Отчет по педагогической практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 02:39, отчет по практике

Краткое описание

Характеристика детского дошкольного учреждения

Детский сад комбинированного вида №112 «Родничок» расположен по адресу: город Рыбинск ул. Моторостроителей 22а.

Дошкольное учреждение располагается в отдельном здании, имеет 14 групп с полным комплексом вспомогательных помещений, участками для прогулок. Оборудован медицинский кабинет, физкультурный, музыкальный залы, кабинеты логопеда и психолога, бассейн.

С детьми занимаются квалифицированные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель, учителя дополнительного образования по хореографии, медицинский персонал.

Детский сад № 112 работает по программе:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой), задачи которой:

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Копия практика лене.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Отчет по практике

Практической  работы психолога

 

Место проведения практики:

Детский сад комбинированного вида № 112 город  Рыбинск

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий детского сада № 112 __________________

Педагог-психолог __________________

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

Характеристика детского дошкольного  учреждения

Детский сад комбинированного вида №112 «Родничок» расположен по адресу:  город Рыбинск ул. Моторостроителей 22а.

Дошкольное учреждение располагается  в отдельном здании, имеет 14 групп  с полным комплексом вспомогательных  помещений, участками для прогулок. Оборудован медицинский кабинет, физкультурный, музыкальный залы, кабинеты логопеда и психолога, бассейн.

С детьми занимаются квалифицированные  специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель, учителя  дополнительного образования по хореографии, медицинский персонал.

Детский сад № 112 работает по программе:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией  М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой), задачи которой:

  • Охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие.
  • Всестороннее гармоничное воспитание и развитие детей.
  • Воспитание патриотических и интернациональных чувств.
  • Формирование у детей интереса к труду и потребности в трудовой деятельности.
  • Формирование нравственных чувств, навыков культуры поведения.
  • Воспитание любви к прекрасному, обогащение духовного мира.

Работа психолога детского сада № 112 направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

 Педагог-психолог детского сада № 112:

  • проводит психологическую диагностику;
  • определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников;
  • выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
  • участвует в планировании, разработке развивающих и коррекционных программ;
  • содействует развитию творчески одаренных воспитанников;
  • формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

Психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

От психолога требуется создать  благоприятный для развития ребенка  климат в детском саду, а также  необходимо оказывать своевременную  психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям и специалистам.

Педагог-психолог детского сада №112 в своей работе руководствуется должностной инструкцией.

Документы кабинета психолога:

  • Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования.
  • Функциональные обязанности и задачи психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные заведующей.
  • График работы психолога, утверждается заведующей МДОУ.
  • Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей МДОУ.
  • Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.
  • Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.
  • Журналы учета работы психолога.
  • Психологические карты и диагностические протоколы обследованных групп и воспитанников детского сада.
  • Материалы выступлений на собраниях, семинарах, отчеты психолога и т.д.

На мой взгляд, существующие в  детском саду формы документации, достаточно удачны. Способствуют помощи в планировании работы, контролю над  работой психолога и, в тоже время, не отнимают большую часть времени, давая возможность психологу  осуществлять практическую деятельность.

Диагностика развития детей дошкольного  возраста призвана помогать педагогам  и родителям правильно строить с ним педагогическое общение.

Обычно запрос на проведение диагностики  поступает от воспитателя группы, специалистов детского сада. Родители в большей части интересуются готовностью ребенка к поступлению  в школу.

Психолог, в частности, осуществляет:

проведение дифференциальной диагностики  различных отклонений в психическом  развитии (совместно со специалистами  соответствующего профиля);

проведение психологической диагностики  на определение психологической  готовности к школе.

Психолог детского сада № 112 обычно последовательно использует такие виды диагностик, как скрининговая диагностика, которая проводится с группой детей и направлена на выделение детей «группы риска». Углубленная психологическая диагностика проводится индивидуально или в малых группах с детьми, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, то есть в специальной психологической помощи.

Дважды в год: в начале учебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое исследование готовности к школьному  обучению детей 6-7 лет, посещающих детский сад № 112 по методикам Ю.З.Гильбух, А.Н.Корнева, А.Л.Венгер, А.М.Игнатенко, Г.А.Урунтаевой, С.Г.Якобсон, А.И.Захарова, Р.Тэммл и др.

Результаты итоговых диагностик по определению готовности к школьному  обучению выпускников детского сада заносятся в диагностические  карты и передаются в школу, которую начинает посещать ребенок.

