Особенности работы педагога с родителями в системе поликультурного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – обобщить материалы по организации и содержанию работы дошкольных групп СОШ по поликультурному образованию дошкольников.
Задачи нашей работы конкретизированы следующим образом:
- трактовка понятия «поликультурное образование»;
- обоснование концепции развития поликультурного образования в РФ;
- определение цели поликультурного образования;
- выявление задач поликультурного образования;
- определение содержания поликультурного образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
I Глава. Теоретические основы поликультурного образования дошкольников.
1.1. Сущность поликультурного образования. Его цели и задачи………………….
1.2. Специфика поликультурного образования детей дошкольного возраста………
II Глава. Организация поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1. ………………………………………………………………………
2.1. Актуальность работы по поликультурному образованию в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………………….
2.2. Задачи и условия реализации поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………………………..
2.3. Особенности и содержание поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………
2.4. Анализ результатов работы………………………………………………
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

методическая разработка по поликультурному образованию.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Борисоглебский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра  психологии

 

 

 

 

 

Особенности работы педагога с родителями в системе поликультурного образования.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

         Направление подготовки:

050400 Психолого-педагогическое  образование

Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика

 

Студент: _________________ Полякова А.В.

 

Руководитель: ________________ Попова Т.В., канд.пед. наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Борисоглебск 2015

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

I Глава. Теоретические основы поликультурного образования дошкольников.

1.1. Сущность поликультурного образования. Его цели и задачи………………….

1.2. Специфика поликультурного  образования детей дошкольного  возраста………

II Глава. Организация поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1. ………………………………………………………………………

2.1. Актуальность работы по поликультурному образованию в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………………….

2.2. Задачи и условия реализации  поликультурного образования в  дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………………………..

2.3. Особенности и содержание поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………

2.4. Анализ результатов работы………………………………………………

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение

Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде не новая, но она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы. Окружающий нас мир меняется, и меняемся мы. К сожалению, сегодня явно наблюдается тенденция к ужесточению нашей среды.

 Актуальность темы обусловлена рядом событий и причин, происходящих в обществе и образовании в целом. С одной стороны, имеет место рост национального самосознания, а с другой – усиление проявлений национализма, шовинизма. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

С учетом названных обстоятельств, поликультурное образование представляется нам одной из самых сложных, но злободневных задач сегодняшнего дня. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.       Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми.

Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К. Рериха, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.Данилевский, Э.Мейлер, А.Тойнби, Ю. Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

В исследованиях в области сравнительной педагогики (В.П.Борисенков, Б.Л.Вульфсон, Л.Н.Гончаров, З.А.Малькова, Н.Д.Никандров, К.И.Салимова, О.Д.Федотова и др.), в трудах зарубежных ученых (Я.Пэй, В.Банки, М.Карти, Д.Бэнкс и др.) отражаются различные аспекты поликультурного образования.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Однако не всегда родители находят время и возможность дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края. Не всегда условия ДОУ и компетентность педагогов позволяют организовать работу по поликультурному образованию дошкольников. Поэтому одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Наша задача вовлечь родителей во взаимодействие по реализации работы по поликультурному образованию. А также создать условия в дошкольных группах, которые позволят организовать плодотворную работу в данном направлении.

 Цель данной работы – обобщить материалы по организации и содержанию работы дошкольных групп СОШ по поликультурному образованию дошкольников.

Задачи нашей работы конкретизированы следующим образом:

- трактовка понятия «поликультурное  образование»;

- обоснование концепции  развития поликультурного образования  в РФ;

- определение  цели поликультурного образования;

- выявление задач поликультурного  образования;

- определение содержания поликультурного образования.

Объект: общеобразовательная подготовка учащихся современной школы.

Предмет: поликультурное образование учащихся в системе общего образования.

Гипотеза исследования: совместная работа родителей и воспитателя позволит более эффективно развивать интеллектуальные способности дошкольников.

         Метод: теоретический метод: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теории и практике национального, межнационального, поликультурного образования.

Работа состоит из введения, II глав, заключения.

Введение состоит из актуальности исследования, цели, задачи, объекта, предмета, метода исследования.

I глава включает в себя трактовку понятия «поликультурное образование», а также понимание сущности поликультурного образования учеными, философами, мыслителями, культурологами, доцентами, такими как  Михаил Михайлович Бахтин и Владимир Соломонович Библер, Александр Наумович Джуринский, Мария Анатольевна Богомолова. Также I глава включает в себя концепцию развития поликультурного образования в Российской Федерации и на каком основании была разработана данная концепция.

II глава включает в себя основное определение цели поликультурного образования, а также определение цели поликультурного образования учеными такими как Вячеслав Владимирович Макаев, Зоя Алексеевна Малькова и Людмила Леонидовна Супрунова, Владимир Соломонович Библер, Владимир Иванович Матис и др. Определение задач поликультурного образования из которых мы в дальнейшем можем выделить главную идею поликультурного образования. Содержание поликультурного образования, ее строение, направления, составляющая. Условия эффективности образования поликультурной личности.

Работа основана на научных монографиях, справочной литературе, ресурсах интернета.

Глава I. Теоретические основы поликультурного образования

    1. Сущность поликультурного образования. Его цели и задачи

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют идеи В. Оконя о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями — культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других.

Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А.Данилевский, Э.Мейлер, А.Тойнби, Ю. Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

В поликультурном образовании понятие «культура» является ключевым. Вслед за В.С. Библером, И.А. Громовым, М.С. Коганом, С.Ю. Кургановым и др. мы понимаем культуру как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, которое оказывает влияние на развитие личности в целом, становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.

По мнению М.А. Богомолова поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям.

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к бедному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим». [14, 127]

Нужно заметить, что впервые определение понятия "поликультурное образование" было дано в Международном педагогическом словаре (Лондон, 1977): "поликультурное образование – полиэтническая (поликультурная) образовательная ситуация, когда носитель одной культурной системы вступает в контакт с ценностями другой или других культур, представленных в данном учебном заведении".

Однако современная трактовка сущности полиэтнического (поликультурного) образования, которую мы и берем за основу, более содержательна, так как она предполагает усвоение знаний о различных культурах, уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, обращает внимание на важность воспитания в детях толерантности по отношению к носителям инокультурной системы.

Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Поликультурное образование – это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.  
          Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры. [1, 28] 

Цель всех образовательных организаций - не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе. Имея в виду, что процесс образования включает в себя три составляющие: обучение, развитие, воспитание, мы  рассматриваем процесс поликультурного образования в аспекте воспитания.

 

На основе  материалов   Сусловой  Э.К.  можно представить  составляющие поликультурного образования  следующим образом:

Составляющие поликультурного образования

 


 

Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей  различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах.

Так, цель поликультурного образования обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

    Задачами поликультурного  образования являются:

  • полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
  • формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
  • воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
  • создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
  • формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
  • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Таким образом, сущность поликультурного образования раскрывается в работах многих психологов и педагогов: М.М.Бахтина, В.С. Библера, М.А. Богомолова, П.Ф. Каптерева, Сусловой Э.К. и других.  Изучение всего комплекса перечисленных выше исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических детерминант позволяет нам выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования.

Информация о работе Особенности работы педагога с родителями в системе поликультурного образования