Отношение беременных женщин к суевериям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование отношения беременных женщин к различным суевериям и мифам о беременности.
Объектом исследования является эмоциональная сфера беременных женщин
Предметом исследования является отношение беременных женщин к суевериям и мифам

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвященных психологическим особенностям женщин во время беременности…………………………………………………………5
1.1 Психофизиологические особенности беременности………………………………..5
1.2 Эмоциональная сфера беременной женщины………………………………………12
1.3 Определение понятий суеверие и миф……………………………………………....13
1.4 Наиболее распространённые мифы и суеверия связанные с беременностью…….19
Глава 2. Эмпирическое исследование…………………..…………….............................27
2.1 Организация исследования…………………………………………………………...27
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………………....36
Список литературы………………………………………...................................................38
Приложение А……………………………………………………………………………...40
Приложение Б……………………………………………………………………………...42
Приложение В……………………………………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 312.30 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ  ГОСУДАТСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  А.С. ПУШКИНА»

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

Курсовая  работа на тему:

«ОТНОШНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К СУЕВЕРИЯМ»

 

 

 

Житникович Яна Валерьевна,

Студентка 3 курса (35 группа)

 

Малейчук  Геннадий Иванович,

кандидат  психологических наук, доцент

 

 

 

Брест 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвященных психологическим особенностям женщин во время беременности…………………………………………………………5

1.1 Психофизиологические  особенности беременности………………………………..5

1.2 Эмоциональная сфера  беременной женщины………………………………………12

1.3 Определение понятий  суеверие и миф……………………………………………....13

1.4 Наиболее распространённые  мифы и суеверия связанные с беременностью…….19

Глава 2.  Эмпирическое исследование…………………..…………….............................27

2.1 Организация исследования…………………………………………………………...27

2.2 Анализ результатов  исследования……………………………………………………29

Заключение………………………………………………………………………………....36

Список литературы………………………………………...................................................38

Приложение А……………………………………………………………………………...40

Приложение Б……………………………………………………………………………...42

Приложение В……………………………………………………………………………..43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тайна зарождения и появления на свет новой жизни привлекала и волновала человечество издревле и всегда была окутана пеленой различных суеверий, предрассудков, поверий и примет. Многие из них, абсолютно нелепые на первый взгляд, находят вполне рациональное объяснение с позиции современной медицины. Хотя примет, не имеющих под собой никакого рационального основания, тоже немало. И даже в наш век высоких технологий и повальной компьютеризации многие женщины продолжают верить в самые абсурдные, с точки зрения здравого смысла, утверждения. Вероятно это связанно с тем, что беременность  совершенно особый период в жизни каждой женщины, возникает масса вопросов, сомнений, волнений. Все ли в порядке, нормальны ли происходящие в организме изменения, каким образом себя вести, чтобы не навредить будущему малышу. За советом женщины обычно обращаются к более опытным подругам, к матери, к другим женщинам. Но, к сожалению, помимо действительно полезных рекомендаций и моральной поддержки, они нередко получают массу ненужной и даже вредной информации.

Есть немало людей, которые верят во всякого рода "народные приметы", и это не причиняет им особого вреда. Но во время беременности женщине стоит пересмотреть свое отношение к суевериям — и ради собственного спокойствия, и ради здоровья будущего малыша.

В настоящее время тема суеверий и предрассудков  во время  беременности является очень важной, но в тоже время представлена не очень полно. Исследованиями эмоционально фона беременных женщин занимались такие  авторы как (И.В.Добряков, И.Б.Каплун, В.В.Абрамченко, Ж.В. Завьялова, С.Ю. Брутман, М.С. Радионова, В.А. Вагнер, Н.А. Тих, Г.Г.Филиппова). А также в работах ряда зарубежных авторов (Л. Стоун, Л. Де Маус, Э. Шортер, Д. Полок, Ф. Арьес, Дж. КаганЭ. Бадинтер, Л. Перну), но их практические разработки и рекомендации скорее подходят для нужд европейских стран. А отношение беременных женщин к суевериям и мифам связанным с беременностью не исследовалось вообще, поэтому мы считаем актуальным  рассмотрение данной темы.

Целью данной работы является исследование отношения  беременных женщин к различным суевериям  и мифам о беременности.