Применяется система психологических  рисуночных тестов для составления  на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование « Мое настроение», «Страхи» и пр.), социометрические игры «Секрет» (Урунтаева Г.А.), «Два дома»  в группах дошкольного возраста.

Психолог детского сада № 112 осуществляет следующую консультативную работу: повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.

Консультирование воспитателей по результатам готовности детей к  школе и индивидуальные рекомендации помогают оказать поддержку и  внимание детям.

В старших и подготовительных группах  индивидуально на каждого ребенка  заполняется карты «индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно-развивающей работы.

Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного  развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному  обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Детский онанизм», «Половое воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе».

В каждой группе создана папка - «Психолог  – родителям», с тематическими  консультациями. В частности, для родителей предлагаются несложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).

Система игр, с которой знакомятся родители, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических  качеств, и помогают развить их. Здесь  еще не существует жестких норм для  каждой игры, например, выполнить это  задание с первого раза или  с пятого, воспользоваться помощью  взрослого один раз или несколько.

Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детей осуществляется включение в работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

Кабинет психолога детского сада № 112 оснащен различным методическим инструментарием.

Технические средства: музыкальный центр с набором  аудиодисков.

Мебель: рабочий стол психолога, шкаф для пособий, шкаф для техники, рабочие  места детей, журнальный столик, 2 кресла и диван, стулья.

Дополнительные средства: аквариум, сухой бассейн.

Методические материалы:

  • практические материалы для психологической работы в ДОУ;
  • набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей;
  • набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.п.);
  • библиотека практического психолога;
  • набор материалов и методик для профилактической, диагностической и коррекционной работ;
  • раздаточный материал для детей, родителей и воспитателей, родителей, участников групп социально-психологического тренинга и для других групповых занятий, которые используются в игротерапии или сказкотерапии;
  • набор игрушек и настольных игр (мячи, игрушки, детские поделки, куклы, пирамидки, кубики, лото, домино, строительные и другие материалы).

Таким образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям и материально-технической  оснащенности кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной  задачи: созданию условий для обеспечения  психического здоровья детей.

Психолог детского сада № 112 в основном использует специфическую форму  реагирования на запрос. Психолог осуществляет подбор диагностических процедур в строгом соответствии с полученным запросом. Например, при жалобах на плохую успеваемость в первую очередь анализируется развитие познавательных процессов, и только в том случае, если подобная диагностика не выявляет причины неуспеваемости, рассматриваются другие параметры. В соответствии с результатами диагностики строится и коррекционная работа.

Но в определенных случаях, психолог применяет неспецифическую форму  реагирования на запрос - в ответ на запрос (но вне зависимости от его содержания) психолог использует ряд психодиагностических методов в виде некоторого стандартного набора. Это позволяет, наряду с видимыми трудностями, выделить некоторые скрытые дефекты личностного развития ребенка. Основная цель такой диагностической работы — создание общей картины уровня психического развития школьника и с этой позиции проведение верификации, а возможно, и реинтерпретации запроса. Результаты такой многосторонней и подробной диагностики дают возможность наметить пути коррекционной и развивающей работы с ребенком как для самого психолога, так и для родителей, воспитетелей и других специалистов.

     Разумеется, встречаются и разного рода промежуточные варианты, включающие элементы обеих стратегий. 

Для сбора информации психолог использует такие методы как анкетирование, изучение карт, документов, собеседование.

Развивающая и психокоррекционная работа проводится с детьми, она направлена на активное воздействие на личность и индивидуальность ребенка.

По результатам первичной диагностики  совместно с воспитателями и  родителями проводится работа по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления, произвольности, речи.

Для детей подготовительной группы проводятся занятия по программе  А.Л.Сиротюк «Развитие интеллекта дошкольника через кинезиологический  комплекс» с целью синхронизации  работы полушарий головного мозга, развития способностей, памяти, внимания, речи, мышления.

Большой раздел работы посвящен проблемам  общения. На занятиях проигрываются  различные ситуации отношений между  детьми, между взрослым и ребенком.

Проводятся занятия с детьми старшего дошкольного возраста направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных  навыков, сплочения группы по программе  А.Ивашовой «Сотрудничество», по программе  «Общение». Цель занятий – научить  ребенка осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное  состояния других людей, знакомит с  системой органов чувств человека, развивает коммуникативные способности  детей, обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения, знакомит с такими понятиями как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения, позволяя лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Информация о работе Отчет по педагогической практике