Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:32, доклад
Психологические аспекты работы провизора.
Психологические подходы к обслуживанию клиентов аптек.
Психологические аспекты работы провизора
Фармация России – это
стратегическая отрасль, имеющая большой
интеллектуальный потенциал и одна
из активно развивающихся сфер бизнеса.
Разобраться в многообразии медицинских
препаратов через призму профессионализма
и культуру общения помогает провизор.
Это высококлассный профессионал в
области знаний о лекарственных
препаратах, который оказывает
Психологические знания и умения необходимы каждому человеку, а работникам фармацевтической отрасли особенно, так как их профессиональная деятельность предусматривает постоянные контакты в системе отношений «человек - человек».
Провизор – это профессионал в области знаний о ЛС (фармакология, фармакокинетика, фармакотерапия, фармацевтическая опека), технологий их приготовления (аптечная и заводская технологии), экономики (организация экономики фармации, менеджмент и маркетинг ЛС, фармакоэкономика), контроля качества, и, наконец, психологии.
Еще недавно о хорошем
провизоре говорили, что он должен
быть профессионально
Психологические подходы к обслуживанию клиентов аптек
Хорошо обслужить покупателя может только хороший первостольник. Он контактен, в меру общителен, внимателен к клиенту, устойчив к стрессам и все негативное воспринимает как полезный опыт. Однако этот список достоинств работника аптеки может быть легко перечеркнут его внутренними убеждениями.
К внутренним убеждениям человека относится установка на общение с окружающими. Известный американский психолог Эрик Берн утверждает, что любой человек строит свое общение с окружающими, основываясь на одной из четырех позиций:
“Я в порядке — Ты не в порядке”.
“Я не в порядке — Ты в порядке”.
“Я не в порядке — Ты не в порядке”.
“Я в порядке — Ты в порядке”.
При этом не имеет значения, ни кто твой собеседник, ни на какую тему вы с ним общаетесь. Это та самая установка на общение, которую человек дает себе сам. Нередко такая позиция выбирается раз и на всю жизнь.
Презентация товара будет успешной в том случае, если у первостольника получится придумать определенный “образ” товара, который затронет покупателя.
Для успешных продаж первостольник должен твердо выбрать для себя четвертую позицию и придерживаться ее во время общения с покупателем. Никакая другая привести к успеху не сможет. Это важно помнить, когда вы принимаете на работу нового сотрудника. Узнать одну из четырех позиций не так трудно. Достаточно некоторое время пообщаться с человеком, чтобы понять, на какой из них он стоит.
“Я в порядке — Ты не в порядке”
Минус: первостольник ставит себя выше клиента, всячески показывает свое превосходство над ним.
Плюс: сотрудник с такой установкой обычно имеет определенные карьерные цели и упорно работает для их достижения.
Сотрудник аптеки при виде клиента ловит себя на мысли, что есть покупатели и “покруче”, а амбициозный посетитель отвечает ему мыслью о том, что есть аптеки и посолиднее. В результате оба недовольны друг другом. А менее агрессивные и напористые клиенты, задавленные моральным превосходством первостольника, просто тихонечко покинут аптеку и вряд ли вернутся сюда снова.
“Я не в порядке — Ты в порядке”
Минус: первостольник чувствует себя ниже покупателя, не может общаться с ним на равных и, как правило, не может грамотно преподнести товар и подтолкнуть клиента к покупке.
Плюс: сотрудник, который считает, что покупатели и начальство лучше него все знают и могут, обычно хороший исполнитель; многим покупателям нравится, когда их превозносят.
Вечно забитый и униженный
персонал, который угодничает и стелется
перед каждым клиентом, вряд ли принесет
аптеке большую пользу. Ведь если безропотно
выполнять все прихоти
“Я не в порядке — Ты не в порядке”
Минус: полный пессимизм как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим: “Я неудачник, не смог достичь ничего большего, чем стоять за прилавком в аптеке, куда приходят больные капризные люди. Жизнь не удалась!” С сотрудниками, которые придерживаются подобной позиции, следует расставаться как можно быстрее.
“Я в порядке — Ты в порядке”
Плюс: залог конструктивного
общения, которое ведет к лояльности
клиентов и долгосрочному
Стратегия общения с покупателем во многом зависит и от того настроя, с которым покупатель пришел в аптеку. При этом мы не берем в расчет характер клиента, который также накладывает заметный отпечаток на общение с первостольником. Говоря о настрое посетителя, мы подразумеваем цели его визита в аптеку. В зависимости от них первостольник может выбирать одну из пяти стратегий.
