Переживания подростков, вызванные разводом родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:34, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день существует ряд психологических исследований, результаты которых подтверждают, что дети разведенных родителей во взрослой жизни испытывают определенные трудности в своей семейной жизни. Замкнутость и одиночество подростка, вызванные трагедией развода, переносится дальше по жизни, выражаясь агрессивностью и эгоизмом, преобладающими над коммуникабельностью и рациональным развитием. Таким образом, государство в этом случае, прикладывая усилия по становлению личности будущего гражданина, изначально остается в проигрыше. Существующие системы воспитания и обучения, возможно, не учитывают особенностей семейной жизни таких подростков, оставляя право на рост человека как личности за вероятностью событий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА 4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК» В СИТУАЦИИ РАСПАДА СЕМЬИ 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА ПОСЛЕ РАЗВОДА В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Вложенные файлы: 1 файл

Психология подростка1.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Переживания подростков, вызванные разводом родителей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                         3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА                                       4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  «РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК» В СИТУАЦИИ РАСПАДА СЕМЬИ              6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА ПОСЛЕ РАЗВОДА В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ             10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                   15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                            17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Около половины браков в стране 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. По данным статистики (Белстат) установлено, что на каждые 1000 браков у нас приходится 428 разводов [1]. Влияние развода родителей на психологическое состояние детей их дальнейшую жизнь трудно переоценить. С первых дней рождения и далее ребёнок чувствует привязанность к родителям, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей пытается строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации.

В момент развода, лишившись  защиты, подросток остается один на один с чувством разделения любви  между двумя родителями. Дети любят  обоих родителей, им необходимы и  мать, и отец, поэтому они не желают поддерживать ни одну из сторон. Огромное психологическое давление со стороны общества, требующего косвенно или что самое страшное прямо определиться какую сторону подросток должен принять, вызывает стресс. Далее, пытаясь переосмыслить свою дальнейшую жизнь, ребенок-подросток в силу небольшого жизненного опыта не способен четко сформировать свои жизненные приоритеты вследствие длительных переживаний. Дальнейшее развитие внутреннего конфликта может привести к различным психологическим травмам и фобиям. Поэтому, разрушение семьи не может не влиять на психологическое состояние подростка при формировании характера и направлений развития.

Многочисленные разводы  предполагают формирование множества  личностей, не имеющих потенциала к  стремлению совершенствования и  развития, что является огромным препятствием эволюции общества и сохранения его моральных и культурных ценностей. В работе предполагается не только раскрыть особенности переживания подростков, но и сформировать поведенческую методику социальных групп его общения по снижению последствий развода.

На сегодняшний день существует ряд психологических  исследований, результаты которых подтверждают, что дети разведенных родителей  во взрослой жизни испытывают определенные трудности в своей семейной жизни. Замкнутость и одиночество подростка, вызванные трагедией развода, переносится дальше по жизни, выражаясь агрессивностью и эгоизмом, преобладающими над коммуникабельностью и рациональным развитием. Таким образом, государство в этом случае, прикладывая усилия по становлению личности будущего гражданина, изначально остается в проигрыше. Существующие системы воспитания и обучения, возможно, не учитывают особенностей семейной жизни таких подростков, оставляя право на рост человека как личности за вероятностью событий.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА

Изначально, психологическая  сущность семейного конфликта который  может закончиться разводом имеет  различные причины. Как известно, на протяжении жизни люди значительно  изменяются, происходят возрастные изменения, меняется опыт, приобретаемый во внесемейном общении. В результате всех этих изменений годами упроченные формы взаимодействия людей в семье могут не поспевать за изменениями человека, и при определенных условиях это противоречие может заостриться до открыто конфликтных форм. Вторым видом конфликтов могут служить те, которые возникают при необходимости перестроить привычные отношения под влиянием изменившихся условий жизни. Для многих семей сама необходимость что-то изменить становится помехой единства семьи. В некоторых случаях причиной открытого конфликта может стать накопившееся ощущение неблагополучия, которое становится предметом осознания одного из супругов. Естественно, что в этих конфликтах дети занимают определенное место. Часто ребенка втягивают в конфликт и бессознательно используют как орудие в борьбе за изменение стиля отношений либо как рычаг сохранения привычной неизменности. Психологи часто встречаются с семейными конфликтами, в основе которых лежат именно отношения с детьми. Ребенок становится центром конфликта. Все такие конфликты независимо от возраста и индивидуальности ребенка объединяет одно: невозможность для родителей отказаться от привычных, зафиксированных стереотипов во взаимодействии с ребенком, перестроить систему оценок его поведения, изменить стиль воспитания в семье. Чаще всего особенную остроту такие конфликты приобретают в семьях подростков, когда необходимость выхода ребенка за пределы семейного круга вызывает острое сопротивление со стороны одного из родителей, а другой занимает позицию нейтралитета или поддержки ребенка.