Объектом исследования является   эмоциональная сфера беременных женщин

Предметом исследования является отношение беременных женщин к суевериям  и мифам 

 

 

Задачи исследования:

  • Анализ литературы посвященной изучению психофизиологических и эмоциональных изменений женщин во время беременности.
  • Анализ основных предрассудков, суеверий и мифов связанных с беременностью.
  • Проведение эмпирического исследования на выявление отношения беременных женщин к мифам и суевериям связанным с беременностью
  • Анализ результатов исследования

Методы исследования: теоеретический анализ и эксперементально-психологические  методы

Методики:

  • анкета-опросник
  • анкета «Исследование причин суеверия»
  • беседа
  • контент-анализ

Практическая ценность данной работы заключается в том, что она будетполезна для медицинского персонала женских консультаций, а также для медицинских психологов, работающих с беременными женщинами. И конечно же в первую очередь для самих беременных женщин и для их родственников.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОСВЯЩЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ  ОСОБЕННОСТЯМ ЖЕНЩИН ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

1.1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН ВО ВРЕМЯ  БЕРЕМЕННОСТИ

Материнство — одна из важнейших  и желанных функций женщины. Еще  Ф. Ницше говорил о том, что  основное предназначение слабого пола состоит в деторождении и воспитании потомства.

Беременность – это физиологический  процесс, во время которого в организме  женщины из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод, способный к  вне утробной жизни. Нормально протекающая  беременность длиться от 266 до 294 дней (т.е. 40 недель или 10 акушерских месяцев), считая от первого дня последней  менструации до родов [7, С. 360].

В организме беременной женщины  происходит целый ряд изменений, способствующих правильному развитию зародыша и плода, подготовке к родам  и кормлению новорожденного. Возникновение  и течение разнообразных физиологических  процессов, связанных с беременностью, регулируются нервной и эндокринной  системами.

Беременность отражается на функционировании всех систем материнского организма: эндокринной, нервной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, иммунной, мочевыделительной, половой; изменяется и состояние кожи, волос и ногтей.

Гормоны, выделяемые плацентой  во время беременности, вызывают в  организме матери многочисленные физиологические  изменения, которые обеспечивают правильное развитие плода, подготавливают организм к предстоящим родам и кормлению.

Беременность — это  психофизиологический процесс. Уже  накануне принятия решения о зачатии  и на протяжении девяти месяцев происходят большие изменения не только в  соматике, но и в психике женщины. Надо помочь женщине избавиться или  погасить отрицательные психические  проявления и усилить положительные [9, С. 331].

Известно, что беременность может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на физическое и психическое состояние женщины. Еще с древности отмечалось благотворное влияние беременности на женщин с  невротическими расстройствами. Выраженность последних во время беременности значительно уменьшается или  они полностью исчезают. Особенно это относится к истерическим нарушениям. Известно мнение на этот счет Гиппократа: «Истерическим девушкам я предписываю замужество, чтобы  они излечились беременностью»[1, С. 85], Однако при эндогенных психических  заболеваниях (шизофрения, активные  расстройства) беременность нередко  способствует манифестации  или  обострению психических нарушений.  В случае неполноценности эндокринно-диэнцефальной системы вследствие вредностей, имевших место в перинатальный период, перенесенных травм инфекционных заболеваний и др. беременность может вызвать декомпенсацию, как со стороны соматической сферы, так и со стороны психики, что чаще всего проявляется психотическими или психопатоподобными  расстройствами. Влияние психического состояния  беременной на ее самочувствие может проявляться по-разному. Известно, что у женщин, не желающих иметь ребенка, чаще наблюдаются явления токсикоза беременности, чем у женщин, для которых беременность является желанной [7, с.362].

Психический аппарат, как  понимал его З. Фрейд, это, прежде всего, особая структура, внутренний склад  психики, в котором можно условно  выделить ряд различных систем, упорядочивающих  возбуждение определенным образом. Функция психического аппарата заключается  в том, что бы сохранять внутреннюю энергию организма. Это достигается  за счет того, что происходит разрядка имеющейся энергии, а так же избегание  всего, что могло бы усилить возбуждение  и вызвать защитную реакцию. В  результате различные проявления психической  жизни это ничто иное  как  попытки сохранить или восстановить эту энергию. Следует отметить, что  психика женщины, на момент зачатия, находится в определенном «привычном»  для нее возбуждении. Психический  аппарат гасит нежелательные  всплески, вытесняя «лишнюю» энергию  поступающую как изнутри, так  и извне.

