Особенности психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:

1.Определить структуру процесса психологического консультирования.
2.Проведение психологической консультации.
Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке.

2. Изучить цели психологического консультирования.

3. Проанализировать теоретические представления о процессе психологического консультирования и выделить профессиональные особенности психологов-консультантов.

4. Оказать психологическую помощь клиенту.

Объект исследования: процесс психологического консультирования.

Предмет исследования: структура процесса психологического консультирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1: Особенности психологического консультирования
1.1 Сущность и специфика психологического консультирования…….. 5
1.2 Цели психологического консультирования…………………………… 7
1.3 Принципы психологического консультирования…………………… 10
1.4 Структура процесса консультирования……………………………… 13
1.5 Техники консультирования
1.5.1 Постановка вопросов………………………………………………… 16
1.5.2 Одобрение и успокаивание………………………………………… 18
1.5.3 Отражение содержания: перефразирование, обобщение………… 20
1.5.4 Отражение чувств…………………………………………………….. 21
1.5.5 Паузы молчания…………………………………………………….. 22
1.5.6 Предоставление информации……………………………………… 23
1.5.7 Интерпретация……………………………………………………… 24
1.5.8 Конфронтация………………………………………………………. 25
1.6 Модель эффективного психолога-консультанта…………………… 27
ГЛАВА 2: Проведение психологической консультации…………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИТОЧНИКОВ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

на сдачу.docx

— 77.38 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
 ГЛАВА 1: Особенности психологического консультирования  
    1.1 Сущность и специфика психологического  консультирования…….. 5
    1.2 Цели психологического консультирования…………………………… 7
    1.3 Принципы психологического консультирования…………………… 10
    1.4 Структура процесса консультирования……………………………… 13
    1.5 Техники консультирования  
    1.5.1 Постановка вопросов………………………………………………… 16
    1.5.2 Одобрение и успокаивание………………………………………… 18
    1.5.3 Отражение содержания: перефразирование, обобщение………… 20
    1.5.4 Отражение чувств…………………………………………………….. 21
    1.5.5 Паузы молчания…………………………………………………….. 22
    1.5.6 Предоставление информации……………………………………… 23
    1.5.7 Интерпретация……………………………………………………… 24
    1.5.8 Конфронтация………………………………………………………. 25
    1.6 Модель эффективного психолога-консультанта…………………… 27
 ГЛАВА 2: Проведение психологической консультации…………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….  
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИТОЧНИКОВ…………………………………  
 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Стремительные изменения общества в экономической  сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни  в современном мире. Степень и  скорость этих перемен приводят к  тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации  к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство  безысходности, незащищенности и неуверенности  в завтрашнем дне. В результате большое  число людей нуждается в помощи консультантов.

    Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно  обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших  мест несомненно принадлежит консультированию.

    Консультирование  – это относительно новая область  профессиональной деятельности социального  работника, которая сравнительно недавно  выделилась в качестве самостоятельной  сферы деятельности наряду с традиционными  формами работы. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных  с трудностями в межличностных  отношениях, где основным средством  воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы.

    Актуальность  темы. Современный этап развития профессионального  мира характеризуется возросшей  потребностью в специалистах, способных  успешно реализовывать себя в  изменяющихся социально-экономических  условиях. По мнению ряда отечественных  и зарубежных исследователей, подобная ситуация требует одновременного проявления двух противоположных по своей функции  индивидуально-психологических особенностей личности – лабильности, гибкости, обеспечивающей постоянную адаптацию  к меняющемуся социальному миру, и развитой персональной идентичности, создающей тот внутренний «стержень», который служит отправной точкой процесса самоопределения, как личностного, так и профессионального.

            Цель исследования:

  1. Определить структуру процесса психологического консультирования.
  2. Проведение психологической консультации.

    Задачи  исследования:

    1. Осуществить теоретико-методологический  анализ психологического консультирования  в современной психологической  науке. 

    2. Изучить цели психологического  консультирования.

    3. Проанализировать теоретические  представления о процессе психологического  консультирования и выделить  профессиональные особенности психологов-консультантов. 

    4.  Оказать психологическую помощь клиенту.

    Объект  исследования: процесс психологического консультирования.

    Предмет исследования: структура процесса психологического консультирования.  

 

    Глава 1: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 
     

     1.1 Сущность и специфика психологического консультирования 

     Слово «консультирование» происходит от лат. consultare -совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме.

     Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может  указывать на то, что консультирование основано на данных психологической  науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение.

     Психологическое консультирование - прикладная отрасль  современной психологии. В системе  психологической науки ее задачей  является разработка теоретических  основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с проблемами.

     Спецификой  психологического консультирования является акцент на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Социально-психологический тренинг также предполагает разработку прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям. Но в рамках социально-психологического тренинга основным фактором воздействия становится не информация, которая исходит от психолога, а группа, процессы групповой динамики, особенности обратной связи. Психолог-тренингист лишь помогает этим процессам в группе развернуться. Специфическими методами оказания воздействия в рамках социально-психологического тренинга являются не диалог и доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации, а групповая дискуссия и ролевая игра. То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений, развивавшихся на Западе.  С тяжелых расстройств, с последствий долговременных психологических травм началось в психологии реальное изучение параметров оптимального общения и рациональной организации учебной и трудовой деятельности, что позволило впоследствии, на основе приобретенного знания, перейти к оказанию помощи психически и соматически здоровым людям. Задачей психологического консультирования стало, таким образом, не лечение расстройств, а их профилактика, работа с деструктивными формами общения, нерациональными способами организации деятельности .

     В настоящее время имеется много  определений термина «психологического  консультирования», но все они включают в себя следующие положения:

  1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
  2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
  3. Консультирование способствует развитию личности.
  4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
  5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

     Основоположник  клиент-центрированной терапии известный  американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого  направления:

    1. каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
    2. каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
    3. каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

     Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении  человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента  как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается  право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем  более важно признать, что любое  внушение или давление мешает клиенту  принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы. 

     1.2 Цели психологического консультирования

     Вопрос  определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит  от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической  ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

  1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
  2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
  4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
  5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

     Цели  консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. 
 

Информация о работе Особенности психологического консультирования