Развод родителей отражается на спектре отношений в семье. Разрушается целостность внутреннего  мира ребенка-подростка, основанная на возможности ощущения интимность человеческой любви, предоставленную матерью, и формирования отношения к человеческому обществу, представляемую отцом [2]. Для детей и подростков самая острая реакция на расставание родителей проявляется в течение первых 6 месяцев или года после развода. По мнению А.И. Захарова, у ребенка настолько тесная связь с родителями, что практически все важные изменения в их жизни ставят ребенка на грань риска возникновения заболевания. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний, являющихся следствием невроза. В своих работах В.И. Гарбузов указывает на то, что состояние подростка оказывается показателем отношений его родителей, имея при этом в виду, что болезненные психологические проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации. Период времени после развода родителей негативно связан с субъективным восприятием подростками собственного ближайшего и отдаленного будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК» В СИТУАЦИИ РАСПАДА СЕМЬИ

Первые несколько лет  после развода дети в разведенных  семьях, независимо от уровня конфликта, проявляют антисоциальное и импульсивное поведение, агрессию, неуступчивость, зависимость, раздражительность. При разводе родителей подростку часто приходиться приспосабливаться к другому типу отношений с ними, особенно с тем из них, кто не является опекуном. Часто родители, которые периодически общается с подростком, считают, что имеют законное право вмешиваться в занятия своих детей и устанавливать для них правила, даже если находиться далеко. Дети, однако, чувствуют что, если родителя нет, он не имеет права вносить ограничения в их жизнь. Раздражение и злость на родителя, появляющаяся в таких ситуациях, могут также привести к подростковой депрессии и чувству самобеспомощности в создании более продуктивных отношений с родителями.

Часто подросток считает, что он может сохранить отношения  родителей, приложить максимум усилий, чтобы они остались вместе, но достигнув желаемого результата, переоценив свои возможности, у подростка приходит разочарование появляются мысли о собственной несостоятельности. Он начинает самоуничтожаться, снижается самооценка, а вслед за ней наступает депрессия. Они злятся на родителей из-за развода, нервничают, страдают, чувствуют себя одинокими и беспомощными. Возникают физические недомогания: головная боль, колики, расстройство аппетита. При разводе родителей поведение мальчиков отличается от поведения девочек.

Мальчики более восприимчивы к стрессу, у них ухудшается способность сосредоточиться, появляются конфликты со сверстниками, они проявляют агрессивность к любимым домашним животным или отказываются от занятий, которые раньше доставляли им удовольствие. У мальчиков-подростков из разведенных семей на фоне сниженного уровня стрессоустойчивости проявляется также стремление к осторожности, предупреждению развития негативных ситуаций и склонность к длительному глубокому внутреннему переживанию неприятных ситуаций.

Девочки приспосабливаются быстрее, подавляют свои чувства, делают вид, что они все понимают. Но часто подавленные эмоции позднее прорываются, уже во взрослом состоянии, показывая, что обиды не забыты. Девочки-подростки в ситуациях фрустрации уделяют чрезмерное внимание удовлетворению ситуативно возникающих потребностей, не склонны прибегать к помощи окружающих в попытках разрешить сложные ситуации. Они характеризуются преобладанием активных видов агрессии, состоянием постоянного возбуждения, эмоциональной неустойчивости, с преобладанием пониженного настроения. Отличительной характеристикой девочек является негативное внутреннее напряжение, эмоциональные переживания в ситуациях учебной деятельности: тревога, страх при оценке их способностей, возможностей, проверке знаний и т.д. Чем на более ранний возраст приходился развод, тем негативнее оценивают собственное ближайшее и отдаленное будущее, как мальчики, так и девочки из разведенных семей. Взаимоотношения подростка живущего с матерью и отцом также существенно различаются.