Сторонники психоаналитического  фрейдистского   направления, такие, например, как Адлер в соответствии со своей концепцией "символического языка  органов",  неукротимую  рвоту беременных рассматривают  как  «подсознательный отказ» от беременности и нежелание иметь ребенка. Убийство матерью своего новорожденного ребенка  трактуется ими как «проявление  незавершенного самоубийства» или  «идентификация ребенка с матерью». В психиатрической литературе XIX века много внимания уделялось случаям  убийств «незаконнорожденных». Французами были описаны родовые психозы, когда  у женщины после родов возникало  тяжелое состояние возбуждения  и ненависть к ребенку —  источнику ее мучений [22].

Безусловно, на отношение  женщин к беременности и состояния  во время таковой оказывают влияние  различные факторы: социальные, психологические, морально-этические, экономические  и др. Так же  зависит и от особенностей личности женщины. Несмотря на то, что в современном обществе отношение к беременной женщине  не определяется тем, состоит она  в браке или нет, и закон  охраняет все права беременной и  матери-одиночки, все же предрассудки и старые взгляды на незаконнорожденность живучи. Встреча с подобными взглядами  у родственников и других значимых для беременной женщины лиц может  явиться источником психической  травмы. Рождение ребенка вне брака, беременность от нелюбимого мужа или  у замужней женщины - от любимого человека, с которым в силу каких-то обстоятельств она не может связать жизнь, вызывают у женщины сложные психологические переживания, способные в дальнейшем привести к психическому срыву. Обращаясь к врачу, беременная женщина ищет у него поддержки в решении вопросов, связанных с моралью, социальным положением и этическими принципами [6, c.12]

Женщины, которые не желают рождения ребенка или хотят скрыть от окружающих факт его появления  на свет, могут диссимулировать беременность, прибегая для этого ко всякого  рода ухищрениям. В беседе с врачом они часто неискренни, игнорируют посещения врача и его рекомендации.

У душевнобольных, а также  личностей с выраженным инфантилизмом  или сниженным интеллектом можно  наблюдать случаи полного игнорирования  беременности, когда они не замечают ее явных, признаков и попадают к  врачу гинекологу на поздних сроках или в момент начала родов [17].

У женщин, страдающих бесплодием или состоящих в браке с  человеком, который не способен к  зачатию, страстное желание иметь  ребенка иногда может приводить  к другому типу психогенного расстройства – ложной беременности. У женщин с подобными расстройствами наблюдается увеличение живота, прекращаются менструации, могут появиться  даже характерные для беременной полосы на животе и выделения из груди. Психогенно могут возникнуть изменения положения диафрагмы, ее движений, тонуса мышц живота. Обычно присоединяется  метеоризм, в результате  которого увеличивается живот. Уменьшение  числа случаев ложной — беременности   в последние годы связано с ослаблением давления на женщину морально-этических и религиозных факторов, а также распространением методов искусственного  оплодотворения, суррогатной матери и некоторых других [9, c. 328].

Все данные, касающиеся физиологических  и психологических изменений  в период беременности, мы собрали  и представили в виде таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ А) «Динамика поэтапного развития беременности». Данная форма  представленной информации удобна для  работы психологического и медицинского персонала, сопровождающего протекание  беременности.

Беременность — это  психофизиологический процесс. Уже  накануне принятия решения о зачатии  и на протяжении девяти месяцев происходят большие изменения не только в  соматике, но и в психике женщины. Надо помочь женщине избавиться или  погасить отрицательные психические  проявления и усилить положительные [9, С. 331].

 

1.2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА  БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

 

Во время беременности у женщины изменяются ощущения, чувства  и настроения. Ей кажется, что мир  вокруг нее изменился из-за перемен, происходящих с ней самой. Изменение  психического состояния женщины  при нормальной беременности возникает  под влиянием изменений, происходящих в ее нервной и эндокринной  системах, регулирующих беременность.  
           Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, как кризис развития, характеризуемый глубокими психологическими и соматическими изменениями. Филиппова Г.Г. определяет беременность как острый переходный период, сопровождающийся кризисными переживаниями, которые существенно перестраивают сознание женщины и её взаимоотношение с миром. Особенно стрессовой Г.Г. Филиппова считает первую беременность. Она является критической точкой в развитии женской идентичности, переход к которой способствует внутренней и внешней интегрированности и обретению нового социального статуса [11, с.22-37].

Информация о работе Отношение беременных женщин к суевериям