Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. И, конечно же, эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение.
Тема: «Особенности проявления эмоционального состояния мальчиков и девочек в подростковом периоде»
Введение
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.
Переход к подростковому возрасту
характеризуется глубокими
Подростковый возраст
Подростковый возраст
Эмоциональные нарушения, возникающие
в этот период, имеют далеко идущие
последствия. Многие исследователи
связывают некоторые типы нарушения
поведения у детей с различными
формами эмоциональных
Данная проблема достаточно полно отражена в работах отечественных зарубежных авторов, таких как Анохин П.К,. Грецов А.Г., Дерманова И.Б., Ильин Е.П.,. Казанская В.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др.
Объект: эмоциональная сфера подростков.
Предмет: эмоциональное состояние мальчиков и девочек в подростковом периоде.
Гипотеза: проявление ситуативно-эмоциональной тревожности, депрессии и потребности в новых ощущениях у мальчиков и девочек подросткового возраста, отличаются.
Задачи:
Цель: изучить эмоциональную сферу мальчиков и девочек в возрасте от 14 до 17 лет.
Методы:
Методики:
Выборка: мальчики и девочки в возрасте от 14 до 17 лет.
ГЛАВА 1. «???»
Эмоциональность, являющаяся одной из важнейших характеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности. В связи с этим выявление и анализ особенностей эмоциональности представляется весьма актуальным как для более детального понимания специфики развития человека вообще, так и для эффективности осуществления образовательного процесса в частности.
Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. В конце XIX века П. Малапер выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и страстными. Хейманс Г. и Вирсма Е. выделяли три главных фактора личности: эмоциональность, активность и реактивность. Об эмоциональности они судили по тому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу. [1]
Если обратиться к эмоциональности непосредственно, то в зарубежной психологии первоначально она чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость человека на эмоциогенные ситуации) и реактивность. Фресс П., например, дал следующее определение эмоциональности: «эмоциональность как черта личности - это чувствительность к эмоциогенным ситуациям». Эмоциональность, отмечает Фресс П. , употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. как проявление более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это в среднем свойственно людям. Эмоциональность как качественную характеристику гиперэмоциональности рассматривает и Крейг Г.. Для нее эмоциональность - это склонность легко поддаваться страху и гневу. В целом, по мнению Ребера А. , В современной зарубежной психологии эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые можно наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией, т. е. эмоциональность является поведенческим проявлением, которое считается основным компонентом при оценке испытываемой эмоции. В отечественной психологии исследование эмоциональности было начато по предложению Теплова Б. М. в 1964 году. Теплов Б. М. ставил цель выявить наиболее «сензитивные» к эмоциональному воздействию физиологические показатели и раскрыть характер соотношения между индивидуальным своеобразием физиологических сдвигов при эмоциональных состояниях и некоторыми свойствами нервной системы. Работа, по существу, была направлена на исследование физиологической детерминанты эмоциональных состояний, но ее результаты дали принципиальный толчок для исследования эмоциональности и с точки зрения психологии. Определенным итогом явилось данное Небылицыным В.Д., учеником Теплова Б.М. , развернутое определение эмоциональности как обширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.
В качестве основных характеристик
эмоциональности он выделяет впечатлительность,
импульсивность и эмоциональную
лабильность. Впечатлительность выражает
аффективную восприимчивость
В литературе отмечается большая эмоциональная
чувствительность и эмоциональная
нестабильность женщин. Выявлены отчетливые
различия в эмоциональной сфере
лиц мужского и женского пола. До
настоящего времени не доказано, являются
ли хотя бы некоторые из них врожденными
или все эти особенности
Различия в эмоциональной
Хорни К. пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями.[3] По этому поводу еще Батюшков К. писал: «Любить или ненавидеть! - им (женщинам) надобна беспрестанная пища для чувств. Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Куликов Л. В. отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.
Гнев (злость). Маккоби Е. и Джеклин К. на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности этой отрицательной эмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Авторы объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.
