Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 21:32, реферат
В процессе создания нового продукта человек сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, он используем умственную энергию своего организма.
Предмет труда включает следующие компоненты:
-сырьевые материалы;
-средства труда;
-затраты живого труда.
Введение
Труд – это деятельность, которая направлена на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Трудовая деятельность может осуществляться по принуждению или по внутреннему побуждению человека, либо по тому и другому.
Так, А. Маршалл под трудом понимал всякое умственное и физическое усилие, которое предпринимается частично или целиком с целью достижения определенного результата, при этом не считается удовлетворение получаемое непосредственно от самой проделанной работы.
В процессе создания нового продукта человек сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, он используем умственную энергию своего организма.
Предмет труда включает следующие компоненты:
-сырьевые материалы;
-средства труда;
-затраты живого труда.
В качестве результата взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда. Продукт труда – это новое вещество природы, которое приспособлено к потребностям человека.
Целью нашей работы является изучение особенностей трудовой деятельности и специфики подготовки к труду.
История развития человека и общества указывают нам на решающую роль труда в этом процессе.
В процессе эволюции труд претерпел значительные изменения. Так, человек стал выполнять более сложные операции, в процессе выполнения деятельности стали применяться все более организованные средства труда. Также человек стал ставить перед собой более высокие цели и задачи. Труд стал носить многосторонний, разнообразный и совершенный характер.
Возникли условия применения более совершенных ресурсов и средств труда. В связи с этим организация труда стала оказывать большее влияние на окружающую среду. Иногда окружающей среде стал наноситься вред. Именно поэтому на сегодняшний день столь актуальным является проблема экологии в трудовой деятельности человека [2].
На сегодняшний день совместный труд является чем-то большим, чем простая сумма затраченного человеком труда. Совместный труд – это прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Производство – это взаимодействие человека с природными материалами средствами труда, а также отношениями, в которые вступают люди.
В рамках данной работы обратим внимание на особенности современного труда:
- возрастание интеллектуального
потенциала процесса труда. Это
находит свое отражение в
- увеличивается доля
- возрастающий аспект социального процесса. На сегодняшний день факторами роста производительности труда выступают не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье и коллективе. Данная социальная сторона трудовых отношений существенным образом дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни каждого человека.
В качестве основных категорий труда выступают содержание и характер труда.
Содержание труда – это взаимодействие работника с предметами и средствами труда.
Для содержания труда характерны следующие признаки – сложность труда, профессиональная пригодность работника и степень самостоятельности работника.
Первым признаком труда является сложность. Очевидно, что труд профессора гораздо сложнее, чем труд токаря, а труд руководителя – чем труд подчиненного. Однако для обоснования меры оплаты различных видов труда необходимо их сравнение. Для того, чтобы соизмерить сложный и простой труд применяется понятие «редукция труда».
Редукция труда – это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда разной сложности. Так, в процессе развития общества происходит увеличение доли сложного труда, это объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию трудящихся [4].
Также обратим внимание на отличия сложного труда от простого:
- работник выполняет такие функции умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий.
- концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
- последовательность в принятии решений и действий;
- точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители.
- быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
- ответственность за результаты труда.
Вторым признаком содержания труда является профессиональная пригодность. Влияние профессиональной пригодности на результаты труда обуславливаются способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, правильным выбором профессии и условиями развития и отбора кадров. Важную роль в процессе профессионального отбора играют специальные методы определения профессиональной пригодности.
Степень самостоятельности работника является третьим признаком содержания труда. Степень самостоятельности работника зависит не только от внешних ограничений, но и от внутренних. Так, уменьшение ограничений при принятии решения и при повышении меры ответственности предполагает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблемы. В качестве уровня самосознания развитой личности выступает самостоятельность работника и меры ответственности за результат работы [3].
Характер труда как категория науки о труде предполагает отношения между участниками трудового процесса. Эти отношения оказывают влияние не только на отношение человека к труду, но и на производительность и результативность труда.
С точки зрения характера труда, труд может быть предпринимательским, наемным или коллективным. Для труда предпринимателя характерна высокая степень самостоятельности при принятии решений и ее осуществлении, а также высокая степень ответственности за результат труда.
Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.
Под научной организацией понимается такая организация труда, в основе которой лежат достижения науки и передовой опыт, который систематически внедряется в производство. Научная организация труда помогает наилучшим образом соединять технику и людей в производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, способствует повышению производительности труда, сохранению здоровья человека.
С помощью научного подхода к организации труда происходит соединение в процессе производства техники и людей, обеспечивается эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижается трудоемкость, растет производительность труда. Данный подход направлен на сохранение здоровья работников, а также обогащение их труда.
Важным признаком НОТ является ее направленность на решение взаимосвязанных групп задач[4]:
- экономических (экономия ресурсов, повышение качества, рост результативности);
- психофизиологических (оздоровление
производственной среды, гармонизация
психофизиологических нагрузок
на человека, снижение тяжести
и нервно-психической
- социальных (повышение разнообразия труда, его содержательности, престижности, обеспечение полноценной оплаты труда).
Развитие представлений о задачах НОТ происходит с помощью положений о ее функциях или специфических особенностях проявления научной организации труда на предприятии, а также воздействии на различные стороны производства. С помощью категории «функция» возможно конкретизировать общие задачи НОТ, в пределах каждой из них выделять особенные направления воздействия на производство и человека как субъекта. С помощью функций НОТ мы можем выявить принципиальные различия между научной и обычной организацией труда. Следует отметить, что обычная организация труда зачастую упускает важные моменты в процессе организации трудовой деятельности, это чревато различными потерями для производства.
Для реализации готовности человека к трудовой деятельности требуется формирование направленности на определенный ее вид. Решение профориентационных проблем обусловлено социальным заказом, который отражает потребность общества в специалистах определенного профиля. В соответствии с этим в обществе организуются профессиональное просвещение, профессиональная пропаганда и агитация, создаются условия наибольшего благоприятствования для овладения требуемыми специальностями.
Любое исследование в области психологии труда начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы.
Профессиограмма – это описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важной частью профессиограммы является психограмма. Психограмма – это характеристика требований, которые предъявляются профессией к психике человека [4].
Принципы профессиографии сформулировал К. К. Платонов. Это принципы комплексности и целенаправленности. Принцип социально-политической активности, который предполагает включение в каждую профессиограмму элементов профпропаганды. Следующие принципы – это принцип личностного подхода, принцип надежности, принцип дифференциации, который предусматривает различные специальности, входящие в данную профессию. И наконец, принцип типизации, который требует объединения профессий в определенные группы, и принципы перспективности и реальности [3].
В соответствии с первым из перечисленных принципов комплексный анализ предполагает наличие:
- производственной
- указания на экономическое значение профессии;
- социологической и социально-
- перечня объема знаний
и умений, которые необходимы
для успешного
- гигиенической характеристики условий труда с особым выделением так называемых «профвредностей»;
- перечня физиологических
требований, которые предъявляются
к человеку, и медицинских
Для профессионального просвещения молодежи необходимы разнообразные знания о многих профессиях. Поэтому профессиограмма, которую составляли с целью профориентации и профконсультации, отличается большой широтой содержания, доступностью изложения. К. К. Платонов рекомендует составлять ее из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей – основной и дополнительной [4].
Основная часть рассчитана на молодежь, а методическая – предназначается для мастеров педагогов. Также целесообразно обе части заканчивать списком литературы, которая рекомендуется для лучшего ознакомления с данной профессией.
Другие задачи ставятся перед профессиограммой, когда исследование организовано с целью рационализации процесса профессиональной подготовки. В данном случае специфика психограммы заключается в выявлении тех профессионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессиональным мастерством. Пути наиболее эффективного обучения специалистов отыскиваются с помощью сравнительного анализа деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. В обоих случаях выделяют характерные психологические структуры и сопоставляют их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соответствует требованиям, которые предъявляются к профессионалу с большим опытом работы. На основе подобной профессиограммы в дальнейшем намечаются мероприятия, которые направлены на рационализацию обучения [1].
Профессиограмма представляет собой обобщенную эталонную модель успешного специалиста в данной области. Однако иногда отмечается, что в профессиограмме необходимо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне.