Осязание глухих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:59, реферат

Краткое описание

РЕЦЕПТОРЫ - это чувствительные нервные окончания. Они воспринимают действия внешних раздражителей - прикосновения, давление, вибрацию, боль, холод и тепло. Мы чувствуем, что мех мягкий, а наждачная бумага шершавая, ощущаем давление тяжелых предметов, боль от укола, жар пламени и холод воды. Рецепторы в основном находятся в коже, а также в мышцах, суставах и некоторых слизистых оболочках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Осязание у детей с нарушением слуха……………………………………..5
Двигательные ощущения у детей с дефектом слуха………………………….8
Тактильно-вибрационные ощущения и восприятия…………………………11
Осязательные ощущения………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

осязание глухих.docx

— 48.95 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………2

Осязание у детей с нарушением слуха……………………………………..5

Двигательные ощущения у детей с дефектом слуха………………………….8

Тактильно-вибрационные ощущения и восприятия…………………………11

Осязательные ощущения………………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………..15

Список литературы…………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Осязание-это способность человеческого организма снабжать мозг информацией о внешней среде. Органы осязания, которые называются рецепторами, разбросаны по всей поверхности тела.

РЕЦЕПТОРЫ - это чувствительные нервные окончания. Они воспринимают действия внешних раздражителей - прикосновения, давление, вибрацию, боль, холод и тепло. Мы чувствуем, что мех мягкий, а наждачная бумага шершавая, ощущаем давление тяжелых предметов, боль от укола, жар пламени и холод воды. Рецепторы в основном находятся в коже, а также в мышцах, суставах и некоторых слизистых оболочках.

Рецепторы, чувствительные к легким прикосновениям и слабому давлению, и находятся в верхней части дермы. Более крупные рецепторы, реагирующие на ушибы и сильное давление, разме-: щены в дерме глубже и почти все окружены капсулами. Тепло, холод и боль воспринимаются ветвящимися нервными окончаниями, которые находятся на границе между эпидермисом и дермой; они не имеют капсул. Информация от всех рецепторов в виде электрических импульсов передается по нервам в чувствительные зоны мозга. Мозг анализирует эти сигналы и строит на их основе картину окружающей нас обстановки. Например, ощущение боли предупреждает человека о возможной опасности.

ОСЯЗАНИЕ — контактное чувство. Особой чувствительностью к воздействию внешних раздражителей обладает поверхность кожи. В коже находятся тысячи рецепторов, которые мгновенно реагируют на прикосновения и посылают сигналы в головной мозг.

Одеваясь по утрам, мы вначале ощущаем одежду всей кожей. Однако очень быстро перестаем ее замечать. Эта утрата ощущения называется привыканием. Кожа привыкает к раздражению и перестает посылать нервные импульсы в мозг. Явление это играет очень важную роль: не будь привыкания, одежда продолжала бы раздражать кожу весь день.

В коже находятся различные типы чувствительных нервных окончаний - рецепторы. Они воспринимают прикосно вения, давление, боль, тепло и холод. По нервам импульсы передаются от рецепторов в мозг.

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих по развитию движений. 70% детей позже срока начинают держать голову, сидеть стоять и ходить. У 50% отмечается задержка самостоятельной ходьбы. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость, трудность сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация, неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Замедленная, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений влияет на темп деятельности в целом. Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, а его отсутствие приводит к трудностям в их формировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятия. Особенности развития речи накладывают определенный отпечаток на становление их движений, в частности, на высшие формы их регуляции, т.о. произвольная регуляция движений формируется позже. Двигательные ощущения играют большую роль в овладении глухими устной речью – они являются единственным средством самоконтроля за произношением (анализ движений артикуляционного аппарата). Осязание – сложный, иерархически организованный процесс познания, в котором сочетаются кожные и двигательные компоненты. С помощью активного осязания возможны наиболее тонкие формы предметного восприятия. Фактором, организующим фрагментарную информацию о предмете в целостный образ, являются активные движения человека. Для такого отражения необходимо последовательное обследование признаков предмета с последующим синтезированием их в образ предмета. С помощью осязания человек может определить форму предметов, их плотность, протяженность и вес, получить представление о качественных особенностях поверхности. У детей с нарушениями слуха наблюдается значительное отставание в развитии осязания, особенно в развитии его сложных форм. Глухие дети 7-8-летнего возраста испытывают затруднения в узнавании предметов посредством осязания при выключенном зрении. Это говорит об отставании в развитии осязания как самостоятельного познавательного процесса. При выключенном зрении лучше всего распознаются объемные объекты. Плоские контурные изображения почти не распознаются глухими детьми младшего школьного возраста. Особенно отчетливо различия между глухими и слышащими выступают в случаях, когда распознавание объектов требует мыслительных операций. Глухие дети обычно не пытаются найти дополнительные признаки, специфические для данного объекта и т.о. проверить правильность своего распознавания. Различия между слышащими и глухими детьми уменьшаются только к старшему школьному возрасту. При выключенном зрении осязание нуждается в активном привлечении прошлого опыта, в сопоставлении полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о предметах в правильной организации процесса обследования. Недостаточное развитие мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказываются на развитии осязания. У глухих детей наблюдается асинхрония, что проявляется в недоразвитии двигательной чувствительности и осязания при более высоком уровне развития зрительного восприятия и вибрационной чувствительности. 

