Отчет по практике на ГАОУ СПО «Бугульминский машиностроительный техникум»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:06, отчет по практике

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности базовых убеждений личности студентов техникума.
Гипотеза исследования: базовые убеждения личности являются отражением психологической безопасности образовательной среды учебного учреждения - ведущего компонента, влияющего на психическое здоровье субъектов учебно-воспитательного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

практика 1 2013.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство образования Российской Федерации

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Бугульминский филиал

 

 

Факультет психологии

Кафедра «Педагогика и психология»

Специальность «Педагогика и психология»

 

ОТЧЕТ

(по педагогической практике)

 

 

Исполнитель: студентка Аверина Эльвира Мухаметзяновна

курса _______ группы ___________

Научный руководитель от института: ____________________

Научный руководитель по предприятию:

 

 

 

 

г. Бугульма 2013

 

 Содержание 

 

Дневник практиканта

Договор

Отчет по педагогической практике

Приложения

Характеристика на студента - практиканта

 

 

 

 

Отчет по педагогической практике

В период с « 14 » октября 2013 г. по « 10 » ноября  2013 г. Проходила практику на тему: «Психологическая безопасность образовательной среды» базой исследования послужил ГАОУ СПО «Бугульминский машиностроительный техникум», две группы техникума: группы № 11 г. (10 человек), группы №12 (10 человек).

Объект исследования: учащиеся техникума, как субъекты образовательной среды

Предмет исследования: базовые убеждения личности, как основа безопасности субъективного мира.

Цель исследования: определить особенности базовых убеждений личности студентов техникума.

Гипотеза исследования: базовые убеждения личности являются отражением психологической безопасности образовательной среды учебного учреждения - ведущего компонента, влияющего на психическое здоровье субъектов учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме психологической безопасности образовательной среды
  2. Используя методику исследования базовых убеждений личности Р. Янов-Бульман, определить особенности базовых убеждений личности студентов второго курса группы №12
  3. Используя методику исследования базовых убеждений личности Р. Янов-Бульман, определить особенности базовых убеждений личности студентов второго курса группы №11
  4. Обработать и интерпретировать результаты исследования.
  5. Разработать рекомендации по преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована совокупность следующих методов исследования:

  • теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблеме;
  • эмпирический (опросник "Шкала базовых убеждений" Р. Янов – Бульман);
  • организационный (сравнительный метод - сопоставление различных групп),
  • обработка данных (математический метод),
  • интерпретационный (описательный)

 

 

1. Организация и методы исследования базовых убеждений личности студентов техникума

 

Целью исследования является определение особенностей базовых убеждений личности студентов группы №12 и группы № 11.

Для достижения поставленной цели мы определили задачи:

  1. Используя методику исследования базовых убеждений личности Р. Янов-Бульман, определить особенности базовых убеждений личности студентов группы №12
  2. Используя методику исследования базовых убеждений личности Р. Янов-Бульман, определить особенности базовых убеждений личности студентов группы №11
  3. Обработать и интерпретировать результаты исследования.

Методы исследования: организационный (сравнительный метод -сопоставление различных групп), эмпирический (опросник Р. Янов-Бульман), способ обработки данных (математический), интерпретационный (структурный метод).

Методика: Шкала базовых убеждений (Приложение 1)

Цель методики: быстро и эффективно определить базовые убеждений о благосклонности и осмысленности окружающего мира, дружелюбности или враждебности окружающих людей и ценности собственного "Я".

Автор: Ронни Янов-Бульман /перевод и адаптация О. Кравцовой.

С целью изучения особенностей базовых убеждений личности студентов, было проведено обследование группы студентов группы №11 (группа №1 - 10 человек) и, для сравнения, группы студентов группы №12 (группа № 2 - 10 человек) с последующим сравнительным анализом полученных данных.

Шкала базовых убеждений – опросник, состоящий из 32 утверждений, отражающих оценку восьми основных категорий.

1) благосклонность мира (BW, benevolence of world);

2) доброта людей (BP, benevolence of people);

3) справедливость мира (J, justice);

4) контролируемость мира (C, control);

5) случайность как принцип распределения  происходящих

событий (R, randomness);

6) ценность собственного "Я" (SW, self-worth);

7) степень самоконтроля (контроля  над происходящими со-

бытиями) (SC, self-control);

8) степень удачи, или везение (L, luckiness).

Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:

  1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и ВР (благосклонность мира и доброта людей).
  2. Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий, вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), С (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность). Для получения показателя реверсивного R нужно суммировать баллы, обратные отмеченны по R относительно середины шкалы.
  3. Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность "Я"), SC (самоконтроль) и L (везение).

В норме показатели по всем шкалам выше середины, то есть не менее 3,5 баллов. В норме показатели по всем шкалам в сумме должны быть выше 12 баллов.

Группы были проинструктированы: "Отметьте, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений"

Опрос проводился путем самозаполнения студентами анкеты.

 

2. Обработка и интерпретация результатов исследования

 

Количественный анализ результатов исследования особенностей базовых убеждений личности студентов группы №11 представлены в таблицах 1, 2 (приложение 2).

