Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:38, реферат
Познавательные или психические процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь ) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Познавательные процессы и их роль ………………………………………………………………. стр. 3
Восприятия ………………………………………………………………………………………………………… стр. 3
Память …..…………………………………………………………………………………………………………… стр. 5
Мышление ………………………………………………………………………………………………………… стр. 6
Внимание ………………………………………………………………………………………………………….. стр. 8
Воображение ……………………………………………………………………………………………………. стр. 8
Речь ………………………………………………………………………………………………………………….. стр. 10
Список литературы …………………………………………………………………………………………. стр. 13
Познавательные или психические процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь ) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Человек рождается с достаточно
развитыми задатками к
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.
Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей отражение объективной реальности в ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Восприятие — результат
Закономерность субъективности восприятия — одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, носит название апперцепция.
К свойствам восприятия относят следующие:
1.Целостность — восприятие есть всегда целостный образ предмета. Как правило, вначале воспринимается целое, а затем уже детали. Некоторые работники, особенно обладающие торопливым умом, имеют тенденцию, ухватив суть того, что хотели услышать, сделать выводы, причем, как правило, неверные. Впоследствии они будут утверждать, что именно так им и сказали делать. Если невозможно охватить объект или явление полностью, во всех его особенностях, то человек домысливает недостающие детали по своему разумению.
2. Константность — окружающие
объекты воспринимаются как
3. Структурность — восприятие
не является простой суммой
ощущений. Мы воспринимаем фактически
абстрагированную из этих
4. Осмысленность — восприятие
тесно связано с мышлением,
с пониманием сущности
Память — когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными.
Существуют различные
- по сенсорной модальности — зрительная ( визуальная ) память, моторная ( кинестетическая ) память, звуковая ( аудиальная ) память, вкусовая память, болевая память;
- по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
- по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
- по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
- по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
- по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
- по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
- по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Процессы памяти.
Запоминание — это процесс памяти,
посредством которого происходит запечатление
следов, ввод новых элементов ощущений,
восприятие, мышления или переживания
в систему ассоциативных
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Забывание — потеря возможности
воспроизведения, а иногда даже узнавания
ранее запомненного. Наиболее часто
забываем то, что незначимо. Забывание
может быть частичным (воспроизведение
не полностью или с ошибкой) и
полным (невозможность
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии.
Мыслительная деятельность человека
неразрывно связана со второй сигнальной
системой. В основе мышления различают
два процесса: превращение мысли
в речь (письменную или устную) и
извлечение мысли, содержания из определенной
его словесной формы сообщения.
Мысль — форма сложнейшего
обобщенного абстрагированного
отражения действительности, обусловленного
некоторыми мотивами, специфический
процесс интеграции определенных представлений,
понятий в конкретных условиях социального
развития. Поэтому мысль как элемент
высшей нервной деятельности представляет
собой результат общественно-
Творческое мышление человека связано с образованием все новых понятий. Слово как сигнал сигналов обозначает динамичный комплекс конкретных раздражителей, обобщенных в понятии, выраженном данным словом и имеющим широкий контекст с другими словами, с другими понятиями. В течение жизни человек непрерывно пополняет содержание формирующихся у него понятий расширением контекстных связей используемых им слов и словосочетаний. Любой процесс обучения, как правило, связан с расширением значения старых и образованием новых понятий.
Словесная основа мыслительной деятельности
во многом определяет характер развития,
становления процессов мышления
у ребенка, проявляется в формировании
и совершенствовании нервного механизма
обеспечения понятийного
Глубина мыслительной деятельности, определяющая умственные особенности и составляющая основу человеческого интеллекта, во многом обусловлена развитием обобщающей функции слова. В становлении обобщающей функции слова у человека различают следующие стадии, или этапы, интегративной функции мозга. На первом этапе интеграции слово замещает чувственное восприятие определенного предмета (явления, события), обозначаемого им. На этой стадии каждое слово выступает в качестве условного знака одного конкретного предмета, в слове не выражена его обобщающая функция, объединяющая все однозначные предметы этого класса. Например, слово «кукла» для ребенка означает конкретно ту куклу, которая есть у него, но не куклу в витрине магазина, в яслях и т. д. Эта стадия приходится на конец 1-го — начало 2-го года жизни.
На втором этапе слово замещает
несколько чувственных образов,
объединяющих однородные предметы. Слово
«кукла» для ребенка становится
обобщающим обозначением различных
кукол, которые он видит. Такое понимание
и использование слова