Другая возрастно-половая
Печаль. Куликов Л. В. выявил значимые различия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и Пономаревой М. С. с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков. [7]
Тревога и страх. Чикер В. А. с соавторами выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. Плотников В. П. с соавторами выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5 % опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2 % юношей. Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным. Для юношей более значимыми, чем для девушек, было отношение к учебной группе, к своему самочувствию, к родителям; для девушек - к сессии и к экзаменам.[4]
Куликовым Л. В. выявлены значимые половые различия в самооценке тревоги.
Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста, проведенное Пономаревой М. С., показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.
По данным Захарова А. И. , количество страхов (т. е. того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков. По его данным, у взрослых мужчин больше выражен страх высоты, а у взрослых женщин - смерти родителей. У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, страх сделать что-либо неправильно или не успеть сделать. У девушек количество мнимых страхов в 6 раз больше, чем у юношей.
Радость. Склонность к радости, по данным Пономаревой М. С., не обнаружила четких половых различий: в 8-9, 12-13 и 16-17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а в возрасте 10-11 и 14-15 лет эта склонность выражена больше у девочек.[2]
Интенсивность и длительность эмоциональных реакций.
Об интенсивности
Так, по данным Скрябина Н. Д., при испуге (реакции на сильный неожиданный звуковой раздражитель) изменение пульса в большей степени наблюдается у женщин, чем у мужчин (соответственно на 21,9 % и 6,3 % - у смелых и на 35,4 % и 14,6 % - у трусливых). Однако кожно-гальваническая реакция была более длительной у мужчин.[2]
В то же время Шафранская К. Д., изучавшая эмоциональное напряжение, показала, что в ситуации стресса мужчины отличаются более высокой вегетативной реактивностью, чем женщины.
Акинщикова Г. И. тоже выявила противоположные тенденции у мужчин и женщин в проявлении реактивности по артериальному давлению в условиях стрессовой ситуации. У женщин разница между систолическим и диастолическим давлением уменьшалась, в то время как у мужчин - увеличивалась. Однако выявленные различия в реактивности при психическом напряжении не являются специфически эмоциональными, они характерны для мужчин при любой нагрузке - в том числе при интеллектуальной и физической. Так, измерение сахара в крови при высокой интеллектуальной нагрузке тоже выявило большую реактивность мужчин: показатель сахара в крови у них был выше, чем у женщин. Насыщение крови кислородом при этой нагрузке было в 2 раза выше у мужчин, чем у женщин.
Поэтому остается неясным, является ли обнаруженные этими авторами факты следствием большей эмоциональной реактивности мужчин или же следствием их большей мобилизованности.[4]
Как показали Елисеева И. М. с соавторами, перед экзаменом студентки оценили уровень своего эмоционального возбуждения гораздо выше, чем студенты. Выше у них была и неуверенность в успешной сдаче экзаменов. В то же время по частоте сердечных сокращений различий между теми и другими не было. После экзамена оценка спада своего эмоционального возбуждения была больше у студенток, чем у студентов. Таким образом, женщины более экстремально оценивают как подъем эмоционального возбуждения, так и его спад.
По данным Винокурова А. И., у мужчин перед экзаменом ослабевает трофотропный тип вегетативного регулирования, что выражается в повышении пульсового давления крови, в увеличении систолического объема крови, в повышении коэффициента эффективности кровообращения. У женщин, наоборот, трофотропный тип вегетативного регулирования усиливается, что приводит к уменьшению пульсового давления и систолического объема крови, к большим сдвигам частоты сердечных сокращений.[6]
Сразу же после экзамена у мужчин
трофотропное регулирование сменяется
на эрготропное, быстрее восстанавливаются
показатели гемодинамики, уменьшается
суммарное отклонение от АТ-нормы. У
женщин после экзамена суммарное
отклонение от АТ-нормы увеличивается,
быстрее восстанавливается