 
Осязание у детей с нарушениями слуха

 

 Осязание состоит из  собственно тактильных, кожно-температурных, кожно-болевых и мышечно-суставных  ощущений. Выделяют две формы  осязания: активную и пассивную. Тактильное ощущение и есть  пассивное осязание. При активном  осязании всегда участвует мышечное  чувство, поэтому говорят о тактильно-кинестетической  чувствительности.

Исходная теоретическая проблема анализа образных форм психической репрезентации может быть сформулирована следующим образом: "Как физика мира представлена в психике человека?" И именно анализ осязания должен раскрыть механизм этой сложнейшей проекции. Почему? Ни мышление, ни интеллект, ни вторичные образы представления, а также ни обоняние, ни зрение, ни вкусовая и слуховая чувствительность не отражают предметный мир, не отражают физику объекта в том прямом и непосредственном виде, как это происходит при осязании. Никакая другая модальность не может «снять» такие характеристики, как твердость, прочность, пластичность (разная степень деформации тела), проницаемость (скважность), упругость, гладкость - шероховатость и т.д. Никакая другая модальность, кроме осязания, не специализирована для отражения собственно физических характеристик предметного мира. Зрение строит геометрический гештальт, слух - хронометрический гештальт, вкус и обоняние являются сенсорными уровнями психического отражения. Только осязание строит физический гештальт. Тактильное ощущение, и, тем более, осязательный образ возникают как результат соприкосновения наружного покрова тела с поверхностью предметов внешнего мира, как при движении внешнего тела, так и при движении рецепторного участка по поверхности объекта. Условием ощущения является движение, и моторика неразрывна связана с тактильной чувствительностью. Материальным механизмом тактильно - кинестетической чувствительности являются кожно-гальванические анализаторы. Осязательные ощущения дают человеку знания о свойствах предмета, которые отражаются в разновидностях таких ощущений, как прикосновения и давления. При расстройствах кожной чувствительности человек перестает воспринимать ту или иную часть своего тела как тсобственную.

Тактильно-кинестетическая чувствительность участвует в координации частей тела между собой и дает осознание целостности физического "Я". Подтверждением особой роли тактильно - кинестетической чувствительности в формировании образа «физического Я» человека служит феномен фантомных конечностей. После ампутации руки или ноги человек может продолжать чувствовать конечность: ощущать в ней боль, считать, что в состоянии двигать ею, и, даже забывая, что она удалена, пытаться ею пользоваться. У взрослых почти всегда при ампутации наблюдается «фантом конечности». Иногда описанные ощущения проходят быстро, иногда сохраняются на всю жизнь. Часто характер их меняется. Например, фантомная рука может постепенно сокращаться до размеров культи, так, что в конечном счете, она ощущается как маленькая рука. «Если ампутированный подходит вплотную к стене, ему кажется, что фантомная рука проходит через стену, то есть для него перестает действовать закон непроницаемости вещества» (D.Katz, 1950).

