Память в период молодости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

XX век часто называют «веком молодых». Настойчивость в отстаивании этого тезиса обычноосновывается на утверждении, что в молодежи заложены образцы и масштабы человеческого совершенства, которые в наше время бурного развития техники и информационного бума, казалось бы, неопровержимо устанавливают преимущество таких качеств молодости, как пластичность и умение быстро приспосабливаться к современным новациям. С молодежью вполне справедливо связывают непосредственное будущее нашей цивилизации и ее дальнейшие перспективы. Цель - изучение психологических особенностей памяти.

Содержание

Введение 3
1.Память в период молодости 6
1.1.Психологическая характеристика периода молодости 6
1.2.Проблема тревожности во взглядах отечественных и зарубежных авторов 9
1.3.Психологическая характеристика памяти 22
1.4.Связь уровня тревожности и кратковременной памяти в период молодости 24
2. Проведение психолого – педагогических исследований 26
2.1. Исследование объема кратковременной памяти по методике Джекобсона. 26
2.2. Тест ситуативной тревожности Спилбергера 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение 37

Вложенные файлы: 1 файл

№ 102.Память в период молодости(26.04.11).docx

— 99.32 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1.Память в период молодости 6

1.1.Психологическая характеристика периода молодости 6

1.2.Проблема тревожности во взглядах отечественных и зарубежных авторов 9

1.3.Психологическая характеристика памяти 22

1.4.Связь  уровня тревожности  и  кратковременной памяти  в период молодости 24

2. Проведение психолого – педагогических исследований 26

2.1. Исследование объема кратковременной памяти по методике Джекобсона. 26

2.2. Тест ситуативной тревожности Спилбергера 28

Заключение 32

Список использованной литературы 35

Приложение 37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

XX век  часто называют «веком молодых». Настойчивость в отстаивании этого тезиса обычноосновывается на утверждении, что в молодежи заложены образцы и масштабы человеческого совершенства, которые в наше время бурного развития техники и информационного бума, казалось бы, неопровержимо устанавливают преимущество таких качеств молодости, как пластичность и умение быстро приспосабливаться к современным новациям. С молодежью вполне справедливо связывают непосредственное будущее нашей цивилизации и ее дальнейшие перспективы.

С другой стороны, молодежь принято ругать за то, чтоона олицетворяет собой непочтительность, заносчивость, самодовольное невежество, порицающее все, и чтоона многого не понимает и не принимает. Этот возраст принято считать, взбалмошным, бурным, беспощадным и даже развратным.

Именно в молодости люди чаще всего вступают в брак, очень большая часть которых в скором времени распадается, после чегоостаётся масса взаимных обид и претензий.

Любопытно, что самими представителями молодого поколения их возраст часто воспринимается как переходный, а именно: 1) как своеобразный «аванс» жизни на будущее; 2) как право на ошибки; 3)как возраст разрешенного недомыслия; и отсюда, как следствие, заниженность у ряда представителей этого возраста требований к себе, неразвитое чувствоответственности за себя и свои поступки, а тем более - нежелание принимать ответственность за других (например, за сексуального партнера и детей).

Эти чисто эмоциональные оценки не стоило бы и упоминать, если бы в них не раскрывалась одна примечательная особенность молодости - ее противоречивость, ее переходный, «временный» характер, характер «ожидания взрослости».

Как объект научного исследования молодежь выступает довольно своеобразно. Масса психологических данных, полученных психологией о закономерностях психических процессов человека, добыта в основном на «испытуемых» из разряда молодых людей, которые легче и охотнее всего идут на эту роль. Поэтому, когда мы говорим о взрослых «стандартах» и «нормах» в психологических экспериментах, речь чаще всего идет о выборке лиц от 18-20 до 30 лет.

Объект исследования –память в период молодости.

Предмет - психологические характеристики памяти в молодости.

Цель - изучение психологических особенностей памяти.

Задачи:

  • Изучить психологические характеристики периода молодости;
  • Изучить проблемы тревожности во взглядах отечественных и зарубежных авторов;
  • Изучить психологические характеристики памяти;
  • Определить связь  уровня тревожности  и  кратковременной памяти  в период молодости;
  • Провести психолого – педагогические исследования.

Методология исследования включает в себя метод сопоставительного анализа, синтеза, а также индукции.

Сопоставительный анализ дает возможность расчленить элементы психологии на отдельные части с рассмотрением каждого из них в отдельности. Затем  синтез объединяет все данные, полученные в результате анализа. Индуктивный метод, в свою очередь, помогает исследовать их черты от частного к общему.

В процессе работы используются материалы из отечественных  и зарубежных библиографических источников.

Содержание  работы включает в себя введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложение с таблицами для проведения психолого-педагогических исследований.

 

1. Память в период молодости

1.1. Психологическая характеристика периода молодости

 

Возрастные  границы молодости разными авторами определяются в разных промежутках  развития. Так, В. Квин1: 18 40 лет; Г. Крайг молодость включает в раннюю взрослость (20 40 лет).

Молодость охватывает период жизни от окончания  юности (20 23 года) примерно до 30 лет, когда  век «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых).

Условно определяя молодость в пределах от 20 23 лет и до 30, надо иметь в  виду, «...что "молодежь" не столько  возрастное понятие, пишет И.В. БестужевЛада, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена  и в различных слоях общества относили людей разного возраста.

