Особенности самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 09:16, реферат

Краткое описание

Тревожным моментом на сегодняшний день является рост числа молодых людей с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, суицид, нарушение общественного порядка, хулиганство и так далее). Усилилось демонстративно – вызывающее поведение по отношению к окружающим. Все чаще стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: скинхеды, экстремисты и т.д. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………3
2. Самопознание «Я концепция»…………………………………………7
3. Понятие и типология девиантного поведения………………………11
4. Аддиктивное поведение………………………………………………17
5. Особенности самосознания алкоголика……………………………..21
6. Особенности самосознания наркомана………………………………27
7. Заключение…………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

особенности самосознания.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление 

1.Введение…………………………………………………………………3

 

2. Самопознание «Я  концепция»…………………………………………7

 

3. Понятие и типология  девиантного поведения………………………11

 

4. Аддиктивное поведение………………………………………………17

 

5. Особенности самосознания  алкоголика……………………………..21

 

6. Особенности самосознания  наркомана………………………………27

 

7. Заключение…………………………………………………………….31

 

8. Список литературы……………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Тревожным моментом на сегодняшний  день является рост числа молодых  людей с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, суицид, нарушение общественного порядка, хулиганство и так далее). Усилилось демонстративно – вызывающее поведение по отношению к окружающим. Все чаще стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: скинхеды,  экстремисты и т.д. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения общества по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Проблема отклоняющегося поведения – одна из актуальных социальных проблем. Деструктивные  процессы, затронувшие различные  общественные сферы, повлекли за собой  рост наркомании и алкоголизма не только среди взрослого населения, но и среди подрастающего поколения. И именно об этом мы хотим поговорить сегодня более подробно.

Родители, употребляя социально  приемлимые «наркотики» - сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют  установку подростков на прием наркотических веществ как «нормального» общепринятого поведения.

В последние годы принято  считать, что главным социальным злом является приобщение подростков к наркотикам, тем самым отодвигается на второй план не менее важная проблема- алкоголизм подростков. Однако, именно в связи с недостаточным вниманием общества к этому асоциальному явлению подростковый алкоголизм закрепляется и приобретает тяжелую форму психического заболевания - алкогольного психоза.

Алкоголь- сам по себе наркотик, а человек злоупотребляющий им, по сути, является наркоманом, ведь алкоголизм считается одним из видов наркомании.

Наркотиком принято  называть любое химическое соединение, воздействующее на организм. Тем не менее алкоголь и наркотики разные по химическому составу. Разница в них так же в том, что первое разрешено продавать, второе – под запретом. Но оба – и алкоголь, и наркотик – вызывают зависимость, человек быстро привыкает к ним, они меняют самосознание, меняют ценности и приоритеты,  делая сверхценностью  бутылку и дозу наркотика.

Ошибочным и опасным  является убеждение, что алкоголь и  наркотик устраняют напряжение, смягчают любые переживания и проблемы, приносят удовольствие, помогают человеку самоутвердиться, почувствовать себя увереннее, дают чувство эйфории. Возрастной порог принимающих алкоголь и наркотики достаточно широк, в среднем от 20 до 60 лет. Но в последние годы резко увеличилось число подростков употребляющих алкоголь и наркотики.

Развал союза, разрушение всех идеалов, отсутствие новых морально-этических  ориентиров внесли в души людей смуту и разрушение. Море информации рекламного характера обещающих успех в жизни любого, кто будет пить пиво, курить дорогие сигареты воспитали в подрастающем поколении другие понятия норм поведения и морали, что привело к печальным результатам.

По статистике ННЦ  Наркологии Минздравсоцразвития России в наркологических учреждениях страны зарегистрированы более четырех миллионов человек страдающих алкоголизмом, фактическая цифра намного больше более  20 миллионов человек. Наркоманов официально зарегистрированных более 700 тысяч, фактически употребляющих наркотики в России более 2,5 миллионов человек. Распространенность людей, у которых есть проблема с употреблением психоактивных веществ, в нашей стране составляет 7455 человек на 100 тысяч населения. Среди выявленных  алкоголиков – 36% тех, кому не исполнилось еще 39 лет.

От общего числа наркоманов в России по статистике – 20% – это  школьники, 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% – люди более старшего возраста. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет – к наркомании их приобщают родители-наркоманы.

Зависимость от приема наркотических препаратов – наркомания – одна из самых страшных бед в мире. Сегодня это напоминает эпидемию, которая каждую секунду забирает не одну жизнь.

Проблема наркомании во многих странах признана национальной. Она поражает все слои общества, богатых и бедных, людей успешных и неудачников. Со временем  человек перестает адекватно воспринимать мир вокруг себя, для него важно одно- получить дозу.

