Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:57, курсовая работа
Цель: изучение влияния спортивной деятельности на формирование ценностно-смысловой сферы личности.
Задачи:
1. Изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме.
2. Дать характеристику ценностно-смысловой ориентации личности.
3. Выявить особенности развития ценностно-смысловой сферы личности.
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности человека и особенности её развития
Характеристика ценностно-смысловой сферы личности………………………………………………………..
Развитие ценностно-смысловой сферы личности ……..........
Факторы, влияющие на формирование ценностно-смысловых ориентаций ….........................................................
Глава 2. Особенности ценностно-смысловой сферы личности людей, занимающихся спортом.
2.1 Описание исследования. ………………………………………
Анализ результатов………………………………………….....
Заключение……………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет психологии
Специальность – Психология
Курсовая работа по Дифференциальной психологии
Тема: «Особенности ценнностно-смысловой сферы личности человека занимающегося спортом»
Выполнил студент 4-го курса
Санкт – Петербург
2013
Содержание
Введение………………………………………………………… Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности человека и особенности её развития
Глава 2. Особенности ценностно-смысловой сферы личности людей, занимающихся спортом. 2.1 Описание исследования. ………………………………………
Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………………………………………. Приложение……………………………………………………
|
2
4 8
10
15 20 22 23 24 |
Введение
Проблема смысла в настоящее время становится особенно актуальной в нашей стране. Последние десятилетия можно назвать кризисным временем, когда ломаются старые, но еще не утвердились новые ценности и интересы людей, когда в обществе нет тех духовных ориентиров, которые помогали людям в прошлом в самые трагические страницы истории.
Особенно это актуально для современного общества. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций молодого поколения, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно-политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.
В настоящее время растущий человек находится в ситуации «размытости» и даже отсутствия нравственных ориентиров. Люди нередко задаются вопросами «Кто Я?», «Зачем Я?», «В чем смысл моего существования?» и зачастую не находят на них ответы. Это сложное положение приводит к возникновению чувства внутренней опустошенности, эмоционального вакуума.
Актуальность данной работы определяется необходимостью понимания особенностей развития ценностно-смысловой сферы личности, знания факторов, влияющих на её формирование с целью своевременной помощи в правильном выборе нравственных ориентиров.
Актуальность проблемы определила цель данного исследования.
Цель: изучение влияния спортивной деятельности на формирование ценностно-смысловой сферы личности.
Задачи:
1. Изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме.
2. Дать характеристику ценностно-
3. Выявить особенности развития
ценностно-смысловой сферы
4. Изучить влияние спортивной деятельности на формирование личности.
5. Подобрать
Предметом исследования является ценностно-смысловая сфера личности .
Объект исследования: ценностно-смысловая ориентация личности человека, занимающегося спортом.
Гипотеза исследования: занятия спортом положительно влияют на развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности человека и особенности её развития
Ценностно-смысловая сфера является центральным образованием личности, воздействуя в целом на поведение человека в каждой конкретной ситуации и определяя общую направленность его жизни, помогая человеку осмысливать свое существование и окружающие его явления, мир в целом.
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.
Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности, какие как, любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и пр., внутригрупповые ценности – политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни.
Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на материальные и духовные, которые, в свою очередь, могут быть познавательными, научными, эстетическими, художественными, моральными. B самом общем виде различия материальных и духовных ценностей заключаются в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, и поэтому их мерилом выступает практическая полезность предметов, вторые же, как правило, характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения иные. Мерой измерения познавательных и научных ценностей, например, является истина; эстетических и художественных — красота, прекрасное.
В одной из наиболее известных теорий личности американского психолога Абрахама Маслоу – теории самоактуализации – стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, выделяются две группы ценностей, которые определяются потребностями человека:
1. Высшие ценности – истина,
добро, красота, целостность, присущи
всем самоактуализирующимся
2. Низшие ценности –
А. Маслоу полагал, что существуют определенные ценности, присущие каждому человеку. «Высшие ценности существуют в самой природе человека и могут быть там найдены».
Американский психолог Милтон Рокич определяет ценности как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования»
По мнению М. Рокича ценности характеризуются следующими признаками:
1. Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.
2. Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени.
3. Ценности организованы в
4. Истоки ценностей
5. Влияние ценностей
Для нас также интересен подход Виктора Франкла. Центральным звеном его теории выступает «смысл жизни». Франкл считает, что «…важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент».
Согласно В. Франклу смысл жизни можно обнаружить тремя путями:
1. Совершая дело (подвиг)
2. Переживая ценности
3. Путем страдания.
Исходя из этого, им выделено три группы ценностей:
Первую группу составляют ценности творчества – наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем их реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность.
Вторая группа – это ценности переживания. По Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности» Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни.
Наиболее значимыми, по мнению Франкла, являются ценности отношения. «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей не может быть бессмысленным» Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, составляющим его жизнь. То есть, другими словами, только наше личное отношение к предметам или явлениям определяет их смысл. «Нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения»
В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события и т. д.) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Когда человек совершает то или иное действие, он понимает, осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. В более широком аспекте смысл — это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.
Можно определить смысл жизни и по отношению к жизненным потребностям, которые многочисленны и разнообразны, но среди которых можно выделить потребность в самореализации (более или менее индивидуальной, более или менее активной). Такая потребность называется потребностью в самовыражении, в самореализации, в проявлении своего «я». Естественно, что условия жизни — это прежде всего другие люди, поэтому потребность в понимании, в признании непосредственно связана с первой, составляет ее (более или менее) самостоятельную сторону. Содержанием жизни являются деятельность, труд, потребность в которых также становится одной из ведущих. Человек в своей жизни определенным образом соподчиняет эти (и другие) потребности, выявляет свои способы и меру их удовлетворения. Так создается смысл его жизни.
Философия трактует смысл жизни как психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления
Смысл жизни — это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл.
С одной стороны, смысл жизни выражает притязания личности, ее стремления, потребности, с другой (и это очень важно) — является подтверждением ее реальных достижений, реальной способности выражать себя в формах жизни. Поэтому смысл жизни - это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям.
Информация о работе Особенности ценнностно-смысловой сферы личности человека занимающегося спортом