Характер отношений  между одинокой матерью и ее детьми-подростками  сказывается на формировании неблагоприятных  личностных и эмоционально-поведенческих  особенностей подростков. Значимыми  параметрами отношений «мать-сын», негативно отражающимися на развитии эмоциональной сферы мальчиков-подростков является дисгармонично-непоследовательное отношение матери к сыновьям, а у девочек-подростков - амбивалентность воспитания, проявляющаяся в снижении внимания одинокой матери к воспитательному процессу дочерей. Дисгармоничное отношение матери к сыновьям в разведенной семье провоцирует у них развитие в большей степени чувства вины. Амбивалентность воспитания, проявляющаяся в нетребовательности и снижении внимания одинокой матери к дочерям вызывает чувство обиды, вины, замкнутость [3].

Матери часто пытаются найти в своем сыне то, чего не удалось отыскать в партнере. Нередко  такие матери, надеясь, что сыновья  станут для них надеждой и опорой, переносят на них всю свою нереализованную  любовь. Стремясь подольше удержать мальчика возле себя, мать убеждает себя и ребенка в том, что он не может быть самостоятельным. Такой внушаемый и зависимый от матери ребенок, скорее всего, вырастет мнительным и тревожным. С другой стороны, такой мальчик сможет научиться пользоваться этим «особым положением». Нередко бывает и так, что такой мальчик будет сопротивляться этой «сильной любви» и начнет доказывать свою «мужественность»: грубостью, агрессивностью, асоциальным поведением, брошенной учебой, что приводит зачастую к не менее печальным последствиям [4]. Дезадаптивное отношение матери к подростку в ситуации после развода обусловлено влиянием следующих психологических факторов: отчуждение, детские проблемы, нереализованные возможности, ревность к супругу, взаимное непонимание; такие психологические факторы, как: отвергание матери, материнская отчужденность, обвинение матери.

Отец психологически всегда присутствует в семье. Это  присутствие утвердилось в тот момент, как только общество перешло к моногамной семейной модели взаимоотношений, включающей женщину, мужчину и ребенка. И даже при физическом отсутствии отца, как бы парадоксально это ни звучало, отец все равно присутствует в семье в форме «образа», некого символа или мифа. Многие исследователи высказывают предположения о том, что бессознательная связь со своим отцом и отцом своего отца (дедушкой) может прослеживаться на протяжении нескольких поколений. Такая «трансгенерационная» связь или преемственность, передача между поколениями проявляется в феноменах «синдрома годовщины», описанного Д. Хиллгард, А. Шутценбергер, «склепа и призрака», описанного Н. Абрахамом и М. Терек, «скрытой лояльности семье», как неосознанной идентификации с членом семьи, описанной И. Бузореми-Надем, в виде «семейных мифов» [5].

Таким образом, прямо  или косвенно отец будет присутствовать всегда в жизни подростка-мальчика. Общение с отцом при условии, что развод был вызван не насилием в семье, необходимо рассматривать как обязательную традицию. Особенности общения подростка с отцом заключается в чувстве дискомфорта и вины, которые чувствует отец при общении с ребенком. Мужчина, является защитником семьи, а именно эту роль он не выполнил. Этапы обучения при общении с сыном после развода также не могут быть честными и открытыми. Ведь тот пример, что показал отец в своей жизни, на примере своей семьи, перечеркивает безоговорочность его наставлений. Это является основным кризисным моментом в общении с отцом, так как любовь и нежность в полной мере, особенно после развода, несет смысловой образ матери.

Ситуация развода может быть драматичной для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. В связи с этим, возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, т.е. тревогой одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое беспокойство при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний.

При сравнении практики матерей  и отцов, по результатам опроса мальчиков-подростков, выявляются определенные характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях "ради блага" ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. У матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от аналогичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов - это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим [6].

Характерные различия в оценках  воспитательной практики матерей и  отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

Информация о работе Переживания подростков, вызванные разводом родителей