Наркотики и алкоголь, как уже было сказано выше, разрушая все ценности, нередко приводят к страшным последствиям как для самого употребляющего, так и для тех, кто рядом с ним. Чаще всего это семья. Довольно часто в СМИ появляется информация о преступлениях совершенных на почве алкогольного и наркотического опьянения. И что самое страшное, в этом  всеобщем хаосе страдают дети.

Таким образом, каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах,  какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп.

Исходя из всего вышесказанного актуальность проблемы не вызывает сомнений. Цель нашей работы : изучение особенности самосознания при девиантном и аддиктивном поведении на примере наркомании и алкоголизма.

Задачи:

- анализ теоретической  литературы по проблеме девиантного  поведения;

- изучить особенности самосознания при  аддиктивном поведении;

- определить влияние внешней среды на формирование самосознания;

- выводы.

Предмет изучения :

аддиктивное поведение.

Структура работы:

- введение;

-основная часть;

- заключение.

В работе использованы материалы: Асмолов А.Л., Братусь Б.С., Рубинштейн С.Л и др., а так же статьи из психологических журналов, журнал невропатологии и психиатрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ребенок далеко не сразу  осознает себя как «Я»;

                                      в течении первых лет он  сам сплошь и рядом

                                   называет себя по имени – как называют его

                                окружающие. Он сначала существует  для 

                                 самого себя скорее как объект  для других 

                         людей, чем как самостоятельный  по

          отношению  к ним субъект».

                                   С.Л. Рубинштейн.

                                     Общая психология.

2. Самосознание «Я-концепция»

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в  отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева[6], С.Л. Рубинштейна [12], И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У. Джеймса, З. Фрейда, К. Роджерса, Эриксона, Р.Бернса, В.Франкла и многих других выдающихся ученых.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт

развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами. И ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» - примерно стрех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все6 эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.[6, c 88]

Стадии развития самосознания:

1 год – открытие  «Я» концепции;

2-3 года – ребенок  начинает отделять результат своих действий от действий других и четко осознает себя как деятеля;

6-7 лет - формируется  способность оценивать себя (самооценка);

подростковый  и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование оценок влияют:

оценки окружающих и  статус в группе сверстников;

соотношение «Я - реальное» и «Я идеальное»;

оценка результатов  своей деятельности.

Компоненты самопознания по В.С. Мерлину:

сознание своей тождественности;

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих психических  свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Все элементы связаны  друг с другом функционально и  генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания:

самопознание – получение  информации о себе;

эмоционально-ценностное отношение к себе;

саморегуляция поведения.

Значения самосознания:

самосознание способствует достижению внутренней согласованности  личности, тождественности себе в  прошлом, настоящем и будущем;

определяет характер и особенности интерпретации  приобретенного опыта;

служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Таким образом подводя итоги  вышесказанного  мы пришли к выводу, что осознание субъекта самого себя в отличии от других субъектов, осознание своих мыслей, чувств, жизненно важных потребностей, мотивов и действий, это и есть самосознание. Самосознание- это продукт развития, а не изначальная данность присущая человеку. А.Г. Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “ .

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

В себе человек несет  такие функции, как ценностно-эмоциональное  отношение к жизни, получение  о себе информации и саморегуляции поведения. Самопознание является способностью достижения внутренней согласованности личности, тождественностью самому себе в прошлой жизни, настоящей и будущей. Значение самосознания заключается в определении характера.

Однако для развития целостной, самодостаточной личности необходимы благоприятные условия и любое искажение окружающего социума в котором растет и развивается субъект приводит к искажению личности в целом. В нашем случае мы рассмотрим  искажения, отклонения в поведении, которые в психологии называются – девиациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие  и типология девиантного поведения

Обычно под девиантным поведением понимают неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое часто в юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других . Следует отметить, что уже в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в профилактике девиантного поведения, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. В своей опытно-экспериментальной работе они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с подростками, в том числе с трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал ее в открытом социуме по месту работы, а А.С. Макаренко - в детской колонии.

В это же время в трудах выдающихся психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей заложена основа возрастной психологии, позволяющая понять особенности психологического развития детей и подростков на разных этапах, включая кризисные периоды развития. Проблемы педагогической запущенности учащихся исследовались специальной лабораторией в Академии педагогических наук, возглавляемой М.А. Алемаскиным, позже - Лабораторией коррекционной педагогики под руководством Г.Ф. Кумариной; над этой проблемой активно работали отдельные вузовские кафедры педагогики и психологии: в Коломне - под руководством И.П. Башкатова, в Перми - А.С. Новоселовой, в Воронеже - И.Ф. Мягкова. 

Информация о работе Особенности самосознания