 М.Л.Симмел провела исследования этого феномена. Ее основная гипотеза состояла в том, что фантом представляет собой инерционное действие сформированной ранее «схемы тела». Это означает, что могут возникать фантомы только тех частей тела, которые человек имел время освоить. В связи с этим возник вопрос: «Бывают ли фантомы тех частей тела, которые отсутствовали у человека со дня рождения?» Ответ оказался отрицательным. Однако из этого факта не следует, что в процесс овладения «схемой тела» включено обучение в обычном смысле слова. Может быть, фантом возникает при ампутации конечности, которую человек имел хотя бы очень непродолжительное время после рождения? Симмел предположила, что это не так, что только длительное пользование рукой, накопление ее двигательного и осязательного опыта создают достаточно прочную схему, которая сохраняется и после ампутации. Из этого предположения следовало, что чем старше человек к моменту ампутации, тем вероятнее фантом. В результате тщательных опросов ампутированных Симмел показала закономерное увеличение частоты фантома с возрастом. Начиная с 9 лет ампутация всегда ведет к возникновению фантома. Отмечая, что перцептивное и познавательное развитие у детей обнаруживает ту же зависимость от возраста, Симмел делает вывод, что овладение «схемой тела» является частным случаем относительно сложного процесса научения. [15]

Есть и другая группа факторов, подтверждающая связь фантома с процессом формирования «схемы тела». Работая с прокаженными, Симмел обнаружила, что фантом не возникает, если части тела (преимущественно пальцы рук и ног) постепенно разрушаются. Такой процесс у прокаженных идет очень медленно, часто растягивается на 10 и более лет и не сопровождается болью. Однако когда остатки зараженных пальцев ампутируются, фантом возникает почти всегда. Симмел объясняет это следующим образом: «В процессе разрушения схема продолжает соответствовать физической реальности благодаря постепенным изменениям, которые она претерпевает вместе с изменениями тела. При ампутации же физическое изменение организма происходит так быстро, что схема не успевает измениться, и сохранность ее порождает фантом». (Цит.по 10)

Помимо того, что тактильно-кинестетическая чувствительность обеспечивает построение образа «физического Я» человека, эта модальность является онтогенетически ранней по сравнению с другими. Можно сказать, что через прикосновение складывается первый опыт знакомства с миром.

По мнению Л.М.Веккера, анализ тактильно-кинестетической чувствительности должен позволить выстроить всю иерархию уровней психики. Потенциал психического развития человека, в том числе и его ментальные способности, исходно содержится внутри этой модальности. Она пронизывает все уровни психики, известным образом модифицируясь на каждом уровне. Можно даже считать, что преобразования, происходящие в зазоре перевода с языка пространственно-временных координаций образов на язык логико-лингвистических структур, включают в себя мышечный компонент, так как движение невозможно без усилия, а условием усилия является моторика. Суть любого преобразования, которое проявляется в движении, - это ограничение излишнего количества степеней свободы. В этом и состоит, собственно, координация движения. Мышление, как движение мысли от осознания проблемной ситуации к инсайту, тоже строится с учетом ограничений, дифференцирующих реальность от фантасмагории. В этом смысле можно говорить о моторных корнях мышления.

 

Двигательные ощущения у детей с дефектом слуха

 

 Двигательные ощущения. Кинестетические и статические  ощущения.

При потере слуха возрастает значение кинестетической чувствительности, так как она в известных пределах может заменить слух. Однако сама по себе потеря слуха создает более сложные условия для развития кинестетической чувствительности, чем это имеет место у детей с сохранным слухом. Связь кинестетических ощущений со слуховыми способствует выделению, осознанию и дифференцированию кинестетических ощущений. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений. Еле слышный звук или его отсутствие свидетельствуют о правильности совершенного движения. Звуки, возникающие в результате движения, характеризуют само движение. Ориентируясь на них, человек корригирует правильность своих движений, все более приспосабливая их к свойствам тех предметов, с которыми он действует. Вместе с тем выделяется и закрепляется комплекс двигательных ощущений, возникающих при данном движении, - ощущения определенного мышечного усилия, размаха и скорости движения. В дальнейшем правильное выполнение движения становится возможным при опоре на кинестетические ощущения.

