Ощущение и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:26, реферат

Краткое описание

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 42.07 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Психические процессы, с помощью  которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма  и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают  как важнейшие компоненты любой  деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слажено и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимает и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимает только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.

 

Ощущение и восприятие

 

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных  закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого  мира необходимы для полноценной  ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы  деятельности человека и основные формы  его активности.

В познании принято выделять два  уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В  процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего  мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек  выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между  предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

Ощущение – это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

Ощущения являются наиболее простой  формой психической деятельности. Они  возникают как рефлекторная реакция  нервной системы на тот или  иной раздражитель. Физиологической  основой ощущения является нервный  процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:

Периферического отдела (рецептора), трансформирующего энергию в  нервный процесс;

Проводящих нервных путей, соединяющих  периферические отделы анализатора  с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к  периферии);

Подкорковых и корковых отделов  анализатора, где происходит переработка  нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Клеткам периферических отделов анализатора  соответствуют определенные участки  корковых клеток. Многочисленные эксперименты позволяют четко установить локализацию  в коре тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен  главным образом в затылочных зонах коры, слуховой - в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной  извилине, и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Воздействие  раздражителя на рецептор вызывает появление  раздражения. Начало этого раздражения  выражается в превращении внешней  энергии в нервный процесс, который  производится рецептором. От рецептора  этот процесс по афферентным путям  достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ  организма на раздражение - человек  ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия  внешней или внутренней среды  на периферическую часть анализатора  вызывают ответную реакцию, которая  передается по эфферентным путям  и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается  от горячего и т.д. Весь описанный  путь называется рефлекторным копытом. Взаимосвязь элементов рефлекторного  кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма  в разных условиях его существования.

Ощущения - это форма отражения  адекватных раздражителей. Так, например, зрительные ощущения возникают при  воздействии электромагнитных волн длиной в диапазоне от 380 до 780 миллимикрон, слуховые ощущения - при воздействии механических колебаний частотой от 16 до 20 000 Гц, громкостью от 16-18 до 120 децибел, тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи, вибрационные порождаются вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Тесно связана с адекватностью раздражителю ограниченность ощущений, обусловленная особенностями строения органов чувств. Человеческое ухо не улавливает ультразвуки, хотя некоторые животные, например дельфины, обладают такой способностью. Глаза человека чувствительны лишь к небольшому участку спектра. Значительная часть физических воздействий, не имеющих жизненного значения, нами не воспринимается. Для восприятия радиации и некоторых других воздействий, встречающихся на Земле в чистом виде и в количествах, угрожающих жизни человека, у нас просто нет органов чувств.

Пространственная локализация  раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.

Восприятие (перцепция) - это отражение  в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии  на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный  образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Основными свойствами восприятия как  перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

Предметность восприятия проявляется  в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или  явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как  мы используем их на практике.

Целостность восприятия заключается  в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно  оформленные структуры.

Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего  мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом  как одна и та же, выделяется им в  качестве целостной структуры.

Константность – обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров. Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Избирательность восприятия заключается  в преимущественном выделении одних  объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые  объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

Осмысленность восприятия указывает  на его связь с мышлением, с  пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает  вследствие непосредственного воздействия  объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое  значение. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при  виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми  объектами, отнести его к некоторой  категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего  субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит  название апперцепции. Восприятие - активный процесс, использующий информацию, чтобы  выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием  прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и  мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное  произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных  инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается  сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка  субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и  обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат  совместной деятельности различных  органов чувств. В зависимости  от объекта восприятия различают  восприятие пространства, движения и  времени.

Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности  сознания на определенном объекте. В  этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в  значительной мере зависит от предварительных  знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения – непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности - наблюдательность.

Таким образом, ощущение и восприятие являются неотъемлемыми элементами познавательных психологических процессов.

 

Воображение и творчество

 

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его  значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет  идейное содержание, но в отличие  от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных  формулах, так, что идейное содержание художественного произведения выступает  наряду с его образами, не получая  адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно-образное содержание художественного произведения и только оно должно быть носителем  его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать воображаемую новую ситуацию не путём нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужна особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, чем строже в нём соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

Соблюдение жизненной реальности не означает, конечно, фотографического воспроизведения или копирования  непосредственно воспринятого. Непосредственно  данное, как оно обычно воспринимается в повседневном опыте, по большей  части случайно; в нём далеко не всегда выделяется характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Настоящий  художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит  по-иному, чем художественно невосприимчивый  человек. И задача художественного  произведения - показать другим то, что  видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие. Так, написанный настоящим художником портрет Анны Карениной впервые  открыл Вронскому то самое милое  её выражение, которое, как казалось Вронскому после того, как он увидел портрет, он всегда в ней знал и  любил, хотя на самом деле он лишь благодаря  портрету впервые его действительно  увидал.

Информация о работе Ощущение и восприятие