В таблице 3 представлены сводные данные по диагностике трех категорий базовых убеждений студентов группы №11, составляющих ядро субъективного мира:

  1. Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям.
  2. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости.
  3. Убеждение в ценности собственного "Я". Здесь основные значения имеют три аспекта: самоценность, самоконтроль, оценка собственной удачливости.

 

Таблица 3. Сводные результаты исследования особенностей базовых убеждений личности студентов теникума.

 

Артур Т.

Анна С.

В.К.

Кирилл А.

Юрий К.

Сергей Е.

Гончаров

Сергей П.

Валера М.

Николай Б.

Благосклонность окружающего мира

3,38

4,13

3,25

3,38

4,13

4

3,25

3,38

3,25

3,5

Общее отношение к осмысленности мира

3,5

4

3,75

3,33

4,25

3,92

2,75

3,25

3,25

3,75

Собственная ценность, способность управлять событиями, везение

3,42

4,08

4,08

3,75

5

4

3,42

3,58

3,75

3,58

Общая сумма баллов

10,3

12,21

11,08

10,46

13,38

11,92

9,42

10,21

10,25

10,83


 

В процессе исследовательской работы было установлено следующее:

1. Анализ результатов убеждений  в благосклонности окружающего  мира у студентов группы № 11 показал, что 40 % студентов (4 человека) верят в то, что в мире больше добра, чем зла, что позволяет сделать вывод о наличии высокого адаптивного потенциала этих студентов. Обучение в техникуме не ведет к высокому уровню травматизации личности данных студентов, и представляет собой пример относительно успешной адаптации к условиям образовательной среды данного учебного заведения. 60 % студентов (6 человек) показали результаты незначительно ниже нормы. Наглядно данные результаты представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровень базового убеждения студентов группы №11 о благосклонности окружающего мира.

 

2. Анализ результатов убеждений  в осмысленности мира у студентов группы №11 показал, что 60 % студентов (6 человек) считают, что мир в целом справедлив, события подчиняются определенным законам и контролируемы. 30 % студентов (3 человека) показали незначительные отклонения результатов от нормы. Однако, следует обратить внимание на результаты Гончарова – 2,75 балла. Возможно, у данного студента была психологическая травма, связанная с несправедливым итогом определенных событий. Дело в том, что травмы такого рода разрушают наши представления о людской порядочности и всеобщей справедливости.

Наглядно данные результаты представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Уровень базового убеждения студентов группы №11 в осмысленности мира.

 

3. Анализ результатов убеждений  в собственной ценности, способности управлять событиями, везении у студентов группы №11 показал, что 80 % студентов (8 человек) считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Прослеживается внутренний контроль над процессом — настоящее "планируется мною", "идет от меня", "зависит лично от меня", "зависит от моих усилий и способностей". 20% студентов (2 человека) показали незначительные отклонения от нормы. Наглядно данные результаты представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Уровень базового убеждения студентов группы № 11 в собственной ценности, способности управлять событиями, везении.

 

4. В тоже время общая сумма  баллов показывает, что только 20 % студентов (2 человека) показали в норме показатели по шкале базовых убеждений. Данные результаты позволяют сделать вывод, что обучение в группы №11 является стрессовой ситуацией для студентов.

Поскольку образовательная среда создает условия, где мир человека получает новые измерения – сознание выходит на новый уровень, и одновременно меняется образ жизни, то следует сделать вывод о том, что жизненная позиция, убеждения данных студентов пока в целом не ориентированы на новые условия образовательной среды.

Наглядно сводные результаты по исследованию особенностей базовых убеждений студентов группы №11 представлены на рисунке 4.

Рисунок позволяет наглядно увидеть всю картину субъективного отношения к миру, справедливости, самоценности, самоконтролю, собственной удачливости каждого диагностированного студента группы №11. Позволяет определить необходимость оказания психолого-педагогической помощи отдельным студентам.

 

Рисунок 4. Сводные результаты исследования особенностей базовых убеждений личности студентов группы №11.

 

Количественный анализ результатов исследования особенностей базовых убеждений личности студентов группы №12 представлены в таблицах 4, 5 (приложение 3).

В таблице 6 представлены сводные данные по диагностике трех категорий базовых убеждений студентов группы №12.

Таблица 6 Сводные результаты исследования особенностей базовых убеждений личности студентов группы №12.

 

Боровская О.

Татьяна В.

Ксения С.

Инна К.

Лепеха

Алина М.

Юркова

Залевская

Алла Е.

Кристина П.

Благосклонность окружающего мира

5

3,38

3,75

4,63

5,25

3,5

4

3,88

4,5

4,5

Общее отношение к осмысленности мира

3,75

3,92

4,08

3,67

3,58

3,58

3,17

3,33

3,92

3,58

Собственная ценность, способность управлять событиями, везение

4,5

4,33

4,25

4

4,58

3,75

2,92

4,08

3,75

4,33

Общая сумма баллов

13,25

11,63

12,08

12,3

13,41

10,83

10,09

11,29

12,17

12,41

Информация о работе Отчет по практике на ГАОУ СПО «Бугульминский машиностроительный техникум»