1. Рекламная стратегия
Покупатель: есть свои сформировавшиеся представления о товаре.
Задача первостольника: выяснить эти стереотипы (представления), прорекламировать товар так, чтобы их подтвердить.
2. Коммуникативная стратегия
Покупатель: есть проблема, потребность, которую может решить первостольник.
Задача первостольника: выявить проблему, удовлетворить ее.
3. Ситуативная стратегия
Покупатель: зашел в аптеку, но толком еще сам не знает, зачем.
Задача первостольника: расположить к себе клиента, определить мотивы его визита, далее действовать по обстоятельствам. В итоге общение может закончиться покупкой или установлением доверительных отношений с посетителем с дальнейшим намеком на его лояльность.
4. Предпринимательская стратегия
Покупатель: кроме необходимого товара, хочет получить еще дополнительные выгоды (скидки, подарки).
Задача первостольника: по возможности, кроме основной, удовлетворить и “дополнительную” прихоть клиента.
5. Психотехническая стратегия
Покупатель: хочет, чтобы с ним общались на его языке.
Задача первостольника: понять, какую информацию покупатель воспринимает лучше: визуальную, звуковую или тактильную. В соответствии с этим выработать определенную линию общения: больше показывать (упаковки, буклеты с рекламой), рассказывать и слушать, давать подержать товар в руках.
Не исключено, что покупатель преследует сразу две или три цели, поэтому и стратегия поведения сотрудника аптеки должна плавно перетекать из одной в другую.
Любая из перечисленных выше
стратегий подразумевает
Обращение к покупателю — это не обязательно прямое приветствие вошедшего в аптеку, приглашением к общению может стать доброжелательная улыбка, кивок головой, показывающий ваше внимание к клиенту. Далее необходимо поинтересоваться целями, которые привели человека в ваше заведение, и начинать рассказ о необходимом товаре.
Буклеты, рекламные листовки,
пробники — все это не только
дополняет ваш словесный
Реклама — извечный двигатель торговли. Обычно при представлении товара необходимо указать информацию и о компании-производителе, можно также использовать разнообразные статистические данные, подкрепляющие сведения о продукции, обсуждаемой проблеме.
Аргументы в пользу товара необходимо подбирать в зависимости от ситуации, потребностей покупателя.
Завершение презентации не должно быть резким, подведите беседу к логическому завершению, которым может быть ответная реакция покупателя. Не исключено, что у него появятся определенные вопросы и сомнения, и, прежде чем распрощаться с собеседником, надо обязательно удовлетворить его любопытство. Идеальным завершением презентации товара является решение посетителя о покупке.
Хороший продавец хорош во всем. Но главное, что он изначально, по жизни, настроен на правильную волну общения с окружающими.
Правила общения между коллегами
Деловое общение между
коллегами – это процесс
Правила отношений между
людьми определяются этикетом. Правила
общения между коллегами –
служебным этикетом, определенного
рода сводом правил и предписаний, направленных
на улучшение служебной
Правила общения между
работниками определяются сложившейся
корпоративной культурой
Ниже приводятся некоторые стандартные правила общения коллег в организации:
Правило превалирования
дела над симпатиями и
Правило объективности. Общение не должно сводиться к навязыванию своей точки зрения и игнорированию любого с ней несоответствия.
Правило обсуждения
вопросов и проблем.
Правило принятия решений.
Решения принимаются на основе
фактов и объективной
Правило речевого и
поведенческого этикета.
Правило просьбы, приказа
и поручения. Приказ является
формой побуждения к действию,
не требующей от исполнителя
проявления инициативы, творчества
и наиболее оправдан в
Правило взаимопомощи и взаимоподдержки. Коллеги оказывают помощь членам трудового коллектива, что укрепляет личные связи внутри организации и дает уверенность в защищенности.
Специфика межличностных отношений в трудовой деятельности медицинского персонала
В системе профессиональной деятельности и деловых взаимоотношений, складывающихся в любом трудовом медицинском коллективе, следует различать два связанных между собой аспекта: психологический и моральный. Данные аспекты в сфере медицинской деятельности складывались столетиями, формировались профессиональными обществами, группами, коллективами и отдельными учеными, формулировались в виде клятв, торжественных обещаний, медицинских кодексов и др.
Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и пациента, так и медработников между собой в процессе трудовой деятельности. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное - это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.
Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, психолог, медсестра, социальный работник.
Информация о работе Психологические особенности трудовой деятельности фармацевта