Здесь основным критерием часто служит понятие: «начинающий». «Молодой ученый», «Молодой работник», «Молодой поэт» И т. д.

Молодость для большинства молодых людей  и студенческая пора.

Молодость это и самоопределение и начало профессиональной деятельности.

Молодость это и выбор спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей.

Психофизиологические  функции достигают в этот период оптимума своего развития:

  • оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, сенсомоторные реакции и многое другое наблюдаются около 20-25 лет (Е.Ф. Рыбалко2);
  • средний возраст олимпийских чемпионов среди женщин 23,6 лет, для мужчин 25,3 года; · активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции (Б.Г. Ананьев3);
  • в период молодости происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.

Если  в начале молодости преобладают  юношеские черты, то к 30 годам они  замещаются характеристика ми взрослости.

В молодости  может сохраняться гетерохронность  развития, согласно которой различные  стороны личности развиваются независимо. Если Л.С. Выготский 4отмечал, что в отрочестве происходит несовпадение во времени трех сторон его развития: интеллектуального, полового и социального, то Б.Г. Ананьев указывает на несовпадение во времени наступления зрелости чело века как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать в каком-то направлении.

Одни  авторы считают, что развитие когнитивной  сферы индивида прекращается на рубе же 18-20 лет, в последующие годы происходит снижение интеллектуальных показателей. Другие доказывают, что в период молодости, ранней взрослости когнитивное  развитие продолжается.

Динамика  и направление развития Когнитивной  сферы может быть как положительной, так и отрицательной. И динамика развития когнитивной сферы человека при достижении молодости (ранней взрослости) в значительной степени имеет  индивидуальноситуативную обусловленность. С. Пако считает, что в этом процессе участвуют внутренние и внешние  факторы. К внутренним факторам относится  одаренность индивида. У более  одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, инволюция наступает  позже и происходит медленнее, чем  у менее одарённых. Внешние факторы  это социально-экономические и  культурные условия. После школы  образование носит не столько  обязательную, сколько личностную обусловленность. Большую роль играет самообразование  и самореализация. И развитие когнитивной  сферы связано с развитием  и формированием личности.

Начало  молодости воспринимается как положительное  и ценное чувство, человек начинает строить будущее, ориентируясь на жизненную  перспективу в целом. Во всех сферах (социальной, профессиональной, эмоциональной, личностной) обнаруживается стремление к самовыражению. Профессиональная карьера набирает свои обороты. Строительство  семьи стремление женщин, хотя они  в не меньшей степени, чем мужчины, устремлены и на карьерные цели.

Развитие  молодого человека (по В. Окум) в контакте 3-х самостоятельных систем, связанных  с различными аспектами его Я:

  • Я как индивидуум
  • Я как член семьи
  • Я как работник

В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости  от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать каком-то направлении.

Так же к концу периода молодости  наступает кризис 30-летия (в 28 33 года). У людей изменяется представление  о мире и о себе, часто даже разрушается прежний образ жизни. И.С. Кон5 отмечает, что никто не может реализовать себя полностью. Самоанализ выявляет эту нереализованность.

Представления о жизни, сложившиеся  между 20 и 30 годами, не удовлетворяют  человека. Он, как бы оглядывается назад, на свой прожитый путь, обнаруживает, что  жизнь его несовершенна, что он мало сделал по сравнению с тем, что  мог бы сделать, что он не достиг желаемого. Происходит критический  пересмотр своего «Я», жизненных  целей, планов и ценностей.

1.2. Проблема тревожности во взглядах отечественных и зарубежных авторов

 

Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное  состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической  литературе это различение зафиксировано  соответственно в понятиях «тревога»  и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для  обозначения явления в целом.

При оценке состояния проблемы тревожности  в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие  тенденции. С одной стороны, ссылки на неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в  нашей стране, так и за рубежом  едва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные  явления и что значительные расхождения  в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями  существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые  «общие контуры» тревожности (рассмотрение ее в соотношении «состояние —  свойство», понимание функций состояния  тревоги и устойчивой тревожности  и др.) и выделить тревожный тип  личности.

В отечественной  психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными  причинами — условиями, не поощрявшими  анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В  последнее десятилетие интерес  российских психологов к изучению тревожности  существенно усилился в связи  с резкими изменениями в жизни  общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной  напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время  в нашей стране тревожность исследуется  преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков-испытателей, спортсменов, при психотерапии и др.).

Подобное  положение в изучении проблемы тревожности  во многом обусловлено и логикой  развития отечественной психологической  науки, в которой изучение эмоций, эмоциональных состояний, доминирующих эмоциональных переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область  устойчивых образований эмоциональной  сферы оставалась, по сути, не исследованной.

Изучение  тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большее количество работ посвящено  детям 5—8 лет (что во многом связано  с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у более  старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно  в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны.

Изучение  тревожности на разных этапах детства  важно как для раскрытия сути данного явления, так и для  понимания возрастных закономерностей  развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как  отмечают многие исследователи и  практические психологи, лежит в  основе целого ряда психологических  трудностей детства, в том числе  многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую  службу образования.

Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность  и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным  ситуациям (экзамены, соревнования и  др.), при овладении новой деятельностью.

Информация о работе Память в период молодости