Особенносты гендерной идентичности у агресивных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически и эмпирически исследовать особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ изучения проблемы формирования полоролевой идентичности личности.
Составить представление о функционировании агрессивности и влиянии на личностное развитие в подростковом возрасте.
Эмпирически изучить особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.
Проанализировать и проинтерпретировать эмпирические данные исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Теоретический анализ изучения особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков……………………………………….6
1.1. Полоролевая идентичность личности: понятие, признаки, структура…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности формирования полоролевой идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………17
1.3.Агрессия, агрессивность: понятие и структура……………………………23
1.4.Особенности агрессивного поведения у подростков……………………30
ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………35
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование особенностей полоролевой идентичности у агрессивных подростков……………………………………38
2.1. Описание процедур и методик исследования……………………………38
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных……………………………43
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Придворова Инна.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ 1. Теоретический анализ изучения особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков……………………………………….6

1.1. Полоролевая идентичность личности: понятие, признаки, структура…………………………………………………………………………6

1.2. Особенности формирования полоролевой идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………17

1.3.Агрессия, агрессивность: понятие и структура……………………………23

1.4.Особенности агрессивного поведения у подростков……………………30

ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………35

РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование особенностей полоролевой идентичности у агрессивных подростков……………………………………38

2.1. Описание  процедур и методик исследования……………………………38

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных……………………………43

ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………54

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Проблема формирования полоролевой идентичности актуальная и достаточно новая в психологии. В детстве у человека формируется самосознание, усваиваются моральные и социальные нормы. Пол это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. Подростковый возраст - очень важный период в развитии человека. В это время происходит формирование собственного Я. Подросток, пробуя, иногда ошибаясь и даже противясь внешнему миру, принятым в неё социальным и моральным нормам, пытается найти себя, свой жизненный путь, свою индивидуальность. Так же в этот период происходит формирование такого важного качества личности как полоролевая идентичность, формируются стереотипы поведения мужчины и женщины, которым подросток будет следовать в дальнейшем и которые могут в значительной степени повлиять на его общение и отношения с окружающими. Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями. В современной науке принято рассматривать полоролевую идентичность как самый стабильный базовый конструкт личности, оказывающий мощное влияние на становление социальной, этнической, профессиональной идентичности, на процессы самоопределения растущего человека в обществе. Полоролевая идентичность играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции.

Важным компонентом полоролевой  идентичности является усвоение и принятие ребенком своей половой роли. Под  половой ролью понимают систему  средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

Так как у агрессивных подростков характерно повышенный уровень  чувствительность, восприимчивость к окружающим факторам эмоциональных переживаний. Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами и характеризуется более сложным протеканием становления половой идентификации личности, важную роль играют влияния внешних факторов, стереотипов, так как в этом возрасте индивиду характерна большая чувствительность, восприимчивость к окружающим факторам. Также важную роль подростков в формировании личности играет полоролевая идентичность, влияние которой очень весомо в становлении доминантности личности в обществе. К тому же на сегодняшний день проблема взаимосвязи полоролевой идентичности и поведения является довольно мало изученной проблемой.

Цель: теоретически и эмпирически исследовать особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.

Объект: полоролевая идентичность подростков.

Предмет: особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.

Гипотеза: у агрессивных подростков полоролевая идентификация является четко сформированной, выбираемая половая роль, поведение соответствуют биологическому полу.

Задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ изучения проблемы формирования полоролевой идентичности личности.
  2. Составить представление о функционировании агрессивности и влиянии на личностное развитие в подростковом возрасте.
  3. Эмпирически изучить особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.
  4. Проанализировать и проинтерпретировать эмпирические данные исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

Методика Баса-Дарки для диагностики  агрессивности;

Метод «множественной идентификации»

методика «маскулинность – феминность»  Сандры Бем

Экспериментальная база исследования являются агрессивные подростки мужского и женского пола, на базе школы МДЦ «Артек»1-3 ступеней. Исследование проводилось среди агрессивных подростков от 14-16 года, всего 40 человек. Из них 20 – женского пола и 20 – мужского пола.

