственных
чувств, отстраняется от других проявлений
жизни за счёт пребывания в фантомном
мире своего Я (Абрамова,2001).
8) Переходный возраст затрагивает самые глубины личности женщины. Внутренние чувства стремятся вырваться наружу. Она начинает расставаться со своим «внутренним диктатором», поскольку у неё прибавляется уверенность в себе. Она начинает борьбу с заложенными в ней положительными и отрицательными качествами. Нужно попытаться сохранить качества, заложенные в ней с детства и прибавить к ним качества и способности, отличающие её как индивидуума. Расширение внутренних границ открывает женщине скрытые аспекты её внутреннего Я.
Информация о работе Особенности переживания женщинами кризиса 30 лет