Глухие дети лишены слухового контроля за качеством своих движений. У них даже в школьном возрасте выполнение обычных бытовых действий может включать в себя движения, сопровождающиеся звуками, неприятными для окружающих. Часто они производят излишний шум, когда переставляют или передвигают предметы, топают при ходьбе, стучат крышками парт, резко ударяют ложками по тарелке и т.д. Выработка размеренных, плавных движений сопряжена у них с трудностями.

Не меньшие сложности возникают у глухих детей при задаче овладеть ритмическими движениями, составляющими основу многих двигательных навыков. Овладение ритмом движений у людей с нормальным слухом в значительной степени происходит с помощью слухового аппарата. Затем при постепенной отработке навыков слуховой анализ ритма движений заменяется кинестетическим.

Таким образом, при выработке плавных, размеренных и ритмических движений у людей с нормальным слухом сначала большую роль играет слуховой контроль, потом он постепенно заменяется кинестетическим.

У глухих детей компенсация отсутствующего слухового контроля должна совершаться за счет увеличения роли зрительных, тактильно-вибрационных и кинестетических восприятий. Но чтобы этого достигнуть, необходимо специально заботиться о развитии у глухих детей кинестетического контроля за качеством своих движений.

Есть основания думать, что кинестетический контроль у глухих детей не всегда достаточно развивается, и это является одной из причин замедленности движений у глухих детей, доказанной рядом исследований (Ж.И. Шиф, 1957; А.П. Гозова, 1961; А.О. Костанян, 1963). Кроме этого, не овладев умением контролировать свои движения на основе кинестетических ощущений и восприятий, глухие дети очень затрудняются при отработке четких, плавных и размеренных движений.

Для развития кинестетического контроля очень важно, чтобы дети научились произвольно в большей или меньшей степени напрягать свои мышцы и расслаблять их, чтобы приобрести умение регулировать степень мышечного напряжения. Дети должны научиться осознавать возникающие при этом ощущения мышечного усилия.

Формирование кинестетического контроля необходимо при овладении различными двигательными навыками (бытовыми, физической культуры, трудовыми). Только зрительное восприятие новых, например трудовых, движений учителя и своих собственных движений не может обеспечить правильного их выполнения. Необходимо осознать, "прочувствовать" их еще и кинестетически. Как показывают исследования (П.А. Рудик, 1958), часто наблюдаются случаи, когда движение учителя, воспринимаемое зрительно, ассоциируется с собственными привычными движениями, сходными с воспринимаемыми. В результате получается так, что учащийся повторяет не то движение, которое было ему показано, а то, к которому он привык.

Поэтому часто оказывается необходимым вызвать у учащегося правильное движение, что достигается активным вмешательством учителя. Например, учитель помогает учащемуся сделать требуемый наклон, берет руку ученика и отводит ее до определенного предела, чем придает движению требующийся размах. Затем очень важно, чтобы учащийся осознал, какое движение он выполнил, и запомнил бы те кинестетические ощущения, которые он испытывал при его выполнении. Образовавшееся кинестетическое представление о движении будет обеспечивать в дальнейшем точность его воспроизведения.

В связи с тем что для развития кинестетических ощущений и восприятий большое значение имеет осмысливание совершаемых движений, выраженное в словесной речи, нужно учить детей анализировать свои движения и обозначать их словесно.

Так, например, на уроках физкультуры дети должны приучиться понимать и считывать с губ такие указания, как руки вперед, вверх, вниз, назад, присесть, бежать, быстро, медленно, расслабить мышцы рук, напрячь мышцы ног и многие другие, подобные этим. На уроках следует сочетать наглядный показ со словесной речью, причем необходимо, чтобы знакомые движения выполнялись без наглядного показа, только по словесным указаниям. Значение кинестетического контроля очень велико при овладении произносительными навыками устной речи. Особую роль он выполняет при компенсации поврежденного вестибулярного анализатора у глухих.

 

Тактильно-вибрационные ощущения и восприятия

 

Роль тактильно-вибрационной чувствительности очень велика у людей с полной потерей слуха.

Ученые: О.И. Скороходова, И.М. Соловьев, И.А. Михаленкова, А.П. Гозова, С.С. Маркарян, М.Г. Абрамова., А.В. Ярмоленко, Н.П. Парамонова, В.М. Соколова, Л.И. Переслени отмечали это в своих работах.

Информация о работе Осязание глухих