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ

 

1.1. Полоролевая идентичность личности: понятие, признаки, структура

 

В педагогической психологии достаточно глубоко и разносторонне  изучаются вопросы, касающиеся проблем  формирования полоролевой идентичности, исследуются детерминанты процесса полоролевой идентификации.

Полоролевая идентичность - одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает полоролевая идентификация. Полоролевая идентификация - это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика.

Возникновение половой  идентификации объясняется различными теориями. Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует полоролевым моделям родителя своего пола, когда не нарушается ее половая идентификация.

А. Бандура, Р. Уолтерс, Х. Биллер, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители: родители поощряют мальчиков за маскулинное поведение, и осуждают их, когда они ведут себя женственно[15]. Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над соответствующим этому полу поведением взрослых. Причем важным для ребенка оказывается не сам по себе пол того, кому подражают, а информация о том, что поведение этого человека соответствует определенному полу.

По данным Л.А Колберг теория когнитивного развития, или теория самокатегоризации, не отрицая роли подкрепления, главным все же считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Отсюда и важность для половой идентификации интеллектуального развития ребенка. Подкрепление же и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психологического пола только после того, как половая типизация уже произошла [22].

Теория социальных ролей А.Б. Игли гласит[12], что многие половые различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, делается заключение, что они разные люди.

Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей. Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное -- пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания, присущие данной культуре. Психологические конструкты «маскулинности» и «фемининности» в этой концепции соотносятся с понятиями инструментальности, что отражает способность к самоутверждению и компетентности, экспрессивности, представляющей качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность [21].

В целом на полоролевую  идентификацию влияет множество  факторов, среди которых можно  выделить: полоролевую идентификацию  детей с родителями, влияние сверстников, влияние литературных произведений, кино и телевидения. Процесс полоролевой идентификации приводит к формированию половой идентичности. Половая идентичность, т.е. осознанная принадлежность к определенному полу, согласно И. С. Кону - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания [14].

Как отмечают в своей  статье Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтас, полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

  1. половая идентичность -- понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;
  2. собственно полоролевая идентичность -- знание и усвоения ролей мужчины и женщины.

Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Вместе с тем, полоролевая идентичность - это динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия [16].

Полоролевая идентичность предполагает:

  1. осознание и принятие своего тела как тела человека определенного пола;
  2. отождествление себя с определенным полом;
  3. представления о половых ролях, закрепленных в обществе;
  4. наличие знаний об основных личностных характеристиках мужчин и женщин;
  5. положительное отношение к себе как представителю определенного пола.

Под позитивной половой идентичностью понимается такая конфигурация элементов идентичности, которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень принятия себя, людей своего и противоположного пола и адекватное выполнение полоролевых функций в социуме.

Полоролевая идентификация -- это стадиальный процесс. Как полагают Г.М. Бреслав, завершение формирования полоролевых позиций происходит лишь в юношеском возрасте [8].

Процесс полоролевой идентификации  наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации. Как отмечает И.С. Кон, до конца не ясно, по каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Осознание ребенком своей половой идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это полоролевые предпочтения, то есть, какие функции, и социальные роли индивид предпочитает выполнять в обществе.

Первичная полоролевая  идентичность складывается у ребенка  уже к полутора годам, составляя  наиболее устойчивый, стержневой элемент  его самосознания. С возрастом объем, и содержание этой идентичности меняются, причем это часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. Образ Я-девочка и Я-мальчик, в основном, складывается у детей уже к двум-трем годам. Но исследования показывают, что в условиях выбора адекватной полу ребенка картинки из ряда изображений детей и взрослых разного пола некоторые дети младшего возраста еще допускают ошибки. Можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко [17, 18].

По мнению А.Г. Хрипковой  и Д.В. Колесова, знание собственной  половой принадлежности (вернее, убежденность в определенном характере этой принадлежности) развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я. Важную роль при этом играет обучение, т.к. мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают «ты – мальчик» или «ты – девочка». Однако, не просто знание, но и убеждение, и формируется оно на основании анализа признаков собственной половой принадлежности, не являясь просто запоминанием.

В 3-4 года ребенок уже  осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его  с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными.

Информация о работе Особенносты гендерной идентичности у агресивных подростков